Файл: Современный подход при выборе антигистаминных средств Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Ретроспективный анализ появления антигистаминных средств
1.1 История появления антигистаминных средств
1.2 Характеристика и фармакологические свойства антигистаминных препаратов
Глава 2. Современный подход при выборе антигистаминных препаратов
2.1 Характеристика антигистаминных средств, представленных на фармацевтическом рынке
2.1.1 Краткая характеристика АГС, представленном на фармацевтическом рынке РФ
2.1.2 Краткая характеристика АГС, представленных на рынке г. Ельца
2.2 Анализ рынка антигистаминных препаратов России и в частности г.Ельца
2.2.2 Анализ рынка АГП г. Ельца
2.3 Изучение поведения потребителей при выборе антигистаминных средств
2.4 Сегментирование рынка г. Ельца
2.5 Безрецептурный отпуск и реклама
Объем рынка системных и местных антигистаминных по итогам продаж за период с апреля 2012 по март 2013 г. (так называемый МАТ март 2013 г.), составляет 9,21 млрд. руб. в розничных ценах, что на 12% превосходит показатели предыдущего аналогичного периода. В упаковках рост не превышает 4%. В абсолютном выражении было продано 61 млн. единиц продукции (прирост продаж составил 3,8 %).
По итогам анализируемого периода доля препаратов I поколения в объеме рынка антигистаминных препаратов в стоимостном выражении составляет 41,79%, II — 40,26%, III — 16,86%. Доля других препаратов, в том числе гомеопатических, незначительна: порядка 1%.
Таблица №8. ТОР10ТМ по доле продаж на рынке противоаллергических препаратов, МАТ март 2013 г.[26]
Рейтинг | ТМ | Поколение | Доля розничных продаж, % (руб.) | Прирост продаж МАТ март 2013/ МАТ март 2012, % (руб.) | |
МАТ март 2013 | МАТ март 2012 | ||||
1 | Супрастин | I | 14,90 | 15,17 | 10 |
2 | Фенистил | I | 12,69 | 10,89 | 31 |
3 | Эриус | III | 10,04 | 9,62 | 17 |
4 | Зиртек | II | 9,66 | 9,57 | 13 |
5 | Цетрин | II | 8,62 | 7,49 | 29 |
6 | Кларитин | II | 8,47 | 8,57 | 11 |
7 | Зодак | II | 5,74 | 5,00 | 29 |
8 | Диазолин | I | 5,22 | 6,85 | -15 |
9 | Тавегил | I | 5,07 | 6,48 | -12 |
10 | Кестин | II | 2,42 | 2,73 | -1 |
Подробный вариант аналитического обзора по сегменту противоаллергических препаратов были опубликован в газете «Фармацевтический вестник» № 20 от 11 июня 2013 г.
2.2.2 Анализ рынка АГП г. Ельца
В Ельце на сегодняшний день работают несколько филиалов крупных компаний–дистрибьюторов (Протек, СИА Интернешнл, Катрен и др.) Стараниями этих компаний на Елецком рынке представлено 37 антигистаминных препаратов различных производителей.
Для выяснения предпочтений в выборе антигистаминного препарата сотрудниками аптек нами проведено исследование розничного сегмента рынка антигистаминных препаратов г. Ельца.
В ходе исследования проводился опрос провизоров и фармацевтов в 10 коммерческих аптеках г. Ельца.
По территориальному признаку аптеки находятся:
- район «Эльта» – 3 аптеки («София», «Алос», «Лето»);
- район «Новые дома» – 2 аптеки («Алос», «Лето»);
- центр города – 3 аптеки («София», «Алос», «Лето»);
- Засосенский район – 2 аптеки («Алос», «Лето»);
В каждой аптеке опрашивались работники первого стола. Среди респондентов было 5 провизоров и 20 фармацевтов.
Ряд полученных в ходе исследований данных представлен ниже.
На вопрос, «Какой ассортимент антигистаминных препаратов в аптеке?» были получены следующие ответы:
до 6 препаратов – 6 аптек (60%)
6-8 наименований – 3 аптек (30%)
9-12 наименований – 1 аптек (10%)
более 12 препаратов – 1 аптека (10%).
Таким образом, большинство аптек имеет широкий выбор антигистаминных препаратов.
На вопрос «Часто ли покупатель приходит с рецептом на антигистаминный препарат?» , 50% опрошенных ответили, что редко, половина покупателей приходит с рецептом – в 2 аптеках (20%), а очень часто антигистаминные препараты отпускают по рецепту в 30% аптек. При этом, ряд респондентов уточнили, что чаще всего покупатель предъявляет рецепт, выписанный ребенку.
Кроме того, на наличие рецепта влияет близость аптеки к поликлинике, о чем сообщили 4 человека.
Таким, образом, большинство покупателей приобретает антигистаминные препараты, не имея рецепта от врача.
На вопрос «Рекомендации по выбору антигистаминного препарата в аптеке».
Помогают покупателю с выбором антигистаминного препарата в 70 % аптек. Покупатель может поменять свое мнение после рекомендации фармацевта, даже в том случае, когда он пришел за конкретным препаратом, считают 80 % респондентов.
Можно сказать, что наше предположение о том, что именно работники первого стола играют ключевую роль в выборе конкретного антигистаминного препарата покупателем, подтверждено данными опроса.
В вопросе, «Какой препарат приобретают чаще других?» 40% случаев респонденты считают, что в их аптеке один из антигистаминных препаратов продается лучше других.
Среди «фаворитов» назывались:
Телфаст – 20%
Кларитин – 10%
Тавегил – 5%
Цетрин, ломилан, эриус по – 2,5%.
При этом не имеют лидера продаж среди антигистаминных препаратов в 60% аптек.
Из этого следует, что одного, ярко выраженного лидера продаж среди антигистаминных препаратов не выявлено в ходе опроса в аптеках Ельца.
2.3 Изучение поведения потребителей при выборе антигистаминных средств
АЗ – хронические заболевания, поэтому больной на протяжении своей жизни накапливает опыт и им руководствуется при выборе АГС в дальнейшем. Многие люди, которые обращались в аптеку за Нl-гистаминоблокатором, страдают АЗ не первый год. И поэтому, каждый из них раньше уже что-то принимал. В связи с этим, на вопрос о том, какие АГС посетитель принимал раньше, очень часто называли препараты I поколения: диазолин, супрастин, фенкарол, ссылаясь при этом на назначения их врачом.
От аллергии страдают 40% людей. При этом 27.5% аллергиков предпочитает перетерпеть ее симптомы, а не предотвратить или бороться с ними. Такие данные получены в результате опроса на тему: «Как вы боритесь с аллергией?», проведенного порталом LIKAR.INFO.
Большая часть участников опроса (60%) сообщили, что у них нет аллергии. А те, кто знаком с этим недугом, спасаются сосудосуживающими средствами(13%); 16% опрошенных стараются действовать на опережение: 12% избегают аллергенов и часто делают уборку, а 4% делают прививку.[8]
Диаграмма № 3
Опрос позволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируется целевой рынок потребителей при выборе определенных товаров, оценке различных форм обслуживания, покупке изделий различных фирм. Это самый распространенный метод сбора данных в маркетинге.
На момент проведения анкетирования в аптеке в большинстве случаев люди называли другое АГС (не то, которое принимали раньше), объясняя свое предпочтение несколькими причинами, среди которых те, что «старые» препараты:
1) уже не помогают
2) вызывают сонливость и нарушение координации движений;
3) нужно применять несколько раз в день
;
4) не сочетаются с алкоголем.
Выбирая лекарственные средства, потребитель в первую очередь стремится получить качественное лечение, поэтому на первое место выдвигается эффективность и безопасность. При этом гарантией качества антигистаминных лекарственных средств для значительной части опрошенных потребителей (60%) является известность самого препарата либо фирмы-производителя. Эта закономерность прослеживается и в выявленной структуре потребительских предпочтений, в которой после ценового критерия ключевым ориентиром при выборе средств лечения аллергии является степень известности или узнаваемости фармацевтической продукции.
Выбор посетителей аптек на момент анкетирования в большинстве случаев падал на современные АГС: II и III (препараты-метаболиты) поколений. В связи с тем, что посетителями аптеки являются люди разного возраста, предпочтения их имеют различия. Каждый из них предпочитает то или иное поколение АГС, тот или иной Нl-гистаминоблокатор. [27]
Пожилые люди (34%) чаще приобретают АГС I поколения. По всей видимости, это связано в первую очередь с доступностью ЛС в цене и прежним положительным опытом их применения.
Лица от 35 до 55лет (41%) в большем количестве случаев останавливают свой выбор на АГС II и III поколения, что определяется отсутствием значительного числа побочных эффектов, свойственных I поколению АГС, и ценовой доступностью для работоспособного населения. Хотя, I поколение АГС у данной возрастной категории до сих пор продолжает занимать свою нишу. По всей видимости, это связано с тем, что старое средство - проверенное средство. Лица от 18 до 35лет (25%) чаще приобретают АГС II поколения.
Диаграмма № 4
Это связано с тем, что данная категория больных в меньшей степени обременена прошлым опытом и для них в первую очередь важно улучшение качества жизни и хорошая эффективность. Очевидно, более широкое применение препаратов II поколения в сравнении с III поколением можно объяснить более низкой ценой. К тому же отмечено, что молодежь легче принимает что-то новое, чем люди старшего возраста. Среди населения существует мнение, что дорогие ЛС - эффективные, а дешевые - менее эффективные. Посетители аптек в 78% случаев отметили в анкетах, что ощутили «на себе» эффективность лечения более дорогими препаратами. Известно, что препараты I поколения - более дешевые, но менее эффективные, и больше вызывают побочных эффектов. И наоборот, современные препараты являются более дорогими, но лечение последними является более эффективным.