Файл: Организационная культура в менеджменте и её влияние на деятельность компании.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования организационной культуры в менеджменте
1.1. Понятие организационной культуры
1.2. Классификация организационной культуры, ее элементы
2.2. Оценка существующей организационной культуры в ООО «Positive Style»
2.3. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры в ООО «Positive Style»
1.2. Основные понятия и определения.
2. Основы корпоративной этики.
3.1. Взаимодействие с клиентами.
3.2. Взаимодействие с сотрудниками.
3.3. Правила ведения телефонных переговоров.
3.4. Правила ведения деловой переписки между сотрудниками и с внешними контрагентами.
3.5. Правила поведения сотрудников на рабочем месте.
4.1. Символы и атрибуты корпоративной культуры.
4.3. Правила применения эталона фирменного знака.
5.1. Контроль и ответственность за исполнение настоящего Положения.
5.2. Мероприятия, проводимые для укрепления корпоративного духа.
Мифы, легенды, истории о передовиках или успешно модернизирующих производство работниках позволяют в доступной форме доводить до остальных общекорпоративные ценности. Они выступают образцами, этическими нормами и ценностями поведения, служат примером для подражания [19, с. 153].
На Западе и в американской истории международного бизнеса таких примеров множество. Например: Томас Уотсон-старший и Уотсон-младший (IBM), Альфред Слоун («Дженерал Моторс»), Ли Якокка («Форд»), Соитиро Хонда («Хонда»), Билл Гейтс («Майкрософт»), Джек Уэлч («Дженерал Электрик») и др. Таким образом, эти люди являются не только героями организаций, своим поиском и внедрением всего нового и передового стимулируют деятельность других сотрудников фирмы [18, с. 183].
Определенной социальной технологией, проявляющейся в корпоративной культуре, выступают ритуалы, традиции. Они служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций трудовой организации, призваны напомнить сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидают. Среди ритуалов получили распространение такие, как: «ритуалы поощрения», «ритуалы порицания», «ритуалы интеграции». Ритуалы, традиции и мероприятия трудовой организации являются наиболее эффективными технологиями управления корпоративной культурой и модернизацией производства [20, с. 145]. Через систему мероприятий можно не только поддерживать культуру, но и внедрять передовые технологии, новые формы организации и стимулирования труда, осуществлять предупредительные меры (например, перед принятием непопулярных решений), настраивать людей на решение задач по модернизации экономики [24, c. 191].
Таким образом, в России используются американские и западноевропейские подходы к классификации корпоративной культуры. Основными элементами корпоративной культуры являются: система ценностей, стандарты поведения; девизы, лозунги, символы; мифы, легенды, герои, а также ритуалы, традиции, мероприятия.
2. Анализ организационной культуры ООО «Positive Style»
2.1. Общая характеристика ООО «Positive Style»
Фитнес-центр ООО «Positive Style» функционирует с 2007 года.
Основной вид экономической деятельности по ОКВЭД: 93.19 – Деятельность в области спорта прочая.
В своей деятельности организация руководствуется:
– Гражданским кодексом Российской Федерации;
– Трудовым кодексом РФ;
– Налоговым кодексом РФ;
– Федеральным законом «О защите прав потребителей»;
– ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», а также другими нормативными документами.
Фитнес-центр ООО «Positive Style» является крупнейшим областным спортивным сооружением. Здесь профессиональные тренеры составят индивидуальную программу тренировок, дадут рекомендации и ценные советы.
Групповые программы фитнес-центра предлагают разнообразные направления современного фитнеса. Все новое, что есть в мире аэробики, представлено в ООО «Positive Style»: классическая и степ аэробика, сайклы, фитбол, танцевальные классы (танец живота, Latino), оздоровительные системы (Pilates, Fitness, Yoga).
В современном интерьере расположено новейшее профессиональное оборудование (силовые тренажеры, свободные веса, кардиолиния). Кроме того, в ООО «Positive Style» предусмотрен детский фитнес, где создана развивающая игровая программа, которая поможет ребенку поддерживать в норме уровень физической активности и умственно развиваться.
Также фитнес-центр предлагает посетить инфракрасную сауну и бассейн, а для любителей красивого естественного загара – солярий.
Можно приобрести клубные карты на 3, 6 или 12 месяцев на посещение аэробного, тренажерного залов и зала интенсивных тренировок: базовая карта, эконом, дневная карта, карта выходного дня, юниор, детская карта.
Стоимость клубной карты варьируется от 2900 руб. до 25000 руб.
Посещение сауны и солярия не входит в стоимость клубной карты и оплачивается отдельно.
Миссия фитнес-центра – дать возможность каждому человеку заниматься в хорошем спортивном клубе и пользоваться качественными услугами в области фитнеса, красоты и здоровья.
Организационная структура фитнес-центра ООО «Positive Style» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура фитнес-центра ООО «Positive Style»
Организационная структура управления фитнес-центра ООО «Positive Style» является линейной.
2.2. Оценка существующей организационной культуры в ООО «Positive Style»
Охарактеризуем основные элементы организационной культуры фитнес-центра ООО «Positive Style»:
1) Система ценностей, стандарты поведения. В компании система ценностей не зафиксирована документально, так как в фитнес-центре «Positive Style» нет «Положения о корпоративной культуре». После ознакомления с деятельностью организации можно выделить следующие корпоративные ценности:
– преданность духу профессии;
– уважение старшинства и власти;
– уважение к индивидуальным правам как сотрудников, так и клиентов;
– добровольная дисциплина;
– консультативный стиль руководства;
– предпочтение личным контактам;
– компромисс при разрешении конфликтов.
2) Девизы, лозунги, символы. В фитнес-центре ООО «Positive Style» не разработано девизов и лозунгов.
Логотип фитнес-центра представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Логотип фитнес-центра ООО «Positive Style»
Фирменными цветами фитнес-центра ООО «Positive Style» являются оранжевый и темно-синий цвета.
У фитнес-центра было несколько сайтов, домен которых не был во время оплачен и занят другими компаниями (например, www.pstl.ru). В настоящее время действует сайт, разработанный на бесплатной платформе BLIZKO.ru (http://positive-style.blizko.ru/). Данный сайт содержит много устаревшей информации (последняя новость датируется 2012 годом), многие разделы не заполнены (например, отсутствует информация о лицензиях). Актуальную информацию о расписании занятий фитнес-центра ООО «Positive Style» можно узнать лишь на странице социальной сети «ВКонтакте».
3) Мифы, легенды, герои. Мифов и легенд о фитнес-центре нет. Героями среди тренеров являются:
– Людмила Какаулина (бодибилдинг);
– Наталия Давыдова (абсолютная чемпионка международного турнира Франко Коломбо 2016, в категории фитнес-бикини).
4) Ритуалы, традиции, мероприятия. В фитнес-центре ООО «Positive Style» проводят корпоративные мероприятия по главным праздникам (23 февраля, 8 марта, день основания компании) с целью улучшения социально- психологического климата.
В компании существуют следующие ритуалы:
– «ритуалы поощрения» – выделение лучшего тренера недели, месяца, года;
– «ритуалы порицания» – лишение премии при грубом обращении с клиентами; увольнение при несоблюдении дисциплины, понижение в должности;
– «ритуалы интеграции» – совместные поездки на природу в летние месяцы, проведение спортивных соревнований среди сотрудников.
Таким образом, было выявлено, что в фитнес-центре ООО «Positive Style» практически не уделяется должного внимания к элементам организационной культуры, в частности нет положения о корпоративной культуре, отсутствует кодекс поведения, не разработан единый стиль одежды, не продвигается корпоративный сайт.
Определим тип организационной культуры фитнес-центра «Positive Style» по методике К. Камерона и Р. Куинна (табл. 1).
Таблица 1
Определение типа организационной культуры по К. Камерону и Р. Куинну
Критерий |
Характеристика |
Соответствие типу корпоративной культуры |
|||
бюрократия |
рынок |
клан |
адхократия |
||
Ориентация организации |
Внутренний фокус и интеграция |
V |
|||
Степень гибкости |
Стабильность и контроль |
V |
|||
Стратегия качества |
Удивлять и восхищать; предвидеть потребности, продолжать совершенствование |
V |
|||
Конкурирующие ценности лидерства, эффективности и организационной теории: |
|||||
- тип лидера |
Координатор |
V |
|||
- критерии эффективности |
Творчество, рост |
V |
|||
- теория менеджмента |
Участие укрепляет преданность делу |
V |
|||
Конкурирующие ценности управления человеческими ресурсами: |
|||||
- HR-роль |
Специалист- администратор |
V |
|||
- средства |
Отклик на нужды наемных работников |
V |
|||
- цели |
Влияние на конечный результат |
V |
|||
- компетентность |
Связи с потребителями; оценка сервисных потребностей |
V |
По данным таблицы 1 видно, что, несмотря на соответствие некоторых критериев клановому типу, все же преобладает в фитнес-центре «Positive Style» бюрократический тип корпоративной культуры. Негативной тенденция в современном мире является низкая ориентация на рынок, что подтверждается убыточность организации в последние годы.
Графическое изображение результатов оценки корпоративной культуры по методике К. Камерона и Р. Куинна представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Корпоративная культура в фитнес-центре ООО «Positive Style»
Определим тип корпоративной культуры фитнес-центра «Positive Style» по методике Т. Дейла и А. Кеннеди (табл. 2).
Таблица 2
Определение типа корпоративной культуры по Т. Дейла и А. Кеннеди
Критерий |
Характеристика |
Соответствие типу корпоративной культуры |
|||
«культура мачо» |
«культура усердной работы» |
«культура инвестиций» |
«культура процесса» |
||
Степень допустимого риска |
Высокая |
V |
|||
Обратная связь от принятых решений |
Быстрая |
V |
|||
Поведение людей (репутация героя) |
Жесткие установки, индивидуалисты, признают риск |
V |
|||
Привычки людей, имеющих репутацию героя |
Одеваются соответственно положению в организации. Любят такие виды спорта, в которых можно наслаждаться моментом |
V |
|||
Сильные стороны сотрудников/ культуры |
Могут быстро выполнить работу |
V |
|||
Слабые стороны сотрудников/ культуры |
Проблемы с оборотными средствами, бюрократическая волокита, подавление инициативы |
V |
Оценивая данные таблицы 2 можно сделать вывод, что в фитнес-центре ООО «Positive Style» преобладает «культура мачо».
М. Бурке выделил восемь типов корпоративной культуры (культура «оранжереи», «собирателей колосков», «огорода», «французского сада», «крупных плантаций», «лианы», модель «косяка рыб», культура «кочующей орхидеи»). Среди параметров того или иного типа культуры выбраны: взаимодействие с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала.
В соответствии с классификацией М. Бурке фитнес-центр «Positive Style» имеет культуру «собирателей колосков», т.е. стратегия взаимодействия с внешней средой недостаточно проработана, а персонал слабо мотивирован.
Характеристика корпоративной культуры в фитнес-центре «Positive Style» по методике Герта Хофстеде представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика корпоративной культуры фитнес-центра «Positive Style» по методике Г. Хофстеде
Аспект |
Характеристика |
Непринятие неопределенности |
В фитнес-центре ООО «Positive Style» существует высокая степень неприятия неопределенности, что выражается: страхом перед будущим; невысокой мотивацией труда; демонстрация эмоций; желание работать в четких организационных структурах. |
Дистанция власти |
В фитнес-центре ООО «Positive Style» преобладает высокая дистанция власти, что проявляется в следующих аспектах: авторитарные отношения; социальное неравенство; централизация власти; высокая дифференциация в оплате труда. |
Индивидуализм - коллективизм |
В рассматриваемой организации преобладает коллективизм: присутствует эмоциональная зависимость от предприятия; моральная неустойчивость; низкая трудовая мобильность; требования приверженности. |
Женственность - мужественность |
В фитнес-центре ООО «Positive Style» в большей степени проявляется женственность, которая характеризуется следующими моментами: большое число женщин в организации; приятная рабочая атмосфера; независимость и саморазвитие; низкая мотивация труда; четкое разделение работы и частной жизни. |
Определенные типы корпоративной культуры фитнес-центра «Positive Style» по различным методикам сведем в таблицу 4.
Таблица 4
Типология корпоративной культуры фитнес-центра ООО «Positive Style»
Автор(ы) типологии |
Тип культуры |
Основная характеристика |
К. Камерон и Р. Ку- инн |
Бюрократический тип |
Внутренний фокус и интеграция; Стабильность и контроль; тип лидера - координатор |
Т. Дейл и А. Кеннеди |
«Культура мачо» |
Высокая степень допустимого риска; быстрая обратная связь от принятых решений |
М. Бурке |
Культура «собирателей колосков» |
Стратегия взаимодействия с внешней средой недостаточно проработана, а персонал слабо мотивирован |
Г. Хофстеде |
Высокая степень неприятия неопределенности, высокая дистанция власти, коллективизм и женственность |
Авторитарные отношения; социальное неравенство; большое число женщин в организации; низкая мотивация труда и др. |
Дона Бэка и Криса Коуэна |
Культура доминирования |
Доминирующая ценность - сила. Прав тот, кто сильнее. Культуру во многом формирует первое лицо, подавая пример остальным сотрудникам. |