Файл: Управление профессиональным стрессом в организации на примере родильного дома БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь».pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
Осознание себя симптомов стресса распределяется по выборке неравномерно: значимо чаще сотрудники отмечают у себя негативное отношение к пациентам. Значимо реже отмечаются жалобы на астенизацию, нарушение сна, ощущение ненужности своего труда, постоянную озабоченность работой, невозможность разрешать профессиональные проблемы, чувство вины, психосоматические реакции, навязчивые сомнения после тяжелых случаев, – это может быть связано с действием психологических защит. Раздражение на коллег, отношение к работе как к тяжкой необходимости, снижение профессиональной самооценки упоминаются практически всеми сотрудниками.
Проведенное исследование показало, что для системы стрессоров в деятельности врачей акушеров-гинекологов и среднего медперсонала, по сравнению с врачами других специальностей характерны следующие особенности: высокая субъективная значимость социальных и биологических стрессоров, т.е. конфликтных ситуаций во взаимоотношениях врача (медработника) на различных уровнях – от общества в целом (неадекватное вознаграждение за труд), до конкретной бригады или смены (неоптимальность взаимодействия с коллегами и средним медперсоналом); сосредоточенность на узкопрофессиональных (частноспецифических) и чуть в меньшей степени, на общеспецифических проблемах.
Каждый из перечисленных выше факторов может стать причиной возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания или профессиональной деформации. Умение осознавать и контролировать влияние данных факторов, с нашей точки зрения, является важным ресурсом стрессоустойчивости для любого специалиста, работающего в сфере «человек-человек».
Сравнение результатов исследования с общероссийскими показателями установило, что основные стрессогенные факторы схожи. Так основой стресса в медицинских профессиях являются: низкий уровень заработной платы, чрезмерные перегрузки медперсонала, чаще всего обусловленные жестким дефицитом кадров, конфликты в коллективе и неудовлетворенность профессиональной деятельностью.
2.4 Рекомендации по управлению профессиональным стрессом в родительном доме БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь»
На сегодняшний день все большее внимание у специалистов привлекают новые технологии преодоления и предупреждения профессионального стресса. Одни из них направляются на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о факторах риска и ранних признаках «выгорания». Более эффективными выступают групповые формы работы: определённые занятия в группах личностного и профессионального роста, роста коммуникативной компетентности (Балинтовский метод).
Балинтовская группа – это метод групповой тренингово-исследовательской работы, который получил название по имени создателя – М. Балинта (M. Balint), проводившего в 1949 году в лондонской клинике «Тависток» групповые дискуссионные семинары с практикующими врачами. В фокусе исследовательских дискуссий в данных группах находились постоянно изменяющиеся отношения «пациент - медицинский работник». Цель – это выработать у врачей совершенно новый навык слышать то, что пациент высказывал неотчетливо и сдержанно, а потом прислушаться к себе, к своим чувствам, для того, чтобы в итоге это помогло достичь взаимопонимания с пациентом. Такой подход способствует переходить от мышления к «межличностной психологии» от «рамки одной личности», анализируя в каждом случае главным образом взаимоотношения больной-врач.
В группу обычно входят 9-10 лиц, которые работают в одном или разных медицинских учреждениях, но, желательно не связанных служебно-иерархическими отношениями. Данная группа может объединять людей с разным стажем работы (хорошо, если стаж работы составляет более 3 лет). Главным принципом для формирования группы выступает добровольное объединение профессионалов, которые готовы пересматривать стереотипы в своей работе и имеющие интерес в коллегиальной взаимопомощи. Работа в группе может проводиться на протяжении 2-3 лет. В таком случае периодичность занятий составляет несколько раз в месяц. Если группа формируются из слушателей краткого учебного семинара, то занятия могут проходить ежедневно или с интервалом в пару дней, но общее количество должно соответствовать количеству участников. Занятия могут фиксироваться с помощью магнитофона или видеокамеры (по желанию группы). Руководитель балинтовской группы специально приглашается или избирается участниками. Предметом анализа в группе выступают случаи из практики. Это могут быть:
- «трудные» эпизоды из прошлого, которые продолжают беспокоить врача;
- текущие случаи;
- возможные терапевтические ситуации, которые волнует врача.
Объект обсуждения – это не пациент и не лечение, скорее, сам медработник с его оригинальностью восприятия этого случая, отношением к нему. Поэтому участники группы говорят о своих пациентах свободно, без записей, не думая о жесткой структуре сообщения.
«Рассказчик» должен сориентировать свой рассказ не на историю болезни, а на изложение сложностей во взаимоотношениях с пациентом и личном переживании трудностей такого случая, описывая реакцию и поведение пациента, свои мысли, ожидания, эмоции в большей степени, чем клиническую часть случая. После краткого рассказа (5 -10 минут) докладчик формулирует «вопрос», который должен касаться коммуникации (что происходило? уточнение ожиданий медработника или пациента, эмоционального состояния…). Вопрос может касаться совершенно не существенных, на первый взгляд, вещей.
Каждое занятие посвящено определенному конкретному случаю, о котором повествует участник группы. Ведущий помогает формулировать вопросы таким образом, чтобы они были акцентированы на взаимоотношениях пациента и врача, а не на технических деталях процесса.
Он помогает проинтерпретировать разные уровни отношений: как врач делится с коллегами переживаниями; как пациент заявляет о своей болезни и о себе; как врач пытается раскрыть скрытый смысл рассказа пациента; как стараются коллеги добиться понимания отношений «врач – пациент» в своих реакциях на сообщение коллеги.
Таким образом, метод балинтовских групп:
- помогает развивать профессиональные и операционные навыки;
- выступает в качестве профилактики профессионального выгорания;
- дает возможность расширения арсенала действенных инструментов;
- позволяет систематизировать, проанализировать и обобщить свой опыт;
- помогает сформировать эмоциональную заинтересованность в работе;
- способствует создать атмосферу доверия, улучшить психологический климат в коллективе.
Управление стрессами на уровне кампании может осуществляться по таким взаимосвязанным направлениям, как:
- расстановка и подбор кадров;
- постановка выполнимых и конкретных задач;
- взаимодействие и групповое принятие решений;
- проектирование работ;
- программы по оздоровлению работников.
Расстановка и подбор кадров. Известно, что разные по содержанию и характеру работы в различной степени оказывают влияние на создание стрессовой ситуации. Помимо этого, и работники по-разному реагируют на такие ситуации: одни подвергаются стрессу в меньшей степени, а другие – в более значительной. Поэтому при расстановке и подборе кадров данные факторы должны приниматься во внимание для того, чтобы впоследствии удалось избежать отрицательных социальных и экономических явлений. В БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь» расстановка кадров затруднена, так как наблюдается острая нехватка врачей, среднего и младшего медицинского персонала. В сложившейся ситуации наиболее опытные и квалифицированные работники «перебрасываются» на наиболее сложные участки (отделение патологии, недоношенных детей и т.п.). С одной стороны, высокая квалификация работников, дает возможность перекрыть пробелы в кадровом составе, с другой – неизбежно ведет к повышению нагрузок и уровня стресса, что негативно сказывается на кадровом резерве и потенциале работников.
Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Достаточно эффективным для родильного дома являются краткие инструктажи, зачастую «на ходу», перед каждыми родами и по каждому отдельному случаю. Четкий алгоритм, состоящий из кратких задач для каждого позволяет сосредоточиться на выполнении отдельных этапов и манипуляций, что повышает эффективность и качество обслуживания. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).
Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.
Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Данное обстоятельство применительно к работе акушера или другого медработника может быть опасно. БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь» делает ставку прежде всего на передачу опыта. Работникам со стажем выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса. Здесь же эффективны «пятиминутки» и общие совещания, позволяющие чётко определить круг задач, где отступления от порядка и творческая инициатива не допустимы, а где наоборот приветствуются. Хорошим примером может служить проекты и предложения по постродовой адаптации рожениц, предложения по проведению досуга коллектива или организации мероприятий.
Взаимодействие и групповое принятие решений. Стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.
Программы оздоровления работников – это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки.
Согласно большинству теорий возникновения стресса, его источник находится не во внешней среде, а в сознании самого человека.
Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса – многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, – простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:
- умение правильно распределять свое время – тайм-менеджмент, на взгляд автора, наиболее эффективное и не требующее затрат направление профилактики стресса и повышения эффективности работы предприятия. С успехом применяется на уровне работника, коллектива, организации. (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);
- занятия спортом и физическими упражнениями;
- овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.
Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.
Распознавать причины возникновения стресса, научиться предупреждать его появление или управлять уже возникшим деструктивным состоянием, извлекая при этом максимальную пользу, можно используя один из инструментов стресс-менеджмента – эмоциональную компетентность. К сожалению, на сегодняшний день людей с высоким уровнем эмоциональной компетенции, не так много, поэтому большинству из нас избежать стресса довольно трудно, а, пытаясь подавить стресс, мы только усугубляем ситуацию. В этом случае могут помочь другие способы профилактики стресса: позитивное мышление и решение проблем по методике «рамка результата». Обучение персонала БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь» данным методикам возможно поводить на общих собраниях и при неформальном общении. Привлечение к данной работе неформальных лидеров коллектива дополнительно повысит результат.
К наиболее часто встречаемым ошибкам при отношении к стрессовой ситуации относятся «черно-белое мышление» и чрезмерный пессимизм: в этом случае человек мыслит категориями «все или ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.