Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Вехи развития судебной власти в России).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
1.1. Вехи развития судебной власти в России
1.2. Понятие и признаки судебной власти
1.3. Судебная власть в системе государственных органов РФ.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
2.1. Суды конституционной юрисдикции
2.3. Суды арбитражной юрисдикции
Таким образом, место судебной власти в системе органов государственной власти РФ в решающей степени предусмотрено положением о разделении органов власти, установленным в статье 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признана как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной властью, ее органы независимы. Эта независимость судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчинены.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
2.1. Суды конституционной юрисдикции
В п. 1 ст. 18 Закона о судебной системе дается терминологическое определение Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированное в статье 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде РФ" (далее - Закон о Конституционном суде). В нём говорится: а) юридическая природа этого конституционного органа, вовлеченного в осуществление государственной власти в Российской Федерации в качестве суда; б) его функция-осуществление конституционного контроля; в) конституционные принципы деятельности (самостоятельность и независимость в процессе осуществления судебной деятельности); г) специфика технологического процесса формы деятельности (посредством Конституционного судопроизводства).
О юридическом характере Конституционного Суда РФ есть разные мнения. Некоторые авторы считают, что Конституционный суд-орган высшей арбитражной инстанции и в какой-то степени должен оставаться вне традиционно известных отраслей государственной власти. Другие обращают внимание на двойной юридический характер Конституционного суда. С одной стороны, Конституционный суд является судебным органом, его конституционные полномочия определяются статьей 125. гл. 7 "Судебная власть" Конституции Российской Федерации; с другой стороны, Конституционный суд, учитывая его функции и непосредственно установленными Конституцией Российской Федерации полномочия (в отличие от Верховного суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), выступает одновременно в качестве верховного органа конституционного надзора, который находится на одном уровне с федеральными органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть .
В качестве судебного органа Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет судебную власть посредством конституционного процесса, который включает в себя только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, имеющими единый статус, установленный для судей всех судов (часть 1 ст. 120, статья 123 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд РФ является элементом единой судебной системы РФ. Что касается Конституционного Суда РФ, то это единство, в частности, предусматривает создание судебной системы Конституцией РФ, законодательной консолидации единства статуса судей. Однако, в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции Российской Федерации и Федеральному закону, Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией Российской Федерации (ст. 29 Закона о Конституционном суде). Решения Конституционного Суда РФ действуют напрямую и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Правовая сила решения Конституционного Суда РФ не может быть преодолена путем повторного принятия акта, который считается неконституционным.
Формальное толкование Конституции Российской Федерации, предусмотренное Конституционным Судом Российской Федерации, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, компаний, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов, Конституционный Суд РФ не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их правовое содержание. В процессе такой интерпретации словесное выражение конституционных норм не может быть изменено, но их нормативное содержание может быть подвержено значительным изменениям. Благодаря Конституционному Суду РФ выявляются многочисленные потенциальные возможности, заключенные в концентрированном виде в нормах Конституции РФ.
Данные особенности характеризуют юридическую суть Конституционного Суда как федерального органа государственной власти, который находится на одном уровне с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ.
Конституционный Суд РФ не единственный орган конституционного контроля - такую деятельность осуществляет Президент РФ, Правительство, Федеральное Собрание РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Но только Конституционный Суд РФ есть судебный орган конституционного контроля.
В ст. 10 Конституции РФ написано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы друг от друга. Следовательно, конституционно-правовой основой независимости Конституционного Суда РФ как одного из носителей судебной власти являются указанные нормы Конституции РФ. Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом плане от всех других органов. Его финансирование осуществляется за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме (ст. 7 Закона о Конституционном Суде). Этот принцип деятельности также является конституционным (ст. 124 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон Конституционного Суда РФ не предусматривает возможности применения в конституционном порядке норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство является процедурной формой действий конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, но только Конституционный Суд Российской Федерации может признать закон неконституционным.
Общая характеристика полномочий Конституционного Суда РФ содержится в ст. 125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного процесса воздерживается от установления и исследования реальных обстоятельств во всех случаях, когда он находится в юрисдикции других судов или других органов (Часть 3 и 4 ст. 3. Закон Конституционного суда).
В данных нормах описан принцип связанности Конституционного Суда РФ компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются лишь конституционные споры и проблемы конституционности.
В ч. 2 ст. 18 Закона о судебной системе закреплено положение в котором говорится, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. В ней воспроизведена норма ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, носящая бланкетный характер. Именно поэтому в ст. 2 Закона о Конституционном Суде закреплено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации регламентируются Конституцией Российской Федерации и данным Законом. Перечень полномочий Конституционного Суда РФ, подробно прописанный в Конституции Российской Федерации, однако не является исчерпывающим.
Части 2-5, 7 ст. 125 Конституции Российской Федерации определяют основные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по ведению дел. Эти группы полномочий отражаются в 5 основных судебных процедурах:
1) Разрешение дел о соответствии федеральной Конституции нормативных актов государственных органов, договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;
3) Разрешение споров о компетенции;
4) Официальное толкование Конституции Российской Федерации;
5) Выдача заключения о соблюдении установленного порядка в обвинении Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления.
Правом обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации обладают только те органы государственной власти, которые названы в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации. Данное право появляется у них сразу за промульгацией (официальным обнародованием) закона, вступления в силу другого нормативного акта, без связи с конкретными делами. В такой процедуре возможно рассмотрение дел и раньше, чем сложится определенная правоприменительная практика. Поэтому она и называется процедурой абстрактного нормоконтроля.
На основе жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов, Конституционный Суд Российской Федерации изучает конституционность закона, уже примененного или только подлежащего применению в конкретном деле. Именно поэтому данная процедура называется процедурой конкретного нормоконтроля.
2.2. Суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции состоят из:
-высшая ступень – Верховный суд РФ;
-средняя ступень – Верховный суд республик, краевые и областные суды; суды городов федерального значения; суды автономной области и автономных округов; военные суды;
-низшая ступень – районный суд; мировой судья.
В статье 19 Закона о судебной системе говорится, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом власти по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд Российской Федерации реализует в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, а также военных и специализированных федеральных судов.
Верховный Суд Российской Федерации в рамках своей компетенции рассматривает дела в роли суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, и в случаях, предусмотренных в федеральном законе, еще и в роли суда первой инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации - непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
Верховный Суд Российской Федерации разъясняет вопросы судебной практики.
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации регламентируется федеральным конституционным законом.
Особо важную роль в деятельности Верховного Суда РФ занимает его Пленум. В состав Пленума входят все судьи Верховного Суда, а его задачей является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем разъяснения по вопросам, связанными с применением судами законодательства РФ.
Разъяснения Пленума не носят обязательного характера, чем и отличаются от нормативных актов, но они ориентируют суды всех уровней на равный подход к применению правовых норм.
Внутренняя структура Верховного Суда Российской Федерации формируется в соответствии с его компетенцией.
В составе Суда присутствуют три судебные коллегии: по гражданским, по уголовным делам и Военная коллегия.
Президиум Верховного Суда РФ включает в себя 13 судей: Председатель Суда, его заместители, шесть судей, представляющих судебные коллегии.
Внутри судебных коллегий по гражданским и уголовным делам образованы судебные составы, в основном, по зональному принципу.
Деятельность судей обеспечивает аппарат Суда, общей численностью более 500 работников, объединенных в отделы и управления.
Большое количество работников аппарата Суда позволяет справляться с большими объемами работы.
Каждый год в Верховном Суде Российской Федерации рассматривается более 6,6 тыс. дел по первой и второй инстанциям, пересматривается около 5 тыс. дел в порядке надзора, а так же, в Верховном Суде РФ рассматривается более 100 тыс. жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов РФ.
В соответствии с требованиями Закона о статусе судей судьей Верховного Суда РФ может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности более 10 лет.