Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Вехи развития судебной власти в России).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
1.1. Вехи развития судебной власти в России
1.2. Понятие и признаки судебной власти
1.3. Судебная власть в системе государственных органов РФ.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
2.1. Суды конституционной юрисдикции
2.3. Суды арбитражной юрисдикции
Стоит отметить, что органы судейского сообщества - советы и квалификационные коллегий судей - не только встали на ноги, окрепли, но и развиваются вполне динамично.
Верховный Суд РФ в соответствии с законодательной инициативой представил предложения по внесению изменений в действующее законодательство и принятию ряда новых законов.
Как известно, ст.15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные соглашения Российской Федерации являются составной частью правовой системы страны. Одним из основных актов международного права является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Объем гарантий основных прав, предоставляемый Конвенцией, оценивается в свете практики заседающего в Страсбурге Европейского Суда по правам человека.
Сегодня задача состоит в том, чтобы консолидировать достижения судебной реформы и продвигаться дальше, особенно в вопросах расширения доступа граждан к правосудию, приближения судебной защиты к стандартам Европейского суда, в поиске новых возможностей для улучшения процесса.
Таким образом, в заключение этой главы можно сказать, что при осуществлении любой судебной реформы, прежде всего, следует исходить из основных задач правосудия: надлежащего и своевременного урегулирования дел, защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций, кроме того, следует учитывать традиции правосудия в этом государстве, приобретенный опыт судебной практики, все положительные качества существующей судебной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного исследования подведем ряд обобщающих выводов.
Закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает основные признаки правосудия из положения разделения властей и отделения правосудия от законодательной и исполнительной власти.
Анализ данного закона и других законов о судебной системе позволяет выдвинуть и обосновать ряд особенностей судебной власти, в частности: осуществляется на профессиональной основе судьями, которые имеют особый статус (правовое положение), установленных законом; подзаконность, из-за чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом; правоохранительные органы: суд не издает законы и другие нормативные акты и применить их на конкретные факты и обстоятельства; суды и судьи в решении различных правовых споров и вопросов, и в применении мер государственного принуждения на лиц, совершивших вплоть до самых строгих и исключительных; эксклюзивность, то есть, не допускает возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела, кто-нибудь после вступления в силу правового акта, следовательно, исключает дополнительное наказание человека со стороны суда.
На нынешнем этапе судебная власть регулируется довольно большим количеством нормативных-правовых актов, но тем не менее, по мнению большинства исследователей, она остается слабым местом для Российского государства.
По Конституции РФ судебная власть является трехступенчатой. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ.
Следовательно, исходя из изложенного, приходим к выводу: в России сформировалась система судов, отвечающая мировым стандартам, вобравшая в себя то положительное, что было характерно для судов дореволюционной и советской России.
Выделены следующие основные функции судебной власти:
1) функция правосудия
2) контрольно-надзорная функция (юрисдикционный, судебный контроль.
В литературе, помимо этих функций, их называют, например, функцией формирования судебного органа и руководством судебной практики (разъяснение судов Верховным Судом РФ вопросами и практикой реализации действующего законодательства).
В рамках функции правосудия выделяют следующие четыре направления области судебной власти:
а) судебный контроль за конституционностью нормативных и правоприменительных актов;
б) сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной властей;
в) применение мер государственного принуждения;
г) обеспечение социальной и юридической ценности актов правосудия, их обязательности, действенности и стабильности.
Смысл судебной деятельности в максимальной степени выражается при подробном анализе результативности судебной системы. В связи с этим особенно значимым становится вопрос о статусе судей.
Концептуальные основы развития судебной реформы придают основополагающее государственное значение.
Главное, что определяет особую роль суда в системе правоприменения, следует признать его решающее значение для защиты и осуществления прав физических и юридических лиц, это пример работы судебных органов, сформированных представлением граждан о состоянии правовой системы государства, степени защиты их прав и свобод, об эффективности всех юридических средств, но вместе с этим очевидны и основные недостатки, присущие действующему законодательству и правовой системе государства. Поэтому очень важно понять причины неудовлетворительного состояния системы правоприменительной деятельности, которые можно проиллюстрировать на конкретных фактах, освещенных в прессе.
Сегодня задача состоит в том, чтобы консолидировать достижения судебной реформы и продвигаться дальше, особенно в вопросах расширения доступа граждан к правосудию, приближения судебной защиты к стандартам Европейского суда, в поиске новых возможностей для улучшения судопроизводства.
При осуществлении любой судебной реформы следует, прежде всего, исходить из основных задач правосудия: надлежащего и своевременного урегулирования дел, защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций, кроме того, учитывать традиции правосудия в этом государстве, приобретенный опыт судебной практики, все положительные особенности существующей судебной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
3. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
6. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 04.07.2003, с изм. от 12.07.2006) // СЗ РФ. 1995. №; 18. Ст. 1589.
7. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 06.07.2006) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
8. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005, с изм. от 11.03.2006) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
9. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изм. от 14.11.2002) // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 158.
10. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.
Учебная и научная литература:
11. Абова Т.Е. Арбитражный суд в судебной системе России // Государство и право. - 2000. - № 9. - С. 17-19.
12. Батонова С.А. Судебная система России. - М.: Юрист, 2004. -222 с.
13. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). - М.: Норма, 1994. -176 с.
14. Борьба за власть между Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ: пострадают ли права человека? // Гражданин и право. - 2003. - № 5. - С. 20-22.
15. Воронов А.Ф. Об отдельных аспектах судебной реформы и о месте административных и военных судов в судебной системе России // Российский военно-правовой сборник. - 2004. - № 1. - С. 13-16.
16. Добрачев Д.В. Перспективы развития системы арбитражных судов России // Законодательство и экономика. - 2004. - № 8. - С. 22-23.
17. Жуйков В.М. Конституционный Суд и суды общей юрисдикции: проблемы разграничения компетенции // Советская юстиция. - 1993. -№ 19. - С. 4-7.
18. Жуйков В. Конституционный Суд и суды общей юрисдикции: проблемы разграничения компетенции // Советская юстиция. - 1993. -№ 19. - С. 8-10.
19. Ермошин Г.Т. Судебная власть как система органов государственной власти // Законодательство и экономика. - 2004. - №4.
20. Ершов В., Ершова Е. О правовом статусе Конституционного Суда Российской Федерации // Российская юстиция. - 2004. - № 2. - С. 19-22.
21. Клеандров М.И. Судебная система современной России. - Тюмень: ТГЮИ, 2002. -162 с.
22. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция.- 2001. - № 9. - С. 11-13.
23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Карповича В.Д.- М., 2002.
24. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Под ред. В.И.Радченко. - М.: Высшая школа, 2003.
25. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ // Государство и право. -2000. -№ 2. -С. 3-6.
26. Лебедев В. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы // Российская юстиция. - 2003. - № 3. - С. 16.
27. Радченко В. Закон «О судебной системе Российской Федерации» - базовый закон судебной реформы // Российская юстиция. -2002. -№ 8. -С. 22-26.
28. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий / Отв. ред. Н.В. Витрук, Л.В. Лазарев, Б.С. Эбзеев. - М.: Высшая школа, 2004. - 332 с.
29. Шичанин А.В. Реформа судебной системы как необходимое условие социально-экономической модернизации России // Законодательство и экономика. - 2003. - № 2. - С. 19-22.
30. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде // Государство и право. -1997.- № 7. -С.21-26.
31. Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля // Вестник КС РФ. -1995. -№ 2. -С. 86-88.
32. Яковлев В.Ф. О ходе реализации Федеральной целевой программы развития судебной системы России на 2002-2006 годы, итогах работы в 2002 году и новых задачах системы арбитражных судов: Доклад на совещании председателей арбитражных судов 19 февраля 2003 г. // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 4. - С. 16-22.
33. Яковлев В.Ф. Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы // Журнал российского права. - 2004. - № 7. - С. 19-21.