Файл: Портрет современного российского менеджера: знания, опыт, мотивация, результаты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для дальнейшего анализа результатов оценки «навыков» с помощью психологических методик, необходимо выявить, существует ли значимые различия в составе выборки, в частность различия результатов респондентов разных курсов. С помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA – Analysis of variance) была проведена проверка зависимости уровня развития «навыков» от курса, на котором обучаются студенты. Благодаря дисперсионному анализу можно с определенной вероятностью выявить зависимость набора переменных признака (уровни развития каждого «мягкого навыка») от одного фактора (курс). При проведении данного анализа была проверена гипотеза о равенстве средних значений на каждом курсе. Результат дисперсионного анализа отражен в таблице 10. Графики сравнения средних величин уровней развития «навыков» между студентами разных курсов представлены в приложении 3.

Таблица 10. Однофакторный дисперсионный анализ. Гибкость мышления

Дисперсия

Ст.св.

Средний квадрат

F

Значимость

Между группами

44,021

3

14,674

0,342

0,795

Внутри групп

6138,615

143

42,927

Всего

6182,636

146

В столбце «Дисперсия» отражены результаты дисперсионных вычислений – дисперсия межгрупповых средних; дисперсия, обусловленная случайными факторами внутри групп; дисперсия полная выборочная (суммарное значение двух дисперсий). Столбец «Ст. св.» показывает промежуточный подсчет коэффициентов, которые заложены в формуле закона распределения Фишера случайных величин. В столбце «Средний квадрат» продемонстрировано отношение значений первого столбца ко второму. Столбец «F» - значение статистики закона распределения Фишера. В последнем столбце «Значимость» - уровень значимости, который позволяет сделать заключение о подтверждении или отклонении гипотезы о равенстве средних.

В рамках данного исследования наиболее информативным столбцом однофакторного дисперсионного анализа является столбец «Значимость», исходя из этого в данной работе приведена таблица 11, включающая в себя весь набор переменных признака – все «мягкие навыки».

Таблица 11. Однофакторный дисперсионный анализ


«Мягкий навык»

Значимость

Гипотеза*

Зависимость

Гибкость мышления

0,795

Подтверждается

Отсутствует

Целеустремленность

0,291

Подтверждается

Отсутствует

Креативность

0,000

Отклоняется

Существует

Критическое мышление

0,245

Подтверждается

Отсутствует

Коммуникабельность

0,050

Отклоняется

Существует

*Уровень значимости меньше 0,05 – гипотеза отклоняется, больше 0,05 - принимается

Для дополнительной проверки отсутствия зависимости уровней развития «навыков» от курса, на котором обучаются респонденты, был проведен кластерный анализ, с помощью инструмента иерархической кластеризации (табл. 12).

Таблица 12. Иерархическая кластеризация. Мера связи

«Мягкий навык»

η

η2

Гибкость мышления

0,048

0,002

Целеустремленность

0,520

0,271

Креативность

0,119

0,014

Критическое мышление

0,129

0,017

Коммуникабельность

0,406

0,165

Данная таблица демонстрирует η2 – коэффициент детерминации, который является мерой влияния флуктуаций (колебаний) независимой переменной на дисперсию зависимой переменной. Значение η2 по переменной признака – целеустремленность, равное 0,271 (наиболее близкое значение к 1) показывает, что кластеры образованы на основании данного «мягкого навыка».

С помощью инструмента иерархической кластеризации были выявлены четыре кластера студентов, которые представлены в таблице 13. Исходя из анализа, можно заметить, что кластеры не имеют значимых различий, иными словами уровни развития «навыков» лежат в диапазоне средних значений.

Таблица 13. Кластерный анализ «навыков»

Кластер

Гибкость мышления

Целеустремленность

Креативность

Критическое мышление

Коммуникабельность

1

18,41

129,32

6,61

8,35

12,51

2

20,75

65,00

10,00

10,50

5,50

3

19,38

174,75

7,25

9,25

4,75


Таким образом, комплексный анализ полученных данных с помощью психологических методик показал отсутствие значимых различий между студентами разных курсов, что говорит об однородности результатов выборки исследования.

Заключение

Согласно результатам психологических методик, будущие менеджеры, в целом, коммуникабельны, готовы к установлению и поддержанию связей с другими людьми, открыты для конструктивного взаимодействия. Данный факт достаточно логичен и может быть объяснен спецификой профессии менеджера - человека, основной обязанностью которого выступает регулярная коммуникация с людьми. Вполне вероятно, что изначально абитуриенты, склонные к общению, делают выбор в пользу специальностей, где требуется навык коммуникабельности. Касательно целеустремленности примечателен тот факт, что студенты стремятся к избеганию неудач, иными словами рассматривают возможности прежде всего через призму негативного опыта, зачастую психологически не готовы к изменениям внешней среды. Кроме того, студенты факультета менеджмента не обладают высокими показателями креативности, гибкости мышления, критического мышления, что говорит о недостаточно развитой способности рассматривать проблему с разных точек зрения, критически осмысливать и находить новые варианты ее решения. Данные факты могут быть обусловлены в широком смысле влиянием социализации, в частности формированием ценностных установок в родительской семье и школьным образованием.

В ходе данного исследования были проанализированы методы оценки «навыков», что позволило сделать выводы о необходимости использования тех или иных методов. Исходя из полученных результатов, метод графологической экспертизы оказался несостоятельным для оценки данных «навыков». Графологический анализ в большей степени может быть применен к оценке текущего эмоционального состояния человека, что лишь косвенно связано с устойчивыми личностными характеристиками и навыками. Метод самооценки также не показал достоверных результатов, однако с его помощью можно оценить уровень самооценки человека (завышенный, адекватный и заниженный). В рамках данного исследования было выявлено, что студенты склонны завышать представление о степени развития навыков, что может быть связано с некорректным пониманием содержания того или иного «мягкого навыка» и предрасположенностью студентов к завышенной самооценке.


Перспективами данного исследования могут являться следующие направления:

  • Применение альтернативных методов для оценки «навыков» будущих менеджеров. В частности, могут быть рассмотрены метод интервью (как наиболее часто используемый и основной метод в оценке персонала), геймификация[11] (как метод для оценки гибкости мышления, креативности и пр.);
  • Расширение перечня оцениваемых «навыков», в частности, эмоциональный интеллект, как одну из ключевых компетенций будущего;
  • Отслеживание динамики изменения уровней развития «навыков» респондентов, а именно ежегодная оценка «навыков» студентов, начиная с 1 курса. При данном типе работы представляется возможным выявить, как в процессе обучения на факультете менеджмента у студентов развиваются «мягкие навыки».

Список использованной литературы

  1. Adjibolosoo. S. (2017). The human factor approach to managerial and organizational efficiency and effectiveness. The Human Factor Approach to Managerial and Organizational Efficiency and Effectiveness, pp. 1-262.
  2. Ahmad, S., Ameen, K., & Ullah. M. (2017). Modes of soft skills learning: A case of university information professionals' in pakistan. Library Review, Vol. 66, pp. 711-725.
  3. Aiclii. Y., Bassiri, M.. Benmokhtar. S., & Belouaad. S. (2018). Tire digital assessment center and the evaluation of soft skills. Asia Life Sciences. Vol. 1. pp. 35-42.
  4. Akbari, Y.. Nouri. K., Sadri, J.. Djeddi. C.. & Siddiqi, I. (2017). Wavelet­based gender detection on off-line handwritten documents using probabilistic finite state automata. Image and Vision Computing, Vol.59. pp. 17-30.
  5. Alsabbah. Y. A. M„ & Ibrahim. H. I. (2016). Training, competence and job performance: An empirical evidence. Social Sciences (Pakistan). Vol. 11(19). pp. 4628-4632.
  6. Antiova, K., & Skrbek. J. (2015). Soft skills development dining long term supervised placement. Paper presented at the IDIMT 2015: Information Technology and Society - Interaction and Interdependence - 23rd Interdisciplinary Information Management Talks, pp. 171-177.
  7. Anwar. M.. Shah. S.Z.A.. & Khan, S.Z. (2018). Tire role of personality in SMEs internationalization: empirical evidence. Review of International Business and Strategy. Vol. 28 (2). pp. 258-282.
  8. Armstrong. M. (1928). Armstrong’s essential human resource management practice: a guide to people management.
  9. Azzini. A., Galimberti, A., Малага. S., & Ratti. E. (2018). SOON: Supporting the evaluation of researchers' profiles.
  10. Belasheva. I.V., Shapovalov, V.K., Ershova. D.A.. Lozlieclikina. A.D., & Tereschenko. E.V. (2018) Individual personality traits as predictors of intra- organizational vertical career growth of employees European. Research Studies Journal. Vol.21. pp. 294-304.
  11. Beyerstein. B. L. (2012). Graphology7 - a total write-off. Tall tales about the mind and brain: Separating fact from fiction.
  12. Bhade. V., & Baraskar. T. (2018). A model for determining personality by analyzing off-line handwriting.
  13. Bhatti. M.A.. Hussain. M.S.. & Al Doghan, M.A. (2018). The role of personal and job resources in boosting muses’ work engagement and perfoniiance. Global Busmess and Organizational Excellence. Vol. 37 (2). pp. 32-40.
  14. Birney. D.P.. Beckmann. J.F.. Beckmann, N.. Double. K.S.. & Whittingham, K. (2018). Moderators of learning and performance trajectories in microworld simulations: Too soon to give up on intellect? Intelligence. Vol. 68. pp. 128­140.
  15. Black. J., Kim. K., Rhee, S., Wang. K.. & Sakchutchawan. S. (2018). Self­efficacy and emotional intelligence: Influencing team cohesion to enhance team perfoniiance. Team Perfoniiance Management.
  16. Brandi, U., & lannone, R. L. (2016). Learning strategies in enterprises: Empirical findings, implications and perspectives for the immediate future. European Journal of Education. Vol. 51(2), pp. 227-243.
  17. Chatziantoniou. N.. Politopoulos. N.. & Stylianidis. P. (2018). Designing and developing an educational game for leadership assessment and soft skill optimization.
  18. Cimatti. B. (2016). Definition, development, assessment of soft skills and then role for the quality7 of organizations and enterprises. International Journal for Quality Research. Vol. 10(1), pp. 97-130.
  19. Coll. R.. Fonies, A.. & Llados. J. (2009). Graphological analysis of handwritten text documents for human resources recruitment. Paper presented at the Proceedings of the International Conference on Document Analysis and Recognition, pp. 1081-1085.
  20. Cotet. G. В.. Balgiu, В. A.. & Negrea. V. Z. (2017). Assessment procedure for the soft skills requested by industry 4.0. Paper presented at the МАТЕС Web of Conferences, Vol. 121.
  21. Davoren. M., Sherrard. N.. Breen. E.. & Kelly, B. D. (2012). Graphology and psychiatric diagnosis: Is the writing on the wall? Irish Journal of Psychological Medicine. Vol. 29. pp. 52-54.
  22. Dazzi. C.. & Pedrabissi. L. (2009). Graphology and personality: An empirical study on validity of handwriting analysis. Psychological Reports. Vol. 105. pp. 1255-1268.
  23. Fejes, C., Ros-McDonnell. L.. & Bajor. P. (2015). Enhancement and assessment of engineering soft skills in a game-based learning environment. Paper presented at the Proceedings of the European Conference on Games- Based Leamnig. pp. 178-185.
  24. Fernandez-Sanz, L. (2010). Analysis of non technical skills for ICT profiles. Paper presented at the Proceedings of the 5th Iberian Conference on Information Systems and Technologies. CISTI 2010.
  25. Frieder. R.E.. Wang. G.. Oh. I.-S. (2018). Linking job-relevant personality traits, transformational leadership, and job performance via perceived meaningfulness at work: A moderated mediation model. Journal of Applied Psychology. Vol. 103 (3). pp. 324-333.
  26. Fumham. A., Chamorro-Premuzic, T., & Callahan. I. (2003). Does graphology predict personality and intelligence? Individual Differences Research. Vol.l. pp. 78-94.
  27. Ghani. E. K., Rappa. R.. & Gunardi. A. (2018). Employers' perceived accounting graduates' soft skills. Academy of Accounting and Financial Studies Journal, Vol. 22(5).
  28. Ghosh. A.. & Ravichandran. S. (2018). Understanding hospitality employers’ perceptions of preemployment testing in determining successful hires international. Journal of Hospitality and Tourism Administration.
  29. Giannini, M., Pellegrini. P.. Gori. A., & Loscalzo. Y. (2018). Is graphology useful in assessing major depression? Psychological Reports.
  30. Gibb. S. (2014). Soft skills assessment: Theory development and the research agenda. International Journal of Lifelong Education. Vol. 33(4). pp. 455-471.
  31. Hanifzadeh. F., Talebi. K., & Sajadi, S.M. (2018). Tire analysis of effect of aspiration to growth of managers for SMEs growth case study: Exporting manufacturing SMEs in han. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. Vol. 10 (2). pp. 277-301.
  32. Hendarman. A. F., & Cantner, U. (2018). Soft skills, hard skills, and individual innovativeness. Eurasian Busmess Review. Vol. 8(2). pp. 139-169.
  33. Hurrell. S. A. (2016). Rethinking the soft skills deficit blame game: Employers, skills withdrawal and the reporting of soft skills gaps. Human Relations. Vol. 69(3). pp. 605-628.
  34. Iriarte. C., & Bayona Ore, S. (2018). Soft skills for IT project success: A systematic literature review.
  35. Kilkelly, E. (2011). Using training and development to recover failing projects. Human Resource Management International Digest. Vol. 19(4). pp. 3-6.
  36. Lent. B., & Pinkowska. M. (2012). Soft skills needed in the ICT project management-classification and maturity7 level assessment. International Journal of Applied Systemic Studies. Vol. 4(3). pp. 168-185.
  37. Li-Ping Tang. T. (2012). Detecting Honest People's Lies hi Handwriting: The Power of the Ten Commandments and Internalized Ethical Values. Journal of Business Ethics, Vol. 106. pp. 389-400.
  38. Mahlamaki. T., Rintamaki, T., & Rajah. E. (2018). Tire role of personality and motivation on key account manager job performance Industrial Marketing Management.
  39. Marocco. D.. Pacella. D., DelLAquila. E., & Di Ferdinando, A. (2015). Grounding serious game design on scientific findings: The case of ENACT on soft skills training and assessment.
  40. Matsouka. К.. & Mihail. D. M. (2016). Graduates’ employability: What do graduates and employers think? Indus try and Higher Education. Vol. 30(5). pp. 321-326.
  41. Moura, R.L.D., Cameiro. T.C.J.. & Diniz, B.D. (2018). Influence of the project manager's personal characteristics on project performance Gestao e Producao. Vol. 25 (4). pp. 751-763.
  42. Mutalib. S., Ramli, R.. Rahman, S. A.. Yusoff. M.. & Mohamed. A. (2008). Towaids emotional control recognition through handwriting using fuzzy inference. Paper presented at the Proceedings - International Symposium on Information Teclmology.
  43. Neter. E., & Ben-Shakhar, G. (1989). The predictive validity of graphological inferences: A meta-analytic approach. Personality and Individual Differences. Vol. 10, pp. 737-745.
  44. Palmer. C.. Niemand. T.. Stockmann. C.. Kraus. S., & Kailer. N. (2019).The interplay of entrepreneurial orientation and psychological traits in explaining firm performance Journal of Business Research. 94. pp. 183-194.
  45. Pikhart. M. (2014). Implementing new global business trends to intercultural business communication. Procedia-Social and Behavioral Sciences. Vol. 152. pp. 950-953.
  46. Pitcher. G. (2005). Making the 'write' decision. New Electronics, Vol. 38. pp. 50.
  47. Poonaiih R.. & Yasser. C.M. (2018). An experimental study to investigate personality traits on pair programming efficiency in extreme programming 5th International Conference on Industrial Engineering and Applications. ICIEA2018. pp. 95-99.
  48. Prabowo. P. (2018). Designing and developing innovators' skills in Indonesia through entrepreneurship education: A case study of KejarAURORA. International Journal of Business. Vol. 23(1). pp. 63-72.
  49. Rao. M. S. (2018). Soft skills: Toward a sanctimonious discipline. On the Horizon. Vol. 26(3). pp. 215-224.
  50. Ricchiardi. P.. & Emanuel, F. (2018). Soft skill assessment in higher education. [Valutare le soft skill in universita] Journal of Educational. Cultural and Psychological Studies. Vol. 18. pp. 21-53.
  51. Ruiz-Morales. Y., Garcia-Garcia. M.. Biencinto-Lopez. C.. & Carpintero. E. (2017). Soft skills assessment through virtual environments in the university sector: A narrative review. RELIEVE - Revista Electronica De Investigation у Evaluation Educative, Vol. 23(1).
  52. Sharma. S.. & Tarp. F. (2018). Does managerial personality matter? Evidence from firms in Vietnam. Journal of Economic Behavior and Organization. Vol. 150, pp. 432-445.
  53. Shanna. S.. Elfenbein. H.A.. Foster. J.. & Bottom. W.P. (2018). Predicting Negotiation Performance from Personality Traits: A field Study across Multiple Occupations. Human Performance. Vol. 31 (3). pp. 145-164.
  54. Suleman. F., & Laranjeiro. A. M. C. (2018). The employability skills of graduates and employers’ options in portugal: An explorative study of anticipative and remedial strategies. Education and Training. Vol. 60(9), pp. 1097-1111.
  55. Tire future of jobs, World economic forum. Retrieved from http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf
  56. Thiry, B. (2008). Graphology and personality according to the five-factor model. Psychologic Francaise. Vol.53. pp. 399-410.
  57. Thiry, B. (2009). Exploring the validity of graphology with the rorschach test. Rorschachiana. Vol. 30. pp. 26-47.
  58. Throckmorton. G. J. (2002). Scientific evaluation of "graphology". Journal of Forensic Identification. Vol.52. pp. 463-474.
  59. Topaloglu. M.. & Ekmekci. S. (2017). Gender detection and identifying one’s handwriting with handwriting analysis. Expert Systems with Applications. Vol. 79. pp. 236-243.
  60. Torrance Tests of Creative Thinking: Norms technical manual (Research Edition). Princeton. NJ: Personnel Press.
  61. Torres, E. N.. & Gregory, A. (2018). Hiring manager's evaluations of asynchronous video interviews: The role of candidate competencies, aesthetics, and resume placement. International Journal of Hospitality Management. Vol. 75. pp. 86-93.
  62. Vinichenko, M. V.. Karacsony, P., Li. N. P.. Kirillov, A. V., & Mehiichuk. A. V. (2018). Improving efficiency of personnel training and development of the personnel reserve hi organizations. [Mejora de la eficiencia en la formation del personal у desarrollo de la reserva de personal en organizaciones] Option. Vol. 34(85). pp. 1049-1064.
  63. Wang. Y.. Wu. С.-H.. Parker. S.K., & Griffin. M.A. (2018) Developing goal orientations conducive to learning and performance: An intervention study. Journal of Occupational and Or ganizational Psychology. Vol. 91 (4). pp. 875­895.
  64. Wanivenhaus, H., Kovac, J., Znidarsic. A., & Vrecko. I. (2018). Vienna construction projects: Redirection of project management critical success factors - more focus on stakeholders and soft skills development. Lex Localis, Vol. 16(2). pp. 337-359.
  65. Wiens. T.K., & Walker. L.J. (2019) Examining the relationship between bright and dark personality traits hi two management samples. Personality and Individual Differences. Vol. 141. pp. 92-100.
  66. Wiewiora A. & Kowalkiewicz A. (2018). The role of authentic assessment hi developing authentic leadership identity and competencies. Assessment & Evaluation hi Higher Education.
  67. Woo. H.R. (2018). Personality traits and intrapreneurship: the mediating effect of career adaptability. Career Development International. Vol. 23 (2). pp 145-162.
  68. Yeardley. T. (2017). Training of new managers: Why are we kiddhig ourselves? Industrial and Commercial Training. Vol. 49(5), pp. 245-255.
  69. Zhang. A. (2012). Peer assessment of soft skills and hard skills. Journal of Information Technology Education. Vol. 11(1). pp. 155-168.
  70. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер. 2005. - 304 с.
  71. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг; пер. с англ, под ред. С. К. Мордовина. - 10-е изд. - СПб.: Питер. 2012.
  72. Голованова М. А.. Заикнна II. А. О применении графологии в России // Наука. Общество. Государство. - 2014. - № 4. - С. 98-107.
  73. Гущин Ю.Ф., Смирнова Н.В. Оценка уровня развития крипгческого мышления учащихся.
  74. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) / Фетискпн Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально­психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.. 2002. С.138-149.
  75. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискпн Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. С. 98-102.
  76. Дрыгваль Л.Е. Использование графологического анализа в кадровом менеджменте // Управление корпоративной культурой. - 2013. - №2. - С. 130-134.
  77. Дрыгваль Л.Е. Оценка благонадежности персонала по почерку // Управление корпоративной культурой. - 2015. - №1. - С. 28-31.
  78. Зуев-Пнсаров. Д.М. Почерк и личность. Способ определения характера по почерку / Д.М. Зуев-Пнсаров. - К.: Перлит продакшн. ЛТД. 1992.— 96 с.
  79. Ищенко Е.П. Криминалистика / Е.П. Ищенко. - М.: Контракт ПНФРА- М. 2010. -784 с.
  80. Ключевская П.С. Мониторинг социальных сетей как вспомогательный элемент при оценке кандидата на должность // Новое в науке и образовании. - 2016. - С. 49- 54.
  81. Никитина Л.Ю. Роль графологии в уголовном судопроизводстве // Инновационная наука. - 2016. - № 12. - С. 181-183.
  82. Припорова Е. А.. Войлокова Е. Е. Современные тенденции в процессе подбора персонала И Симбирский научный вестник. - 2018. - № 1. - С. 51-57.
  83. Сыромятников П.В. Актуальные проблемы и современные тенденции в оценке кандидатов и сотрудников организаций // Инновации в образовании. - 2014. - №12. - С. 113-130.
  84. Тараненко В. Почерк, портрет, характер: Скрытая психо диагностика в практическом изложении В. Тараненко.- К.: Ника-Центр. 2005.- 136 с.
  85. Шабалина М.Р. Развитие гибкости мышления студентов в процессе решения задач // Педагогика. Общество. Право. - 2013. - № 4 (8). - С. 48­54.
  86. Шлянчак Д.Б.. Мудрый А.В.. Никитенко Е.М., Логинова Ю. А. Нестандартные методы оценки и отбора персонала // Поиск и оценка персонала. - 2009. -№2.-С. 108-112.
  87. Шмелев А.Г., Портнова Д.С. Изменения в инструментах оценки персонала в ходе 30-летней компьютеризации: эволюция или революция? // Управление корпоративными финансами. - 2014. - №1. - С. 2-13.

  1. Michon, J-H. (1875). Graphology system, Paris: Graphological library.

  2. Crepe-Jamin, J. (1885). Practical works on graphology.

  3. Klages, L. (1917). Handwriting and Character.

  4. Sodek, R. (1926). Handwriting Experiments.

  5. Рulver, M. (1931). Symbolism of space.

  6. Шабалина М.Р. Развитие гибкости мышления студентов в процессе решения задач // Педагогика. Общество. Право. - 2013. - № 4 (8). - С. 48-54.

  7. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.98-102.

  8. Torrance Tests of Creative Thinking: Norms technical manual (Research Edition). Princeton, NJ: Personnel Press.

  9. Гущин Ю.Ф., Смирнова Н.В. Оценка уровня развития критического мышления учащихся : сайт. — URL: http://psyhoinfo.ru/ocenka-urovnya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-uchashchihsya

  10. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.138-149.

  11. Fejes, C., Ros-McDonnell, L., & Bajor, P. (2015). Enhancement and assessment of engineering soft skills in a game-based learning environment. Paper presented at the Proceedings of the European Conference on Games-Based Learning, pp. 178-185.