Файл: Курс лекций по дисциплине Теория систем и системный анализ, читаемый автором в соответствии с учебными планами специальностей 351400 Прикладная информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Требования ГОСТ специальности к содержанию курса.

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ

2. Предмет и содержание общей теории систем

3. ОСНОВНЫЕ положения ОбщеЙ теории систем

3.1. Основные понятия системного анализа

3.2. Определение понятия «система»

3.3. Принципы системного подхода

4. ОСНОВЫ СИСТЕМОЛОГИИ

4.1. Категория системы, ее свойства и признаки

Входные

Выходные элементы

СИСТЕМА

4.2. Системообразующие и системоразрушающие факторы

4.3. Классификация системных объектов

4.4. Структура, функции и этапы развития систем

4.5. Система и внешняя среда

5. СИСТЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ИХ ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

5.1. Системность неорганической и живой природы

5.2. Общество, личность и мышление как система

6. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ

6.1. Общая характеристика системных исследований

6.2. Системный подход - методология системного исследования

6.3. Технология достижения целостности познания в системном исследовании

7. Сущность и принципы системного подхода

7.1. Принципы системного подхода.

7.2. Проблемы согласования целей

7.3. Проблемы оценки связей в системе

7.4. Пример системного подхода к задаче управления

7.5. Моделирование как метод системного анализа

7.6. Процессы принятия управляющих решений

8. ОПИСАНИЕ СИСТЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ

8.1. Механизм процесса описания системных объектов

8.2. Принципы описания систем

8.3. Структура системного анализа

8.4. Методы и модели описания систем

Качественные методы описания систем

Количественные методы описания систем

8.5. Формирование общего представления системы

8.6. Кибернетика и ее роль в описании систем

9. Этапы системного анализа

9.1. Общие положения

9.2. Содержательная постановка задачи

9.3. Построение модели изучаемой системы в общем случае

9.4. Моделирование в условиях определенности

9.5. Наличие нескольких целей - многокритериальность системы

9.6. Моделирование системы в условиях неопределенности

9.7. Моделирование систем массового обслуживания

9.8. Моделирование в условиях противодействия, игровые модели

9.9. Моделирование в условиях противодействия, модели торгов

9.10. Методы анализа больших систем, планирование экспериментов

9.11. Методы анализа больших систем, факторный анализ

10. МЕТОДЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ

10.1. Причинно-следственный анализ

10.2. Процесс причинно-следственного анализа.

10.3. Варианты причинно-следственного анализа

10.4. Принятие решений

10.5. Процессы принятия решений различных типов

10.6. Анализ плана управленческой работы и обзор ситуации

10.7. Обзор ситуации

11. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

11.1. Моделирование систем

11.2. Проектирование систем

11.3. Практическое применение системного подхода в экономике

12. СИСТЕМНАЯ природа организаций и управления ими

12.1. Организация

12.2. Виды и формы системного представления структур организаций.

Заключение

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Литература

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Теория систем и системный анализ»





Федеральное агентство по образованию РФ

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Институт информационных технологий и математики

Кафедра информационных технологий





Дрейзис Ю.И.
Учебное пособие

Сочи, 2005 г.

УДК

ББК

Дрейзис Ю.И. «Основы теории систем и системного анализа. Учебное пособие (конспект лекций для студентов специальностей 351400 «Прикладная информатика в экономике» и 061100 «Менеджмент»»)
Рецензенты:

заведующий кафедрой менеджмента СГУТиКД, д.э.н., проф. Боков М.А.

заведующий кафедрой технических систем СФ МГУС, к.т.н., доц. Мацканюк А.А.
В учебном пособии представлен курс лекций по дисциплине «Теория систем и системный анализ», читаемый автором в соответствии с учебными планами специальностей 351400 «Прикладная информатика» и 061100 «Менеджмент».

Лекционный курс сопровождается лабораторным практикумом.

Для изучения и создания системно-динамических моделей объектов используется программный комплекс Vensim. С его помощью изучаются системно-динамические модели (их структуры, связи) развития цивилизации, различных отраслей мировой экономики, города и городского хозяйства (модели Форрестора), системно-динамические модели эколого-экономического взаимодействия предприятия и окружающей среды, создается и исследуется поведение взаимодействия условного предприятия, как системы, и окружающей систему среды.

С помощью системы экономических тренажеров моделируется поведение отдельных типов экономических объектов-систем и прогнозируется их состояние в течение временных периодов.
Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов по специальности 351400 - Прикладная информатика (по областям применения) в качестве учебного пособия для студентов специальностей 351400 и 061100 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Теория систем и системный анализ»


Оглавление


Требования ГОСТ специальности к содержанию курса. 7

ВВЕДЕНИЕ 8

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ 9

2. Предмет и содержание общей теории систем 13

3. ОСНОВНЫЕ положения ОбщеЙ теории систем 16

3.1. Основные понятия системного анализа 17

3.2. Определение понятия «система» 21

3.3. Принципы системного подхода 24

4. ОСНОВЫ СИСТЕМОЛОГИИ 25

4.1. Категория системы, ее свойства и признаки 25

Другая система 27

Другая система 27

Другая система 27

Выходные элементы 27

Входные 27

СИСТЕМА 27

Другая система 27

Другая система 27

Другая система 27

4.2. Системообразующие и системоразрушающие факторы 28

4.2.1. Системообразующие факторы 29

4.2.2. Системоразрушающие факторы 31

4.3. Классификация системных объектов 32

4.4. Структура, функции и этапы развития систем 38

4.5. Система и внешняя среда 44

5. СИСТЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ИХ ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 47

5.1. Системность неорганической и живой природы 48

5.2. Общество, личность и мышление как система 52

6. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ 56

6.1. Общая характеристика системных исследований 56

6.2. Системный подход - методология системного исследования 58

6.3. Технология достижения целостности познания в системном исследовании 59

7. Сущность и принципы системного подхода 62

7.1. Принципы системного подхода. 62

7.2. Проблемы согласования целей 64

7.3. Проблемы оценки связей в системе 65

7.4. Пример системного подхода к задаче управления 66

7.5. Моделирование как метод системного анализа 67

7.6. Процессы принятия управляющих решений 69

8. ОПИСАНИЕ СИСТЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ 70

8.1. Механизм процесса описания системных объектов 70

8.2. Принципы описания систем 75

8.3. Структура системного анализа 78

8.4. Методы и модели описания систем 81

Качественные методы описания систем 81

Количественные методы описания систем 85

8.5. Формирование общего представления системы 88

8.6. Кибернетика и ее роль в описании систем 90

9. Этапы системного анализа 93

9.1. Общие положения 93

9.2. Содержательная постановка задачи 94

9.3. Построение модели изучаемой системы в общем случае 94

9.4. Моделирование в условиях определенности 95

9.5. Наличие нескольких целей - многокритериальность системы 96

9.6. Моделирование системы в условиях неопределенности 98

9.7. Моделирование систем массового обслуживания 98

9.8. Моделирование в условиях противодействия, игровые модели 99

9.9. Моделирование в условиях противодействия, модели торгов 102

9.10. Методы анализа больших систем, планирование экспериментов 105

9.11. Методы анализа больших систем, факторный анализ 109

10. МЕТОДЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ 111

10.1. Причинно-следственный анализ 111

10.2. Процесс причинно-следственного анализа. 112

1. Служащий таможни всегда работает на аэровокзале №2. 114

2. Обслуживаются в основном внутренние рейсы. Меньший объем международных рейсов. Все рейсы только государственной авиалинии. 114

3. Другой проект и планировка здания, другой управляющий. 114

4. Летний сезон, меньше чартерных рейсов на юг. 114

10.3. Варианты причинно-следственного анализа 117

10.4. Принятие решений 123

1.стандартное решение, при принятии которого существует конечный набор альтернатив; 123

2.бинарное решение (“да” или “нет”); 123

3.многоальтернативное решение (имеется очень широкий спектр альтернатив); 123

4.инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив. 123

1.постановка цели решения; 123

2.установление критериев решения; 123

3.разделение критериев (ограничения/желательные характеристики); 123

4.выработка альтернатив; 123

5.сравнение альтернатив; 123

6.определение риска; 123

7.оценка риска (вероятность/серьезность); 123

8.принятие решения. 123

1.показывают связь решения с необходимостью сделать выбор; 124

2.задают направление в поиске альтернатив; 124

3.исключают альтернативы, лежащие за пределами поставленной цели. 124

10.5. Процессы принятия решений различных типов 127

10.6. Анализ плана управленческой работы и обзор ситуации 131

10.7. Обзор ситуации 134

11. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 136

11.1. Моделирование систем 136

11.2. Проектирование систем 140

ОЦЕНИВАНИЕ 142

11.3. Практическое применение системного подхода в экономике 144

12. СИСТЕМНАЯ природа организаций и управления ими 148

12.1. Организация 148

12.2. Виды и формы системного представления структур организаций. 151

Заключение 162

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 163

Литература 168

General System Theory - a Critical Review//General System, vol. YII, 1962, p. 120. 168

Системный подход и общая теория систем. - М.:. Мысль, 1978. - 272 с. 168

Вопросы к экзамену по дисциплине 171

«Теория систем и системный анализ» 171





Требования ГОСТ специальности к содержанию курса.



Системы и закономерности их функционирования и развития. Переходные процессы. Принцип обратной связи. Методы и модели теории систем. Управляемость, достижимость, устойчивость. Элементы теории адаптивных систем.

Информационный подход к анализу систем. Основы системного анализа: система и ее свойства; дескриптивные и конструктивные определения в системном анализе; принципы системности и комплексности; принцип моделирования; типы шкал.

Понятие цели и закономерности целеобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть, иерархические структуры, страты и эшелоны); методики анализа целей и функций систем управления. Соотношения категорий типа событие, явление, поведение. Функционирование систем в условиях неопределенности; управление в условиях риска.

Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа; модель как средство экономического анализа. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы.

Методы организации сложных экспертиз. Анализ информационных ресурсов. Развитие систем организационного управления.
 Место курса ТССА в ряду учебных дисциплин специальностей “Прикладная информатика (в экономике)” и «Менеджмент» обусловлено, прежде всего, общим учебным планом, в первую очередь - разумной диспозицией всех дисциплин, с учетом их содержания и отводимого числа часов. Анализ (разумеется - системный!) общего рабочего плана специальности показывает, что курс ТССА должен излагаться после курса “Высшая математика” или, по крайней мере, в том семестре, в котором излагаются вопросы матричной алгебры. Кроме того, слушатели должны иметь представления о сути методов математической статистики, элементарных положениях теории вероятностей и иметь хотя бы начальные навыки обработки статистических данных. Отсюда второй вывод - данному курсу должно предшествовать
изучение хотя бы введения в математическую статистику.

 Курс ТССА является теоретической и, главное, методологической основой большинства специальных, экономических дисциплин (если, конечно, они излагаются на уровне современных информационных технологий). Поэтому данный курс читается до таких дисциплин как “Экономическая статистика”, “Экономическо-математические методы и модели”, “Эконометрика” и т.д.

 Несомненна целесообразность связей курса ТССА с такими дисциплинами как “Информатика” и «Информационные системы». Первая из них может считаться необходимой базой для знакомства слушателей с практикой решения задач системного анализа на ЭВМ.


ВВЕДЕНИЕ


Одной из характерных тенденций развития общества является появление чрезвычайно сложных систем. Основными причинами этого являются: непрерывно увеличивающаяся сложность технических средств, применяемых в народном хозяйстве; необходимость в повышении качества управления как техническими, так и организационными системами (предприятие, отрасль, государство и др.); расширяющаяся специализация и кооперирование предприятий - основные тенденции развития народного хозяйства.

В отличие от традиционной практики проектирования простых систем при разработке крупных автоматизированных, технологических, энергетических, аэрокосмических, информационных и других сложных комплексов возникают проблемы, меньше связанные с рассмотрением свойств и законов функционирования элементов, а больше - с выбором наилучшей структуры, оптимальной организации взаимодействия элементов, определением оптимальных режимов их функционирования, учетом влияния внешней среды и т.п. По мере увеличения сложности систем этим комплексным общесистемным вопросам отводится более значительное место.

Темпы научно-технического прогресса вызывают усложнение процессов проектирования, планирования и управления во всех сферах и отраслях народного хозяйства. Развитие отраслей и усиление их взаимного влияния друг на друга приводят к увеличению количества возможных вариантов, рассматриваемых в случаях принятия решений при проектировании, производстве и эксплуатации, планировании и управлении предприятием