Файл: Курс лекций по дисциплине Теория систем и системный анализ, читаемый автором в соответствии с учебными планами специальностей 351400 Прикладная информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 397

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Требования ГОСТ специальности к содержанию курса.

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ

2. Предмет и содержание общей теории систем

3. ОСНОВНЫЕ положения ОбщеЙ теории систем

3.1. Основные понятия системного анализа

3.2. Определение понятия «система»

3.3. Принципы системного подхода

4. ОСНОВЫ СИСТЕМОЛОГИИ

4.1. Категория системы, ее свойства и признаки

Входные

Выходные элементы

СИСТЕМА

4.2. Системообразующие и системоразрушающие факторы

4.3. Классификация системных объектов

4.4. Структура, функции и этапы развития систем

4.5. Система и внешняя среда

5. СИСТЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ИХ ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

5.1. Системность неорганической и живой природы

5.2. Общество, личность и мышление как система

6. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ

6.1. Общая характеристика системных исследований

6.2. Системный подход - методология системного исследования

6.3. Технология достижения целостности познания в системном исследовании

7. Сущность и принципы системного подхода

7.1. Принципы системного подхода.

7.2. Проблемы согласования целей

7.3. Проблемы оценки связей в системе

7.4. Пример системного подхода к задаче управления

7.5. Моделирование как метод системного анализа

7.6. Процессы принятия управляющих решений

8. ОПИСАНИЕ СИСТЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ

8.1. Механизм процесса описания системных объектов

8.2. Принципы описания систем

8.3. Структура системного анализа

8.4. Методы и модели описания систем

Качественные методы описания систем

Количественные методы описания систем

8.5. Формирование общего представления системы

8.6. Кибернетика и ее роль в описании систем

9. Этапы системного анализа

9.1. Общие положения

9.2. Содержательная постановка задачи

9.3. Построение модели изучаемой системы в общем случае

9.4. Моделирование в условиях определенности

9.5. Наличие нескольких целей - многокритериальность системы

9.6. Моделирование системы в условиях неопределенности

9.7. Моделирование систем массового обслуживания

9.8. Моделирование в условиях противодействия, игровые модели

9.9. Моделирование в условиях противодействия, модели торгов

9.10. Методы анализа больших систем, планирование экспериментов

9.11. Методы анализа больших систем, факторный анализ

10. МЕТОДЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ

10.1. Причинно-следственный анализ

10.2. Процесс причинно-следственного анализа.

10.3. Варианты причинно-следственного анализа

10.4. Принятие решений

10.5. Процессы принятия решений различных типов

10.6. Анализ плана управленческой работы и обзор ситуации

10.7. Обзор ситуации

11. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

11.1. Моделирование систем

11.2. Проектирование систем

11.3. Практическое применение системного подхода в экономике

12. СИСТЕМНАЯ природа организаций и управления ими

12.1. Организация

12.2. Виды и формы системного представления структур организаций.

Заключение

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Литература

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Теория систем и системный анализ»



Шаг_2. Управление системами.

Управление системами предполагает сравнение выходных сигналов и результатов с имеющимся на них стандартом. Оно также связано с регулированием и надстройкой систем, приведением их к расчетным режимам работы.

Шаг 3. Проверка и переоценка.

Проверка результатов приводит к переоценке проекта системы. Выясняются его слабые стороны, потребности в изменениях и весь цикл начинается сначала.

Все изложенное выше свидетельствует о сложности процесса проектирования систем, о множестве проблем, возникающих на различных фазах. Одной из наиболее сложных проблем является проблема оптимизации и субоптимизации систем. Остановимся на ней несколько подробнее. Оптимизация систем строится на нахождении экстремальных точек, определении максимума и минимума методами дифференциального исчисления. Обратимся к примеру с оптимизацией прибыли. Такая задача всегда стоит перед любым руководителем предприятия. Ее суть состоит в нахождении такого решения, которое бы оптимизировало прибыль. Предположим, что функции дохода и затрат заданы следующими выражениями:

Функция дохода R (х) = -4х2 + 24х.

Функция затрат С (х) = 2х + 12.

Решение. Напишем выражение для функции прибыли:

Р(х) = R(x) - С(х) = -4х2 + 24х - (2х + 12) = -4х2 + 22х -12.

Учитывая, что точка, в которой функция будет иметь максимум, может быть найдена как точка, в которой первая производная равна нулю, то полученная производная функция прибыли будет иметь вид



Положив ее равной нулю, получим: -8х+22=0, тогда х = 22/8. Теперь определим значение функции в точке максимума:

P(x) = -4(22/8)2 + 22(22/8) – 12 = 18,5

Для того чтобы проверить, действительно ли это максимум, найдем значение второй производной:



Поскольку она остается отрицательной для всех значений х, ясно, что мы получим максимум, который и соответствует оптимальному решению.

В практике проектирования систем часто прибегают и к субоптимизации систем, означающей попытку оптимизации с объяснением того, почему наилучшее решение не может быть получено. В силу этого возникает потребность идти на компромисс. Например, предприятие осуществляет процесс модернизации, заменяет старые станки на новые, представленные несколь-кими моделями. Но цена станка, который бы соответствовал всем требованиям, слишком высока для предприятия. Поэтому приходится идти на компромисс, выбирая более дешевый станок.


Проблема субоптимизации может быть проиллюстрирована и на другом, более подробном примере. Некоторая фирма рассматривает вопрос о капиталовложении в одно из двух дел, В первом случае необходимы капиталовложения размером в 55 тыс. дол. с доходом 11 тыс. дол. в год сроком на 10 лет. Фирма считает цену капитала 10%. Во втором случае необходимы вложения размеров в 85 тыс. дол. с доходом 15 тыс. дол. в год на тот же срок. Ниже производится расчет эквивалентных годовых затрат.

Вариант 1. Приравниваем годовой доход к годовой эквивалентной сумме капиталовложений

11000 = 55000 ,

где - коэффициент пересчета, используемый для нахождения годовых оплат при условии, что величина годового дохода р задана. Тогда этот коэффициент равен: = 0,199, следовательно, норма прибыли i = 15%.

Вариант 2. Проделаем аналогичные расчеты для второго случая.

15000 = 85000

Коэффициент пересчета при этом будет равен 0,177, а норма прибыли 12%.

В обоих случаях норма прибыли превышает принятую цену капитала в 10%. Поэтому вопрос о том, куда вложить деньги, остается открытым. Ответ в определении оптимального вложения лежит в подсчете прибыли от дополнительных вложений в 30 тыс. дол. Расчет по аналогичной схеме показывает, что дополнительные деньги принесут меньше, чем 6% прибыли. Это явно меньше расчетного «порога», который установлен в 10%. Следовательно, фирме не целесообразно вкладывать эти дополнительные 30 тыс. дол, под 6%.


11.3. Практическое применение системного подхода в экономике


Системный подход плодотворно применяется при решении многих экономических задач. Он позволяет принимать научно обоснованные, выверенные и верифицируемые управленческие решения. Благодаря использованию системного исследования значительно снижаются предпринимательские и коммерческие риски. Во многих случаях применение системного анализа позволяет устранить имеющиеся неопределенности, осуществить сравнительно высокоточное прогнозирование состояния рынка. В настоящее время в решении многих управленческих и хозяйственных задач важнейшую роль играет маркетинг. Он существует в виде комплексной системной организации производства и сбыта на фирменном уровне, ориентирован на возможности более полного удовлетворения спроса конкретных потребителей и получения наибольшей прибыли, В системе маркетинга особое место занимают маркетинговые исследования. Они предназначены для сбора и анализа маркетинговой информации. Эта информация служит основой для принятия управленческих решений и прогнозирования при проведении маркетинговых операций. Обстоятельнее опишем системную модель маркетингового исследования.

Технология маркетингового исследования предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: во-первых, анализ внешней среды на основе исследования соответствующих переменных, которые, как правило, не поддаются регулированию со стороны руководства организации; во-вторых, исследо­вание внутренних составляющих организации, находящихся под контролем администрации, и определенных реакций этой организации на изменения окружающей среды. Внутренние и внешние переменные организации составляют маркетинговую среду. Результатом маркетингового исследования является оценка потенциальных возможностей предприятия и его позиций на конкретном рынке или сегменте рынка. Эта оценка определяется в процессе маркетинговой деятельности при разработке программы маркетинга путем сопоставления сложившейся на определенный момент рыночной конъюнктуры с производственными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами.

Центральным блоком структуры маркетингового исследования является изучение конъюнктуры рынка и характеристика особенностей коммерческой деятельности. Это изучение основывается на исследовании общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры конкретного товарного рынка.


Изучение общехозяйственной конъюнктуры предполагает отслеживание и детальное рассмотрение процессов и изменений, происходящих в хозяйстве отдельно взятой страны, экономическом сообществе или мировом хозяйстве. Оно предусматривает анализ основных макроэкономических пропорций и тенденций всей совокупности отраслей, представленных в рамках выбранного объекта. Исследование конъюнктуры рынка товаров включает анализ и прогноз состояния рынка конкретного товара и требует изучения отраслей производства и потребления рассматриваемой продукции, их взаимосвязей, а также инфраструктурного обеспечения изучаемого рынка.

Анализ общехозяйственной конъюнктуры или конъюнктуры товарного рынка производят двумя способами в зависимости от целей:

- если задача заключается в выяснении тенденций и темпов развития конъюнктуры за какой-либо период, то анализ конъюнктуры проводится путем изучения ее динамики за этот период;

- если задача состоит в выяснении конъюнктуры на определенную дату, то проводится анализ состояния конъюнктуры путем определения фазы экономического цикла и примерного места внутри фазы.

Высокая эффективность работы по изучению конъюнктуры, проблем и долговременных тенденций развития рынка возможна только при соблюдении принципов целенаправленности и системности. Анализ конъюнктуры необходим для того, чтобы создать прогнозную модель развития рынка. От прогноза конъюнктуры рынка требуется высокая надежность, воспроизводимость и верифицируемость.

Для изучения конъюнктуры рынка используют показатели, которые можно классифицировать по следующим группам:

- показатели производства;

- показатели внутреннего товарооборота;

- показатели внешней торговли;

- показатели уровня цен;

- финансовые показатели.

Эти показатели могут быть измерены и представлены в числовых величинах. Для примера рассмотрим показатели производства. Основными из них являются индивидуальные и агрегатные индексы производства в текущих и сопоставимых ценах. Индивидуальный индекс физического объема производства (lg) рассчитывается по формуле:



где g1 - объем производства в натуральном выражении в текущем году; g0 - объем производства в натуральном выражении в базисном году. Агрегатный индекс
(lg.0.) в сопоставимых ценах рассчитывается по формуле:

, где Р0 - цена в базисном периоде.

На основе составления индивидуальных и агрегатных индексов производства делаются оценки динамики отраслевого производства в сравнении со сложившимися экономическими условиями рынка. Существуют и другие показатели производства: объем выпуска определенного вида продуктов; удельный вес новых разработок; темпы обновления продукции и т.д.

Одним из наиболее важных показателей при исследовании конъюнктуры является емкость рынка. Она может быть подсчитана на основании данных промышленной и внешнеторговой статистики следующим образом:

V = O + Z + I - E ,

где V - емкость рынка; О - производство товаров; Z - остатки товарных запасов; I - импорт товаров; Е - экспорт товаров.

Чтобы составить динамику оценки возможного изменения емкости рынка в будущем, необходимо проследить тенденции развития производства и спроса. Реально складывающаяся емкость рынка может и не отражать потенциальной емкости рынка, которая определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров.

В маркетинге под потенциалом рынка понимают его способность купить или потребить товар или услугу. Это количественная мера, характеризующая абсолютное или относительное число единиц продукции, которое может быть закуплено или потреблено тем или иным сегментом рынка на определенный период. Другими словами, расчет емкости рынка должен ответить на вопрос: сколько и каких товаров необходимо иметь на рынке, чтобы наиболее полно удовлетворить существующие и возможные потребности покупателей.

Характеристика особенностей коммерческой деятельности опирается на анализ деятельности фирм-конкурентов и фирм - потенциальных покупателей. Если предприятию необходимо получить информацию о конкурентах, то следует учитывать, что речь идет не просто о конкурентах, а о конкурентах прямых и косвенных, об одинаковых и схожих продуктах, предлагаемых на рынке. Важно при этом выяснить конкурентоспособность собственных товаров. Для оценки конкурентоспособности используют различные показатели. Одним из них является единичный параметрический показатель (g). Его расчетная формула представлена ниже: