Файл: Портрет современного российского менеджера: знания, опыт, мотивация, результаты.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценки «навыков» в профессии менеджера
1.1. «Мягкие навыки» в профессии менеджера
1.2. Современные тенденции в оценке «навыков» менеджеров
Глава 2. Портрет современного российского менеджера на примере НИУ ВШЭ – НН
2.1. Программа и методы исследования «навыков» студентов – будущих менеджеров
2.2. Результаты исследования «навыков» будущих менеджеров в ходе комплексной оценки
2.2.1. Оценка «навыков» с использованием психологических методик
Для дальнейшего анализа результатов оценки «навыков» с помощью психологических методик, необходимо выявить, существует ли значимые различия в составе выборки, в частность различия результатов респондентов разных курсов. С помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA – Analysis of variance) была проведена проверка зависимости уровня развития «навыков» от курса, на котором обучаются студенты. Благодаря дисперсионному анализу можно с определенной вероятностью выявить зависимость набора переменных признака (уровни развития каждого «мягкого навыка») от одного фактора (курс). При проведении данного анализа была проверена гипотеза о равенстве средних значений на каждом курсе. Результат дисперсионного анализа отражен в таблице 10. Графики сравнения средних величин уровней развития «навыков» между студентами разных курсов представлены в приложении 3.
Таблица 10. Однофакторный дисперсионный анализ. Гибкость мышления
Дисперсия |
Ст.св. |
Средний квадрат |
F |
Значимость |
|
Между группами |
44,021 |
3 |
14,674 |
0,342 |
0,795 |
Внутри групп |
6138,615 |
143 |
42,927 |
||
Всего |
6182,636 |
146 |
В столбце «Дисперсия» отражены результаты дисперсионных вычислений – дисперсия межгрупповых средних; дисперсия, обусловленная случайными факторами внутри групп; дисперсия полная выборочная (суммарное значение двух дисперсий). Столбец «Ст. св.» показывает промежуточный подсчет коэффициентов, которые заложены в формуле закона распределения Фишера случайных величин. В столбце «Средний квадрат» продемонстрировано отношение значений первого столбца ко второму. Столбец «F» - значение статистики закона распределения Фишера. В последнем столбце «Значимость» - уровень значимости, который позволяет сделать заключение о подтверждении или отклонении гипотезы о равенстве средних.
В рамках данного исследования наиболее информативным столбцом однофакторного дисперсионного анализа является столбец «Значимость», исходя из этого в данной работе приведена таблица 11, включающая в себя весь набор переменных признака – все «мягкие навыки».
Таблица 11. Однофакторный дисперсионный анализ
«Мягкий навык» |
Значимость |
Гипотеза* |
Зависимость |
Гибкость мышления |
0,795 |
Подтверждается |
Отсутствует |
Целеустремленность |
0,291 |
Подтверждается |
Отсутствует |
Креативность |
0,000 |
Отклоняется |
Существует |
Критическое мышление |
0,245 |
Подтверждается |
Отсутствует |
Коммуникабельность |
0,050 |
Отклоняется |
Существует |
*Уровень значимости меньше 0,05 – гипотеза отклоняется, больше 0,05 - принимается
Для дополнительной проверки отсутствия зависимости уровней развития «навыков» от курса, на котором обучаются респонденты, был проведен кластерный анализ, с помощью инструмента иерархической кластеризации (табл. 12).
Таблица 12. Иерархическая кластеризация. Мера связи
«Мягкий навык» |
η |
η2 |
Гибкость мышления |
0,048 |
0,002 |
Целеустремленность |
0,520 |
0,271 |
Креативность |
0,119 |
0,014 |
Критическое мышление |
0,129 |
0,017 |
Коммуникабельность |
0,406 |
0,165 |
Данная таблица демонстрирует η2 – коэффициент детерминации, который является мерой влияния флуктуаций (колебаний) независимой переменной на дисперсию зависимой переменной. Значение η2 по переменной признака – целеустремленность, равное 0,271 (наиболее близкое значение к 1) показывает, что кластеры образованы на основании данного «мягкого навыка».
С помощью инструмента иерархической кластеризации были выявлены четыре кластера студентов, которые представлены в таблице 13. Исходя из анализа, можно заметить, что кластеры не имеют значимых различий, иными словами уровни развития «навыков» лежат в диапазоне средних значений.
Таблица 13. Кластерный анализ «навыков»
Кластер |
Гибкость мышления |
Целеустремленность |
Креативность |
Критическое мышление |
Коммуникабельность |
1 |
18,41 |
129,32 |
6,61 |
8,35 |
12,51 |
2 |
20,75 |
65,00 |
10,00 |
10,50 |
5,50 |
3 |
19,38 |
174,75 |
7,25 |
9,25 |
4,75 |
Таким образом, комплексный анализ полученных данных с помощью психологических методик показал отсутствие значимых различий между студентами разных курсов, что говорит об однородности результатов выборки исследования.
Заключение
Согласно результатам психологических методик, будущие менеджеры, в целом, коммуникабельны, готовы к установлению и поддержанию связей с другими людьми, открыты для конструктивного взаимодействия. Данный факт достаточно логичен и может быть объяснен спецификой профессии менеджера - человека, основной обязанностью которого выступает регулярная коммуникация с людьми. Вполне вероятно, что изначально абитуриенты, склонные к общению, делают выбор в пользу специальностей, где требуется навык коммуникабельности. Касательно целеустремленности примечателен тот факт, что студенты стремятся к избеганию неудач, иными словами рассматривают возможности прежде всего через призму негативного опыта, зачастую психологически не готовы к изменениям внешней среды. Кроме того, студенты факультета менеджмента не обладают высокими показателями креативности, гибкости мышления, критического мышления, что говорит о недостаточно развитой способности рассматривать проблему с разных точек зрения, критически осмысливать и находить новые варианты ее решения. Данные факты могут быть обусловлены в широком смысле влиянием социализации, в частности формированием ценностных установок в родительской семье и школьным образованием.
В ходе данного исследования были проанализированы методы оценки «навыков», что позволило сделать выводы о необходимости использования тех или иных методов. Исходя из полученных результатов, метод графологической экспертизы оказался несостоятельным для оценки данных «навыков». Графологический анализ в большей степени может быть применен к оценке текущего эмоционального состояния человека, что лишь косвенно связано с устойчивыми личностными характеристиками и навыками. Метод самооценки также не показал достоверных результатов, однако с его помощью можно оценить уровень самооценки человека (завышенный, адекватный и заниженный). В рамках данного исследования было выявлено, что студенты склонны завышать представление о степени развития навыков, что может быть связано с некорректным пониманием содержания того или иного «мягкого навыка» и предрасположенностью студентов к завышенной самооценке.
Перспективами данного исследования могут являться следующие направления:
- Применение альтернативных методов для оценки «навыков» будущих менеджеров. В частности, могут быть рассмотрены метод интервью (как наиболее часто используемый и основной метод в оценке персонала), геймификация[11] (как метод для оценки гибкости мышления, креативности и пр.);
- Расширение перечня оцениваемых «навыков», в частности, эмоциональный интеллект, как одну из ключевых компетенций будущего;
- Отслеживание динамики изменения уровней развития «навыков» респондентов, а именно ежегодная оценка «навыков» студентов, начиная с 1 курса. При данном типе работы представляется возможным выявить, как в процессе обучения на факультете менеджмента у студентов развиваются «мягкие навыки».
Список использованной литературы
- Adjibolosoo. S. (2017). The human factor approach to managerial and organizational efficiency and effectiveness. The Human Factor Approach to Managerial and Organizational Efficiency and Effectiveness, pp. 1-262.
- Ahmad, S., Ameen, K., & Ullah. M. (2017). Modes of soft skills learning: A case of university information professionals' in pakistan. Library Review, Vol. 66, pp. 711-725.
- Aiclii. Y., Bassiri, M.. Benmokhtar. S., & Belouaad. S. (2018). Tire digital assessment center and the evaluation of soft skills. Asia Life Sciences. Vol. 1. pp. 35-42.
- Akbari, Y.. Nouri. K., Sadri, J.. Djeddi. C.. & Siddiqi, I. (2017). Waveletbased gender detection on off-line handwritten documents using probabilistic finite state automata. Image and Vision Computing, Vol.59. pp. 17-30.
- Alsabbah. Y. A. M„ & Ibrahim. H. I. (2016). Training, competence and job performance: An empirical evidence. Social Sciences (Pakistan). Vol. 11(19). pp. 4628-4632.
- Antiova, K., & Skrbek. J. (2015). Soft skills development dining long term supervised placement. Paper presented at the IDIMT 2015: Information Technology and Society - Interaction and Interdependence - 23rd Interdisciplinary Information Management Talks, pp. 171-177.
- Anwar. M.. Shah. S.Z.A.. & Khan, S.Z. (2018). Tire role of personality in SMEs internationalization: empirical evidence. Review of International Business and Strategy. Vol. 28 (2). pp. 258-282.
- Armstrong. M. (1928). Armstrong’s essential human resource management practice: a guide to people management.
- Azzini. A., Galimberti, A., Малага. S., & Ratti. E. (2018). SOON: Supporting the evaluation of researchers' profiles.
- Belasheva. I.V., Shapovalov, V.K., Ershova. D.A.. Lozlieclikina. A.D., & Tereschenko. E.V. (2018) Individual personality traits as predictors of intra- organizational vertical career growth of employees European. Research Studies Journal. Vol.21. pp. 294-304.
- Beyerstein. B. L. (2012). Graphology7 - a total write-off. Tall tales about the mind and brain: Separating fact from fiction.
- Bhade. V., & Baraskar. T. (2018). A model for determining personality by analyzing off-line handwriting.
- Bhatti. M.A.. Hussain. M.S.. & Al Doghan, M.A. (2018). The role of personal and job resources in boosting muses’ work engagement and perfoniiance. Global Busmess and Organizational Excellence. Vol. 37 (2). pp. 32-40.
- Birney. D.P.. Beckmann. J.F.. Beckmann, N.. Double. K.S.. & Whittingham, K. (2018). Moderators of learning and performance trajectories in microworld simulations: Too soon to give up on intellect? Intelligence. Vol. 68. pp. 128140.
- Black. J., Kim. K., Rhee, S., Wang. K.. & Sakchutchawan. S. (2018). Selfefficacy and emotional intelligence: Influencing team cohesion to enhance team perfoniiance. Team Perfoniiance Management.
- Brandi, U., & lannone, R. L. (2016). Learning strategies in enterprises: Empirical findings, implications and perspectives for the immediate future. European Journal of Education. Vol. 51(2), pp. 227-243.
- Chatziantoniou. N.. Politopoulos. N.. & Stylianidis. P. (2018). Designing and developing an educational game for leadership assessment and soft skill optimization.
- Cimatti. B. (2016). Definition, development, assessment of soft skills and then role for the quality7 of organizations and enterprises. International Journal for Quality Research. Vol. 10(1), pp. 97-130.
- Coll. R.. Fonies, A.. & Llados. J. (2009). Graphological analysis of handwritten text documents for human resources recruitment. Paper presented at the Proceedings of the International Conference on Document Analysis and Recognition, pp. 1081-1085.
- Cotet. G. В.. Balgiu, В. A.. & Negrea. V. Z. (2017). Assessment procedure for the soft skills requested by industry 4.0. Paper presented at the МАТЕС Web of Conferences, Vol. 121.
- Davoren. M., Sherrard. N.. Breen. E.. & Kelly, B. D. (2012). Graphology and psychiatric diagnosis: Is the writing on the wall? Irish Journal of Psychological Medicine. Vol. 29. pp. 52-54.
- Dazzi. C.. & Pedrabissi. L. (2009). Graphology and personality: An empirical study on validity of handwriting analysis. Psychological Reports. Vol. 105. pp. 1255-1268.
- Fejes, C., Ros-McDonnell. L.. & Bajor. P. (2015). Enhancement and assessment of engineering soft skills in a game-based learning environment. Paper presented at the Proceedings of the European Conference on Games- Based Leamnig. pp. 178-185.
- Fernandez-Sanz, L. (2010). Analysis of non technical skills for ICT profiles. Paper presented at the Proceedings of the 5th Iberian Conference on Information Systems and Technologies. CISTI 2010.
- Frieder. R.E.. Wang. G.. Oh. I.-S. (2018). Linking job-relevant personality traits, transformational leadership, and job performance via perceived meaningfulness at work: A moderated mediation model. Journal of Applied Psychology. Vol. 103 (3). pp. 324-333.
- Fumham. A., Chamorro-Premuzic, T., & Callahan. I. (2003). Does graphology predict personality and intelligence? Individual Differences Research. Vol.l. pp. 78-94.
- Ghani. E. K., Rappa. R.. & Gunardi. A. (2018). Employers' perceived accounting graduates' soft skills. Academy of Accounting and Financial Studies Journal, Vol. 22(5).
- Ghosh. A.. & Ravichandran. S. (2018). Understanding hospitality employers’ perceptions of preemployment testing in determining successful hires international. Journal of Hospitality and Tourism Administration.
- Giannini, M., Pellegrini. P.. Gori. A., & Loscalzo. Y. (2018). Is graphology useful in assessing major depression? Psychological Reports.
- Gibb. S. (2014). Soft skills assessment: Theory development and the research agenda. International Journal of Lifelong Education. Vol. 33(4). pp. 455-471.
- Hanifzadeh. F., Talebi. K., & Sajadi, S.M. (2018). Tire analysis of effect of aspiration to growth of managers for SMEs growth case study: Exporting manufacturing SMEs in han. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. Vol. 10 (2). pp. 277-301.
- Hendarman. A. F., & Cantner, U. (2018). Soft skills, hard skills, and individual innovativeness. Eurasian Busmess Review. Vol. 8(2). pp. 139-169.
- Hurrell. S. A. (2016). Rethinking the soft skills deficit blame game: Employers, skills withdrawal and the reporting of soft skills gaps. Human Relations. Vol. 69(3). pp. 605-628.
- Iriarte. C., & Bayona Ore, S. (2018). Soft skills for IT project success: A systematic literature review.
- Kilkelly, E. (2011). Using training and development to recover failing projects. Human Resource Management International Digest. Vol. 19(4). pp. 3-6.
- Lent. B., & Pinkowska. M. (2012). Soft skills needed in the ICT project management-classification and maturity7 level assessment. International Journal of Applied Systemic Studies. Vol. 4(3). pp. 168-185.
- Li-Ping Tang. T. (2012). Detecting Honest People's Lies hi Handwriting: The Power of the Ten Commandments and Internalized Ethical Values. Journal of Business Ethics, Vol. 106. pp. 389-400.
- Mahlamaki. T., Rintamaki, T., & Rajah. E. (2018). Tire role of personality and motivation on key account manager job performance Industrial Marketing Management.
- Marocco. D.. Pacella. D., DelLAquila. E., & Di Ferdinando, A. (2015). Grounding serious game design on scientific findings: The case of ENACT on soft skills training and assessment.
- Matsouka. К.. & Mihail. D. M. (2016). Graduates’ employability: What do graduates and employers think? Indus try and Higher Education. Vol. 30(5). pp. 321-326.
- Moura, R.L.D., Cameiro. T.C.J.. & Diniz, B.D. (2018). Influence of the project manager's personal characteristics on project performance Gestao e Producao. Vol. 25 (4). pp. 751-763.
- Mutalib. S., Ramli, R.. Rahman, S. A.. Yusoff. M.. & Mohamed. A. (2008). Towaids emotional control recognition through handwriting using fuzzy inference. Paper presented at the Proceedings - International Symposium on Information Teclmology.
- Neter. E., & Ben-Shakhar, G. (1989). The predictive validity of graphological inferences: A meta-analytic approach. Personality and Individual Differences. Vol. 10, pp. 737-745.
- Palmer. C.. Niemand. T.. Stockmann. C.. Kraus. S., & Kailer. N. (2019).The interplay of entrepreneurial orientation and psychological traits in explaining firm performance Journal of Business Research. 94. pp. 183-194.
- Pikhart. M. (2014). Implementing new global business trends to intercultural business communication. Procedia-Social and Behavioral Sciences. Vol. 152. pp. 950-953.
- Pitcher. G. (2005). Making the 'write' decision. New Electronics, Vol. 38. pp. 50.
- Poonaiih R.. & Yasser. C.M. (2018). An experimental study to investigate personality traits on pair programming efficiency in extreme programming 5th International Conference on Industrial Engineering and Applications. ICIEA2018. pp. 95-99.
- Prabowo. P. (2018). Designing and developing innovators' skills in Indonesia through entrepreneurship education: A case study of KejarAURORA. International Journal of Business. Vol. 23(1). pp. 63-72.
- Rao. M. S. (2018). Soft skills: Toward a sanctimonious discipline. On the Horizon. Vol. 26(3). pp. 215-224.
- Ricchiardi. P.. & Emanuel, F. (2018). Soft skill assessment in higher education. [Valutare le soft skill in universita] Journal of Educational. Cultural and Psychological Studies. Vol. 18. pp. 21-53.
- Ruiz-Morales. Y., Garcia-Garcia. M.. Biencinto-Lopez. C.. & Carpintero. E. (2017). Soft skills assessment through virtual environments in the university sector: A narrative review. RELIEVE - Revista Electronica De Investigation у Evaluation Educative, Vol. 23(1).
- Sharma. S.. & Tarp. F. (2018). Does managerial personality matter? Evidence from firms in Vietnam. Journal of Economic Behavior and Organization. Vol. 150, pp. 432-445.
- Shanna. S.. Elfenbein. H.A.. Foster. J.. & Bottom. W.P. (2018). Predicting Negotiation Performance from Personality Traits: A field Study across Multiple Occupations. Human Performance. Vol. 31 (3). pp. 145-164.
- Suleman. F., & Laranjeiro. A. M. C. (2018). The employability skills of graduates and employers’ options in portugal: An explorative study of anticipative and remedial strategies. Education and Training. Vol. 60(9), pp. 1097-1111.
- Tire future of jobs, World economic forum. Retrieved from http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf
- Thiry, B. (2008). Graphology and personality according to the five-factor model. Psychologic Francaise. Vol.53. pp. 399-410.
- Thiry, B. (2009). Exploring the validity of graphology with the rorschach test. Rorschachiana. Vol. 30. pp. 26-47.
- Throckmorton. G. J. (2002). Scientific evaluation of "graphology". Journal of Forensic Identification. Vol.52. pp. 463-474.
- Topaloglu. M.. & Ekmekci. S. (2017). Gender detection and identifying one’s handwriting with handwriting analysis. Expert Systems with Applications. Vol. 79. pp. 236-243.
- Torrance Tests of Creative Thinking: Norms technical manual (Research Edition). Princeton. NJ: Personnel Press.
- Torres, E. N.. & Gregory, A. (2018). Hiring manager's evaluations of asynchronous video interviews: The role of candidate competencies, aesthetics, and resume placement. International Journal of Hospitality Management. Vol. 75. pp. 86-93.
- Vinichenko, M. V.. Karacsony, P., Li. N. P.. Kirillov, A. V., & Mehiichuk. A. V. (2018). Improving efficiency of personnel training and development of the personnel reserve hi organizations. [Mejora de la eficiencia en la formation del personal у desarrollo de la reserva de personal en organizaciones] Option. Vol. 34(85). pp. 1049-1064.
- Wang. Y.. Wu. С.-H.. Parker. S.K., & Griffin. M.A. (2018) Developing goal orientations conducive to learning and performance: An intervention study. Journal of Occupational and Or ganizational Psychology. Vol. 91 (4). pp. 875895.
- Wanivenhaus, H., Kovac, J., Znidarsic. A., & Vrecko. I. (2018). Vienna construction projects: Redirection of project management critical success factors - more focus on stakeholders and soft skills development. Lex Localis, Vol. 16(2). pp. 337-359.
- Wiens. T.K., & Walker. L.J. (2019) Examining the relationship between bright and dark personality traits hi two management samples. Personality and Individual Differences. Vol. 141. pp. 92-100.
- Wiewiora A. & Kowalkiewicz A. (2018). The role of authentic assessment hi developing authentic leadership identity and competencies. Assessment & Evaluation hi Higher Education.
- Woo. H.R. (2018). Personality traits and intrapreneurship: the mediating effect of career adaptability. Career Development International. Vol. 23 (2). pp 145-162.
- Yeardley. T. (2017). Training of new managers: Why are we kiddhig ourselves? Industrial and Commercial Training. Vol. 49(5), pp. 245-255.
- Zhang. A. (2012). Peer assessment of soft skills and hard skills. Journal of Information Technology Education. Vol. 11(1). pp. 155-168.
- Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер. 2005. - 304 с.
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг; пер. с англ, под ред. С. К. Мордовина. - 10-е изд. - СПб.: Питер. 2012.
- Голованова М. А.. Заикнна II. А. О применении графологии в России // Наука. Общество. Государство. - 2014. - № 4. - С. 98-107.
- Гущин Ю.Ф., Смирнова Н.В. Оценка уровня развития крипгческого мышления учащихся.
- Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) / Фетискпн Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.. 2002. С.138-149.
- Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискпн Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. С. 98-102.
- Дрыгваль Л.Е. Использование графологического анализа в кадровом менеджменте // Управление корпоративной культурой. - 2013. - №2. - С. 130-134.
- Дрыгваль Л.Е. Оценка благонадежности персонала по почерку // Управление корпоративной культурой. - 2015. - №1. - С. 28-31.
- Зуев-Пнсаров. Д.М. Почерк и личность. Способ определения характера по почерку / Д.М. Зуев-Пнсаров. - К.: Перлит продакшн. ЛТД. 1992.— 96 с.
- Ищенко Е.П. Криминалистика / Е.П. Ищенко. - М.: Контракт ПНФРА- М. 2010. -784 с.
- Ключевская П.С. Мониторинг социальных сетей как вспомогательный элемент при оценке кандидата на должность // Новое в науке и образовании. - 2016. - С. 49- 54.
- Никитина Л.Ю. Роль графологии в уголовном судопроизводстве // Инновационная наука. - 2016. - № 12. - С. 181-183.
- Припорова Е. А.. Войлокова Е. Е. Современные тенденции в процессе подбора персонала И Симбирский научный вестник. - 2018. - № 1. - С. 51-57.
- Сыромятников П.В. Актуальные проблемы и современные тенденции в оценке кандидатов и сотрудников организаций // Инновации в образовании. - 2014. - №12. - С. 113-130.
- Тараненко В. Почерк, портрет, характер: Скрытая психо диагностика в практическом изложении В. Тараненко.- К.: Ника-Центр. 2005.- 136 с.
- Шабалина М.Р. Развитие гибкости мышления студентов в процессе решения задач // Педагогика. Общество. Право. - 2013. - № 4 (8). - С. 4854.
- Шлянчак Д.Б.. Мудрый А.В.. Никитенко Е.М., Логинова Ю. А. Нестандартные методы оценки и отбора персонала // Поиск и оценка персонала. - 2009. -№2.-С. 108-112.
- Шмелев А.Г., Портнова Д.С. Изменения в инструментах оценки персонала в ходе 30-летней компьютеризации: эволюция или революция? // Управление корпоративными финансами. - 2014. - №1. - С. 2-13.
-
Michon, J-H. (1875). Graphology system, Paris: Graphological library. ↑
-
Crepe-Jamin, J. (1885). Practical works on graphology. ↑
-
Klages, L. (1917). Handwriting and Character. ↑
-
Sodek, R. (1926). Handwriting Experiments. ↑
-
Рulver, M. (1931). Symbolism of space. ↑
-
Шабалина М.Р. Развитие гибкости мышления студентов в процессе решения задач // Педагогика. Общество. Право. - 2013. - № 4 (8). - С. 48-54. ↑
-
Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.98-102. ↑
-
Torrance Tests of Creative Thinking: Norms technical manual (Research Edition). Princeton, NJ: Personnel Press. ↑
-
Гущин Ю.Ф., Смирнова Н.В. Оценка уровня развития критического мышления учащихся : сайт. — URL: http://psyhoinfo.ru/ocenka-urovnya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-uchashchihsya ↑
-
Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.138-149. ↑
-
Fejes, C., Ros-McDonnell, L., & Bajor, P. (2015). Enhancement and assessment of engineering soft skills in a game-based learning environment. Paper presented at the Proceedings of the European Conference on Games-Based Learning, pp. 178-185. ↑