Файл: Управление профессиональным стрессом в организации на примере родильного дома БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Анализ особенностей стрессирования людей разных профессий многие годы привлекает внимание зарубежных и отечественных психологов. Область изучения профессионального стресса отечественных и сильно востребована практикой, так как непосредственно соединена с успешностью реализации основной формы человеческой активности, а именно, трудовой деятельности, а также психического здоровья и сохранности трудоспособности квалифицированной части населения.

Проблема психологического стресса в социальной жизни и трудовой деятельности человека особенно активно начала исследоваться в нашей стране и за рубежом на протяжении последних трех-четырех десятилетий.

Основным приоритетом каждой организации, в условиях современного рынка, становится стремление к эффективности, успешности и производительности. Продолжительные профессиональные стрессы существенно влияют на психологическое состояние работников, что приводит к понижению производительности трудовой деятельности персонала, их работоспособности, к потерям рабочего времени по причине прогулов, опозданий, болезни, способствуют ухудшению социально-психологического климата в коллективе, нарушению трудовой дисциплины и многое другое. В результате этого снижается эффективность организации на рынке. В связи с этим, большую актуальность приобретает снижение негативных последствий стрессового состояния персонала, и, в следствие этого, организация мероприятий по управлению стрессом.

Поэтому на сегодняшний день всю большую популярность приобретает довольно новое направление менеджмента – это стресс-менеджмент или управление стрессом.

Цель работы - выявление структурных проявлений стресса персонала организации, разработка рекомендаций по совершенствованию стресс-менеджмента на примере деятельности персонала родильного дома БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить стрессы в современной организации и особенности управления ими;
  • исследовать эффективность использования трудовых ресурсов в родильном доме БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь»;
  • провести анализ факторов (причин) и симптомов (проявлений) профессионального стресса у сотрудников родильного дома БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь»;
  • выработать рекомендации по управлению профессиональным стрессом в родильном доме БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь».

Объект исследования – факторы и уровень стресса работников БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь». Предметом исследования явился профессиональный стресс медицинских работников.

В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами использовались следующие методы:

  • аналитические: анализ и изучение литературы по теме исследования;
  • диагностические: метод наблюдения, анкетирования, методы изучения функциональных показателей индикаторов актуальных психологических состояний; беседы.
  • математические методы – методы математической статистики.

1 СТРЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ

1.1 Понятие и социально-психологические факторы организационного стресса

Стресс – это состояние повышенного нервного напряжения или перенапряжения, вызванное каким-нибудь сильным воздействием [22]. Весь мир живет в состоянии стресса, что значительно влияет на благополучие, здоровье, потерю организации и эффективности ее на рынке.

Термин «стресс» (от английского stress –напряжение, давление) заимствован из техники, где вначале использовался для того, чтоб обозначит внешнюю силу, приложенную к физическому объекту и вызывающую его напряженность, то есть постоянные или временные изменения структуры объекта [22].

Первое определение понятия «стресс» было предложено канадским физиологом Гансом Селье. Ученый обозначил стресс как совокупность стереотипных, неспецифических и запрограммированных реакций организма, которые первично подготавливают к физической активности, т.е. к борьбе, бегству, сопротивлению. По мнению данного ученого, в упрощенном виде стресс– это все, что приводит к болезни и быстрому старению организма [23].

Профессиональный стресс – это многообразный феномен, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Развитие стресс-реакций может быть даже хорошо управляемых и прогрессивных организациях, что связано как со структурно-организационными особенностями, так и с личностными отношениями сотрудников, взаимодействием, характером работы. Профессиональная область деятельности человека связана со стрессами, свойственными именно данной профессии.


Психологи выражают мнение о том, что профессиональный стресс есть результат дисбаланса между внутренними ресурсами работника и требованиями внешней среды, которые отражают особенности конкретной трудовой ситуации.

Специфика понятия «профессиональный стресс» состоит в том, что оно отображает особенности стрессового состояния (в его проявлениях, причинах, последствиях), возникающего при выполнении разнообразных видов профессиональной деятельности. Немаловажным при этом оказывается, как изучение организационных условий и форм осуществления деятельности на определенных трудовых постах, так и анализ типичных особенностей проявлений стресса в связи с содержательной спецификой профессии. Так профессиональная среда и профессиональные задачи в целом являются ключевыми образованиями, во взаимосвязи с которыми анализируется развитие стресса в профессиональной деятельности. В данном контексте термин «профессиональный стресс» (англ. – «occupational stress») выступает родовым для таких понятий, как «трудовой стресс», «рабочий стресс», «организационный стресс» и др., и относится к уровню рассмотрения деятельности специалиста как члена конкретного профессионального сообщества. [10]

В целом могут быть выделены две главные линии интерпретации понятия «стресс в труде»:

1. В более узком смысле стресс – это завышенные требования среды к имеющимся возможностям субъекта, то есть сверхстимуляция, перегрузка и т.п.

2. В более широком смысле стресс – это неадекватность в целостной системе отношений «человек – среда», которая включает не только приведенное толкование, но и взаимосвязи между потребностями человека и их возможностью удовлетворения в труде.

Для того, чтобы определить, что человек пребывает в состоянии стресса, используются признаки, которые делятся на четыре основные категории: физические, эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные признаки стресса.

Формами проявления производственных стрессов, то есть выражающихся в психологических и физиологических реакциях на трудную рабочую ситуацию являются: агрессивность к коллегам; депрессии; нежелание выходить на работу, большое количество брака продукции; прогулы; излишняя нагрузка; гиперответственность и прочие. Профессиональный стресс трудно измерить и определить, поскольку в процессе деятельности на людей влияют стрессоры, которые не имеют отношения к работе.

Управление профессиональным стрессом возможно. Можно, например, сменить работу (воздействовать на жизненную ситуацию), регулярно заниматься релаксацией (влиять на эмоциональное состояние), регулярно заниматься спортом (регулировать физиологическое состояние), начать воспринимать стрессоры не как бремя, а как вызов (изменить восприятие) [19].


Чаще всего причиной стресса выступают организационные факторы работы, такие как:

  • нехватка времени на выполнение обязанностей;
  • высокая рабочая нагрузка;
  • отсутствие поддержки руководства и коллег;
  • неоднозначные требования к выполняемой работе;
  • низкое вознаграждение за труд;
  • Нерациональная организация рабочего места и труда;
  • монотонная, однообразная и бесперспективная работа.

В психологической литературе ученые указывают, что развитие стресса возможно и в хорошо управляемых и прогрессивных организациях, поскольку они могут вызываться не только структурно-организационными особенностями фирмы, но и личностными качествами сотрудников, характером самой работы, а также характером их взаимодействий [2].

Особый интерес вызывают исследования, которые раскрывают негативные факторы в управленческой деятельности. В качестве примеров отличительных особенностей профессиональной управленческой деятельности можно привести: сложность, высокая ответственность, многофункциональность. Она отличается бесчисленными взаимодействиями и контактами с разными категориями людей. Вышеперечисленное создает условие для зарождения профессионального стресса. Следует учитывать, что профессионально важные качества, которые способствуют эффективности менеджера в профессиональной деятельности, могут привести к стрессовым реакциям. Этими качествами могут выступать: способность принимать нестандартные или даже жесткие решения в процессе управления.

Маршалл и Купер изучали источники профессионального стресса. Они выделили следующие их группы:

1. Факторы стресса, которые связанны с ролью работника в организации.

2. Факторы профессионального стресса, которые связанны с трудовой деятельностью.

3. Факторы стресса, которые связанны с взаимоотношениями на работе.

4. Факторы, которые связанны с психологическим климатом и организационной структурой.

4. Факторы, которые связанные с деловой карьерой [3].

1.2 Сущность и процесс управления стрессами

Теория стресс-менеджмента пришла в Россию с Запада. Под стресс-менеджментом понимается процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: уменьшение напряжения от неизбежных стрессов, профилактику стрессогенных факторов и организацию системы преодоления их негативных последствий [22].

На сегодняшний день изучением стресс-менеджмента занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи, но, в связи с новизной данного направления менеджмента, еще не сформировалась однозначное, четкое научное определение понятия «стресс-менеджмента».


Зарубежные ученые Ф. Джонс и Д. Брайт определяют стресс-менеджмент, как «различные виды вмешательств, которые осуществляются осуществляемые для борьбы со стрессом, при которых разрабатываются профилактические мероприятия». [4]

Американский психолог К. Кинан вводит более узкое понятие стресс-менеджмента и сводит его до уровня личности: «стресс-менеджмент –это осознанная необходимость управления своими реакциями и контроль ситуации, вызывающей стресс» [12].

С позиции российских исследователей стресс-менеджмент также рассматривается во многих научных работах. Так руководитель программы MBA-HR (Master of Business Administration in Human Resources) О. Белова под стресс-менеджментом понимает «процесс управления стрессом, который включает в себя три направления: уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров, профилактику стрессогенных факторов и организацию системы преодоления их негативных последствий».

Российский исследователь А.Б. Леонова в своей работе «Основные подходы к изучению профессионального стресса» отмечает, что управление стрессом стало для современных менеджеров «печальной необходимостью», которые осознают «важность сохранности личного здоровья и зависимости здоровья организации в целом от умения управлять организационными или корпоративными стрессами, кадрового потенциала». [15]

По мнению Н.Е. Водопьяновой, стресс-менеджмент в организации направлен на «профилактику стрессов на рабочем месте, применение и разработку методов снижения или устранения негативных последствий стрессов, разработку технологий восстановления работоспособности и сил персонала». [7]

Ситуации, с которыми сталкиваются люди в профессиональной деятельности, находящиеся на разных уровнях в иерархии организации, существенно отличаются. В связи с этим В.С. Устюгова и Р.А. Эльмурзаева предложили деление стресс-менеджмента на следующие виды [25]:

а) тренинги для персонала;

б) коучинг руководителя;

в) выравнивание микроклимата в коллективе.

Рассмотрим содержание этих видов управления стресса более детально:

а) М. Мель определяет коучинг руководителя как процесс, направленный на рост лидерских и управленческих навыков [16]. Коучинг развивает способности руководства к объективной оценке рисков, правильной расстановке приоритетов, лучшему пониманию себя в команде.

б) по мнению В. Аминова, тренинги представляют собой «обучающие интерактивные мероприятия с закреплением получаемых навыков. [1] Тренинги для работников или корпоративные тренинги благоприятствуют эмоциональной разгрузке работника.