Файл: Портрет современного российского менеджера: знания, опыт, мотивация, результаты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика оценки гибкости мышления – анаграммы, в которой использовался ключ, состоящий из набора правильных ответов. Данная методика состояла из 28 слов, из которых необходимо было составить новые слова, не меняя набор букв в каждом слове. 28 слов были разделены по трем уровням сложности, каждый уровень имел свой коэффициент для подсчета итоговых баллов респондентов. Первый уровень – простой, включал в себя 10 слов с коэффициентом равным 1. Второй уровень – средний, состоял из 10 слов с коэффициентом 1,5. В третий – сложный уровень, вошло 8 слов с коэффициентом 3. Итого, максимальное количество баллов, которое могло быть получено респондентом в ходе прохождения данной методики, равнялось 49 баллам. Распределение респондентов по уровню развития мягкого навыка гибкости мышления происходило в следующем порядке: из 100% выборки первые 33,33% (от 0% до 33,33%) имели низкий уровень (значение показателя = 1) развития гибкости мышления; следующие 33,33% (интервал от 33,34% до 66,66%) – средний уровень (значение показателя = 2); последним 33,33% (от 66,67% до 100%) соответствовал высокий уровень (значение показателя = 3). При высоком уровне развития гибкости мышления у респондентов присутствует быстрая реакция на факторы окружающей среды, и он способен с легкостью находить новые варианты для решения сложных проблем.

Методика оценки целеустремленности – личностный опросник «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиана, который подразделялся на мужскую форму А, состоящую из 32 утверждений, и женскую форму Б – 30 утверждений. Респонденту необходимо было определить свою степень согласия (от +3 – полностью согласен, до –3 – совершенно не согласен) с утверждениями, касающихся определенных черт характера, а также определить возникающие чувства и свое поведение в тех или иных ситуациях. Для интерпретации производился первоначальный подсчет суммарных баллов следующим образом: с помощью ключа в зависимости от формы – женской (форма Б) или мужской (форма А) каждому заданию присваивались баллы исходя из того, к прямому (со знаком «+») или обратному (со знаком «-») значению относилось то или иное задание. Затем производился подсчет суммы баллов для каждого респондента. Максимальное количество баллов в данной методике равнялось 210 баллов. На основании итоговых значений суммарных баллов определялся уровень развития целеустремленности: низкий уровень (значение показателя = 1) – избегание неудач, высокий уровень (значение показателя = 3) – стремление к успеху. В рамках данных категорий существовали следующие интервалы: от 30 до 75 – уровень развития целеустремленности являлся не определенным; от 76 до 164 – низкий уровень, иными словами респондент был мотивирован на избегание неудач; от 165 до 210 – высокий уровень, что говорило о наличии мотивации к достижениям у респондента. При высоком уровне развития целеустремленности респондент способен планировать и реализовывать цели, преодолевая сопротивления внутренних и внешних факторов.


Методика оценки креативности – проективная техника П. Торренса, анализирует четыре показателя, среди которых беглость, оригинальность, разработанность, гибкость. Наиболее значимым в рамках данного исследования является показатель оригинальности. Высокие результаты по данному показателю сигнализируют о высоко развитой способности респондентов находить решения, отличные от стандартных и общепринятых. Баллы за оригинальность начисляются согласно со статистически наиболее часто встречаемыми ответами, которым присуждаются 0 или 1 балл; ответы, содержащие в себе необычные, крайне редко встречающиеся варианты оцениваются в 2 балла. Максимальное количество баллов по показателю оригинальности – 20 (всего 10 заданий). Низкий уровень развития креативности (значения показателя = 1) – от 0 до 6 баллов; средний уровень (значение показателя = 2) включает в себя от 7 до 13 баллов; высокий уровень (значение показателя = 3) – от 14 до 20. Для обработки и интерпретации результатов были привлечены эксперты в области психодиагностики, в частности работы с проективными методиками.

Методика оценки критического мышления состояла из 15 заданий, в которых испытуемым предлагалось ответить на вопросы, решить поставленные задачи. Интерпретация проводилась в два этапа следующим образом: первоначально происходил подсчет суммарных баллов, затем формировались три категории. Максимальное количество баллов по данной методике равнялось 15 баллам – каждому из 15 заданий присваивался 1 балл за правильный ответ. Первая категория – низкий уровень развития критического мышления (значение показателя = 1) находился в интервале от 0 до 5 баллов; вторая категория – средний уровень (значение показателя = 2) принадлежал интервалу от 6 до 11 баллов; третья категория – высокий уровень (значение показателя = 3) – интервал от 12 до 15 баллов. Наличие у респондентов высокого уровня развития критического мышления говорит о его способности к анализу и интерпретации поступающей информации, критическому ее осмыслению и корректному применению для решения сложных проблем.

Для оценки коммуникабельности использовалась методика «Диагностика коммуникативной социальной компетентности», которая состояла из 100 утверждений, для каждого из которых предложены три возможных варианта ответов. Интерпретация результатов, полученных в ходе проведения методики проводится следующим образом: из общего ряда вопросов обрабатываются два фактора: фактор А оценивает коммуникабельность; фактор Л – шкала лжи. Максимальное количество баллов по фактору А равняется 20. При получении респондентом более 12 баллов по фактору Л, результаты теста признаются недостоверными. В рамках данного исследования все респонденты не превысили пороговое значение по шкале лжи, что означает, что результаты по данной методике достоверны. После подсчета суммарных баллов каждого респондента происходит формирование трех категорий, дифференцированных по трем уровням. Первая категория – низкий уровень развития коммуникабельности (значение показателя = 1); вторая категория – средний уровень развития коммуникабельность (значение показателя = 2); третья категория – высокий уровень развития коммуникабельности (значение показателя = 3). Низкий уровень развития коммуникабельности находится в интервале от 0 до 7 баллов, средний уровень – от 8 до 15 баллов, высокий уровень относится к интервалу от 16 до 20 баллов. Коммуникабельность, развитая у респондентов на высоком уровне, сигнализирует об умении коммуницировать с людьми, устанавливать контакт и поддерживать связи.


II этап. Оценка «навыков» студентов - менеджеров с помощью графологической экспертизы.

Второй этап проходил в период с января 2019 года по февраль 2019 года и включал в себя сбор письменных образцов для графологической экспертизы и последующую их оценку графологами. Следует уточнить, что для объективизации получения данных в лице экспертов выступили три независимых графолога проекта «Графология для HR», имеющие десятилетний опыт работы в подборе персонала.

Для осуществления графологического анализа образцы должны быть написаны на пустом, нелинованном листе формата А4, содержать не менее шести строк. Для получения релевантных результатов необходимо не оповещать респондентов о том, что они участвуют в графологической экспертизе перед началом проведения процедуры. Данное условие должно быть соблюдено для того, чтобы респонденты сознательно или несознательно не корректировали и, в целом, не изменяли почерк. Тема для письменного выражения респондентов не должна быть эмоционально-окрашенной. Рукописные тексты студентов всех курсов собирались при помощи поставленного задания – написать свое мнение, выразить мысли, предложить идеи на довольно-таки широкие, дискуссионные темы в области менеджмента, например, для студентов кафедры организационной психологии было дано задание выразить впечатление о завершившемся предмете «Организационный конфликт-менеджмент», описать понравившиеся, запомнившиеся и полезные темы, предложить идеи по улучшению данной образовательной программы. После сбора всех образцов работы были отсканированы и разосланы графологам по электронной почте. Эксперты-графологи оценивали пять навыков, исходя из анализа письменных образцов, согласно шкале компетенций от 0 до 3, где 0 – невозможно оценить данную компетенцию; 1 - низкий уровень развития компетенции; 2 - средний уровень; 3 - высокий уровень развития компетенции. Оценивание проходило с помощью заполнения таблиц в электронном виде для удобства последующей обработки полученных результатов. Также был введен единый понятийный аппарат, который давал описание каждому из навыков (табл. 2). Это способствовало тому, что три независимых эксперта-графолога имели одинаковое представление о мягких навыках, которые им необходимо было оценить с помощью графологического анализа почерка.

Эксперты-графологи оценивали степень выраженности каждого графологического признака в формуле по шкале от 0 до 3 в зависимости от степени выраженности, затем выводили общий суммарный балл, деля на количество графологических признаков в формуле. Каждый мягкий навык содержал в себе от трех до семи графологических признаков, которые сочетаясь между собой, образуют формулы для оценки. Ниже представлены формулы для оценки графологических признаков четырех «навыков». При оценке гибкости мышления учитывались: оригинальность букв, оригинальность связок, гибкость / мягкость линий. Целеустремленность – нажим, прорыв правого поля / узость правого поля и графологическая скорость. Креативность – степень оригинальности букв, степень оригинальности связок, степень оригинальности подписи. Графологические признаки для оценки критического мышления: углы, нажим, падающие строки, левополушарность. Для оценки коммуникабельности анализировались читабельность, расстояние между словами, левое поле, верхнее поле. Например, «мягкий навык» критическое мышление у конкретного респондента оценивался по формуле: углы = 2, нажим = 2, падающие строки = 0, левополушарность = 2; итоговый балл 6/4 = 1,5.


III этап. Оценка «навыков» студентов - менеджеров с помощью метода самооценки.

Данный этап проходил в период с апреля 2019 года по май 2019 года. На данном этапе анализ «навыков» был проведен с помощью метода самооценки, который включал в себя следующие шаги: были разработаны бланки для самооценки, в которых была применена шкала компетенций от 0 до 3 (где 0 - отсутствие компетенции; 1 - низкий уровень развития компетенции; 2 - средний уровень; 3 - высокий уровень развития компетенции); затем респондентам, участвовавшим в исследовании, был разослан бланк для самостоятельного заполнения.

IV этап. Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью разных методов.

В рамках данного этапа анкеты были занесены в таблицы для последующей обработки и интерпретации полученных результатов по каждому методу с помощью инструментов статистического анализа и обработки данных программы SPSS Statistics 25.

2.2. Результаты исследования «навыков» будущих менеджеров в ходе комплексной оценки

2.2.1. Оценка «навыков» с использованием психологических методик

В данном параграфе будут представлены результаты эмпирического исследования оценки «навыков» студентов факультета менеджмента с помощью психологических методик.

В таблице 8 представлено результаты исследования «навыков» студентов факультета менеджмента Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» - Нижний Новгород.

Таблица 8. Результаты оценки «навыков» с помощью психологических методик

«Мягкие навыки»

Мин. значение

Макс. значение

Ср. значение

Ст. отклонение

Гибкость мышления

4

41,5

18,44

6,51

Целеустремленность

63

180

129,95

20,69

Креативность

1

19

6,67

3,42

Критическое мышление

0

13

8,42

2,24

Коммуникабельность

0

19

12,18

3,69


При рассмотрении «мягкого навыка» гибкость мышления, можно заметить, что минимальное значение составило 4 балла, максимальное – 41,5 балла, при этом среднее значение студентов по данному навыку - 18,44 балла, и значение стандартного отклонения (6,51) позволяют выявить диапазон средних значений: от 11,93 до 24,95 баллов, что говорит о том, что студенты обладают средним уровнем развития гибкости мышления. Целеустремленность респондентов варьируется от 63 до 180 баллов, при этом среднее значение составило 129,95; стандартное отклонение – 20,69, что говорит о принадлежности респондентов, в основном, к диапазону: от 109,26 до 150,64 баллов. Что касается креативности, минимальное значение равно 1 баллу, максимальное значение – 19 баллов, при этом среднее значение составило 6,67 баллов. Результаты основной массы студентов находятся в следующем диапазоне: от 3,25 до 10,09 баллов. Говоря о критическом мышлении, минимальный балл равен 0, максимальный балл – 13. Диапазон - от 6,18 до 10,66 баллов. По «мягкому навыку» коммуникабельность было получено среднее значение равное 12,18 баллов, при этом диапазон варьируется от 8,49 до 15,87.

В таблице 9 представлены результаты исследования «навыков» студентов 1-4 курсов. Как видно из таблицы различия в средних значениях показателей результатов оценки «навыков» между студентами разных курсов минимальны, что позволяет сделать предположение о том, что значимых различий не существует.

Таблица 9. Результаты оценки «навыков» по курсам

«Мягкие навыки»

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Ср. знач.

Ст. откл.

Ср. знач.

Ст. откл.

Ср. знач.

Ст. откл.

Ср. знач.

Ст. откл.

Гибкость мышления

18

4,87

18,37

7,43

19,56

8,02

18,19

6,1

Целеустремленность

128,47

21,09

127,23

19,54

127,26

23,32

134,72

19,4

Креативность

8,39

4,46

4,83

2,24

6,63

2,08

6,67

3,14

Критическое мышление

8,9

2,02

7,83

1,99

8,44

2,62

8,45

2,3

Коммуникабельность

12,87

2,89

12,91

3,66

12,33

3,22

10,98

4,31