Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.

2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).

3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.

4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.

5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.

Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.

Брачно-семейное право

Законы Ману: уголовное право и процесс.

9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.

10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.

11. Основные черты афинского права.

12. Общественный и государственный строй Спарты.

13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)

14. Государственный строй Римской республики.

15. оСОБЕННОСТИ общественного строя и правовое положение групп населения Римской республики. Три статуса правоспособности и способы ее утраты.

Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.

16.Падение республики и переход к монархии в Древнем Риме: реформы Гракхов, военная реформа, триумвираты.

17.Общественный и государственный строй Римской империи (принципат и доминат). Причины падения Западной Римской империи.

18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.

19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву

20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву

21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право

22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву

23. Брак и семья по римскому праву

24. Наследование по римскому праву

25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме

26.Особенности возникновения государства у франков. Государственный строй раннефеодальной монархии франков

27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.

28.«Салическая, правда»: регулирование имущественных отношений, семейно-брачное и наследственное право.

30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX

Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.

31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.

32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.

Реформы Ришелье

Вопрос 33: Правовое регулирование поземельных отношений в феодальной Франции: феод, сезина, цензива, сделки с землей, наследование земли.

Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.

35 вопрос: Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.

Реформы Генриха II

36 вопрос: Сословно-представительная монархия в Англии. «Великая Хартия вольностей» 1215 г. Возникновение парламента.

Великая хартия вольностей. 

Возникновение парламента

37 вопрос: Общественный и государственный строй “Священной Римской империи германской нации» X-XV вв. «Золотая булла» 1356 г.

«Золотая булла» 1356 г.

38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.

39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.

40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.

41 вопрос: Своеобразие феодального права в Англии: «общее право», «право справедливости», статутное право. Классификация феодальных земельных держаний, доверительная собственность.

42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.

43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».

44 вопрос: Феодальное право Германии. «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». «Каролина». «Прусское земское уложение» 1794 г.

45. Уголовное право и процесс по «Каролине».

46.Общая характеристика Английской буржуазной революции XVII века: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

47. Конституционный период Английской буржуазной революции XVII века. «Петиция о праве» 1628 г., «Великая ремонстрация» 1641 г.

48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.

49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.

50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.

51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.

52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.

53. Образование США. «Декларация независимости» 1776 г. «Статьи конфедерации» 1781 г. Причина перехода от конфедерации к федерации

Декларация независимости 1776 г.

54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.

55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.

56.Общая характеристика Великой французской революции XVIII в.: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.

58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.

59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.

60. Возникновение французского буржуазного гражданского права. Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.

61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.

62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.

63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.

64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.

65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.

66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.

67.Создание государства диктатуры пролетариата и социально-экономическое законодательство Парижской коммуны.

68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г

69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

70.Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце XIXв.. Конституция 1871 г

71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.

72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г

73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.

74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.

75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.

76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.

77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.

78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.

79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.

80) Конституционное развитие Франции после Второй мировой войны. Четвертая и Пятая республики. Конституция 1946 г. и 1958 г.

81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии

83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии

84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.

85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время

86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время

87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.

54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.


Новая Конституции США, одобренная 17 сентября 1787 г. и вступившая в силу 4 марта 1789 г., стала первой конституцией единой федеративной республики, обладавшей полной международной правоспособностью. Это весьма краткий документ, состоявшей из преамбулы и семи статей, из которых первые три посвящены регламентации законодательной, исполнительной и судебной власти. В основе этого акта лежат следующие политико-правовые принципы и идеалы:

I. Республиканизм как принцип конституционного устройства, под которым «отцы-основатели» понимали безусловное верховенство законодательной власти и выборное ответственное правительство, сменяемое в установленные сроки.

II. Федерализм как принцип внутреннего устройства, т.е. приоритет федерации в отношении штатов, не допускающий возможности неподчинения их федеральным властям. Это приводит к тому, что решения органов власти штатов являются квазисуверенными решениями в пределах лимита, установленного федеральной властью. Ограниченный характер суверенитета штатов проявляется в следующем: а), они лишены права на сецессию, т.е. выход из федерации; б) действует принцип «всеобщего межгражданства», т.е. гражданин одного штата считается гражданином любого другого и всего государства; в) законодательные полномочия штатов ограничены: есть исключительная сфера федеральной компетенции, и за Конгрессом США сохраняются также т.н. «подразуме­ваемые полномочия» по изданию законов, «каковые будут необходимы и уместны»; г) закреплено верховенство федерации в экономической и политической сферах, например, раздел 4 ст. IV закрепил право вмешательства федерации в дела штатов для под­держания в них «республиканской формы правлений», частое использование фе­деральных вооруженных сил для предотвращения «внутренних волнений» в штатах.

III. Верховенство (супрематия) федерального права (ст. VI), т.е. положение о том, что «Конституция и законы США, изданные на ее основе, заключенные дого­воры признаются верховным правом страны, и судьи каждого штата должны руко­водствоваться ими, хотя бы в конституции или законах какого-либо штата со­держались противоречащие им положения».


IV. Принцип разделения властей, который проявляется в следующих моментах: 1) четкое размежевание компетенции конгресса, президента и судебных органов; 2) различные способы формирования этих органов власти (избрание президента и конгресса путем всеобщих выборов, а независимость судебной власти обеспечивает­ся пожизненностью назначения судей, которое производит президент, но лишь с сог­ласия верхней палаты конгресса); 3) наличие системы «сдержек и противовесов», т.е. процедур, позволяющих одной ветви власти контролиро­вать в определенной мере другую; 4) признание равенства всех властей, т.к. ни одна из них не может рассматриваться как высшая по отношению к другой.

Законодательная власть в лице Конгресса США согласно принципу бикамерализма состояла из двух палат – Сената и Палаты представителей.

Конгресс получил право регу­лировать торговлю и налогообложение, водить таможенные пошлины и выпускать деньги, объявлять войну и начинать военную мобилизацию.

Особые прерогативы по­лучал Сенат. Сенаторы избирались на 6 лет, с обновлением каждые 2 года на 1/3, в то время как члены второй палаты избирались лишь на 2 года. Решения Палаты представителей подлежали утверждению Сената; с согласия 2/3состава Сенат получал право суда над высшими должностными лицами, включая Президента; Сенату был отдан приоритет в делах внешней политики.

Исполнительная власть в лице Президента США, набираемый на четыре года, обладающий правом вето в отношении решений Конгресса в случае, если при повторном рассмотрении Конгресс не подтверждал своего первоначального решения большинством в 2/3 голосов. Президент являлся верховным главнокомандующим, имел право помилования, заключения договоров с иностранными государствами, назначения членов кабинета, высших дипломатических представителей, а также членов Верховного суда. Однако и заключение договоров, и назначение на должности приобретали силу только после их одобрения Конгрессом. Кроме того, Президент ежегодно обязан был представлять Конгрессу отчет о положении дел в стране.

Судебная власть в лице Верховного суда США в качестве высшей судебной инстанции, члены которой избирались пожизненно. Он имел право отменить любой закон, решение Конг­ресса или договор, признав их неконституционными. Его заключения являлись окончательными, и ранее принятые решения теряли силу.



V. Идея общественного договора, ибо по мысли «отцов-основателей», хорошо зна­комых с идеями Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, государственное правление зиждется на договоре народа с правительством, которое согласно этому договору обязано обеспечивать должное осуществление естественных прав народа, а тот в свою очередь – проявлять преданность и послушание по отношению к правительству. Провоз­глашенное же в Декларации независимости незадолго до этого право народа на восстание и свержение неугодного ему правительства было предано забвению, в чем проявилась «народная боязнь» делегатов, усугубленная недавним восстанием Д. Шейса.

VI. Принцип жесткости конституции, который означает весьма сложную процедуру ее дополнений и изменений (ст. V): а) нужно 2/3 голосов членов обоих палат или 2/3 голосов штатов; б) ратификация поправок легислатурами 3/4 штатов.

В результате был подготовлен оригинальный и сбалансированный проект но­вой федеральной Конституции. Он был весьма совершенен с точки зрения своей формы, но при этом не был лишен и некоторых недостатков, важнейшими из которых было отсутствие принципа о том, что власть, не переданная Конгрессу по Конституции, должна сохраняться за штатами, и отсутствие указания о сохране­нии штатами своего суверенитета в тез пределах, в которых он не передан феде­рации, а также отсутствие самостоятельного раздела о гражданских правах и свободах, хотя в тексте Конституции был закреплен ряд основных конституционных га­рантий прав («хабеас корпус», запрещение обратной силы законов и наказаний без суда, гарантия суда присяжных по уголовным делам, строго ограничительное понятие государственной измены, запрет привилегий при назначении на государственные долж­ности в связи с религиозными убеждениями).

Примечание 1. Так как в это время еще слишком сильна была англо-американская традиции ограничения правительства путем декларации прав, то отсутствие в федераль­ной конституции развернутого «билля о правах» вызывало естественное недове­рие к ней и к федеральному правительству. Для вступления Конституции в силу требовалась ее ратификация не менее чем 9 штатами, и при обсуждении на ра­тификационных конвентах 7 штатов оговорили свое согласие на ее введение лишь при условии, что будет включен федеральный «билль о правах».

На первом заседании Палаты представителей Конгресса, созванного по Конституции, ратифицированной к июлю 1788 г., Джеймс Мэдисон предложил развернутый проект общегосударственного билля о правах.


«Билль о правах», утвержденный в форме первых 10 поправок к Конституции США Конгрессом 21 сентября 1789 г., официально вступил в силу в 1791 г. Провозглашенные в нем права и гарантии были значительно уже того, что за­креплялось в конституциях большинства штатов, но, тем не менее, он был прогрессивным документом:

1) впервые на общегосударственном уровне был единообразно определен право­вой статус американского гражданина;

2) БЫЛА, создала сфера общефедерального контроля и законодательства в отно­шении гражданских прав и свобод;

3) впервые в истории политического законодательства гражданские права и свободы были построены не как запреты и ограничения, наложенные в т.ч. и на законодателей;

4) перечисленные права граждан не должны были толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

В целом, Билль о правах 1791 г. можно разделить на три части:

I часть. Политические права и свободы: свобода вероисповеданий, слова, печати, собра­ний и петиций, право хранения и ношения оружия (поправки I-II).

II часть. Личные и социально-экономические права и свободы: неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, установление неотчуждаемости частной собственности «для общественных нужд без справедливого возмещения» (поправки III-V).

III часть. Процессуальные гарантии права и свобод: право на суд при­сяжных, запрет дважды наказывать за одно и то же преступление, право отказаться от дачи показаний против себя, право обвиняемого знать о характере и поводе обвинения, иметь хорошего адвоката и т. п., запрет налагать чрезмер­ные налоги, исключительные штрафы, жестокие и необычные наказания (поправки V-VIII) .

55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.


Гражданская война 1861-1864 гг. в США.

Противоречия ме­жду рабовладельческим Югом и промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быст­ро нарастать по мере экономического подъема рабовладель­ческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил раб­ский труд на плантациях, производивших хлопок, сахар­ный тростник и табак, требовали новых рабов и новых тер­риторий.

После принятия Иллинойса в состав союза в стра­не оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих. Для того чтобы поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г. кон­гресс принял закон, согласно которому в состав союза одно­временно вошли рабовладельческий штат Миссури и сво­бодный штат Мэн. Кроме того, была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения раб­ства западнее реки Миссисипи. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромис­са, представляла собой попытку поддержания историческо­го равновесия представительства рабовладельческих и сво­бодных штатов в сенате.

Дальнейшие уступки рабовладель­цам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (Нью-Мексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому ком­промиссу 1850 г., согласно которому население соответст­вующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами.

Преобладание рабовладельцов в федеральных органах власти позволило им в 1854 г. отказаться от Миссурийских компромиссов, в результате всякие ограничения распространения рабовладения на дру­гие штаты и территории были ликвидированы.

Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А. Линкольна, показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.

В конце 1860 - начале 1861 г. правящие рабовладель­ческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру - сецессию, т.е. на выход из федерации и на провозглаше­ние в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки.

Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфе­деративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г.