Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Вехи развития судебной власти в России).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
1.1. Вехи развития судебной власти в России
1.2. Понятие и признаки судебной власти
1.3. Судебная власть в системе государственных органов РФ.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
2.1. Суды конституционной юрисдикции
2.3. Суды арбитражной юрисдикции
Создание правового государства в Российской Федерации невозможно без образования сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия.
В соответствии со статьей 10 Конституции судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную и независимую часть государственного аппарата, имеющую ряд отличительных признаков:
1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами (Конституция РФ ст. 11). Значимость возложенных на суды задач, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяет особое положение суда в государственном механизме.
2. Исключительность судебной власти - это признак, тесно связанный с предыдущим. Судебная власть вправе осуществлять только суды (Статья 118 Конституции РФ, Статья 1 Закона "О судебной системе РФ"). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не вправе передавать ему судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. Не допускается создание судов, не входящих в судебную систему, установленную законом.
3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебных органов. При исполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния с других сторон (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”). Никто не имеет права давать судье советы о том, как раскрыть это дело. Судьи, рассматривающие дело, не связаны с позицией и мнением сторон в этом процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не имеет права давать указания о квалификации наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и приводит к уголовной ответственности. В то же время независимость судей означает, что сами судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные процессы. Судебные решения не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другое государственное устройство. Они никому не подчиняются. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и их подчинение только закону.
4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства. Судопроизводство представляет собой деятельность, начинающуюся при наличии установленных законом причин и оснований (например, поступление уголовного дела в суд и достаточность содержащихся в нем доказательств, для разрешения уголовного дела), проходит в установленном законом порядке и форме. Закон разделяет следующие виды судопроизводства: решение дел о соответствии Конституции РФ конституционно-федерального законов, нормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания и других актов; разрешение уголовное - решение уголовных дел; рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданское - гражданских правоотношений; рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Ни Конституция РФ, ни закон "О судебной системе РФ" перечисляя виды судопроизводства, не называют арбитраж, но вместе с тем, на основании статьи 127 Конституции РФ, Верховного Арбитражного Суда РФ, его деятельность также помещена в раздел 7 "Судебная власть". Арбитражные дела являются одним из видов гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществляется в порядке, установленном арбитражным кодексом Российской Федерации. Все это дает основание для введения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Также судебными властями являются не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на неправомерные решения и действия государственных органов и должностных лиц, необоснованное применение мер пресечения - арест, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренных статьями 23 и 25 Конституции РФ.
5. Судебная власть осуществляется на основании и строго в соответствии с процессуальным законодательством. Детальное регулирование судебного процесса, судебных документов и точное исполнение судов всех процессуальных требований гарантирует правильное определение всех реальных обстоятельств дела и принятие обоснованного и законного решения, защиту прав лиц, чьи интересы затронуты во время разбирательства. Конституционный процесс осуществляется в соответствии с законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Уголовное, гражданское и арбитражное – по правилам, установленными в соответствии с уголовными делами, гражданскими процедурами и арбитражными кодексами России. По делам административных правонарушений порядок судебного разбирательства определяется Кодексом административных правонарушений Российской Федерации.
6. Властный характер полномочий суда - один из важнейших признаков правосудия. Все требования и приказы суда являются обязательными для всех без исключения правительственных учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, арест на имущество, арест и т. д. В случае не выполнения, органы, принимающие судебные решения, могут применять принудительные меры для реализации судебных решений.
7. Также, необходимо указать такой признак судебной власти, как участие народных представителей. Несмотря на то, что ч. 5 ст. 32 Конституции РФ устанавливает право граждан участвовать в осуществлении правосудия, но справедливость является основной частью судебной деятельности. Поэтому, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют в осуществлении правосудия. Состав суда, в отношении уголовного, гражданского, арбитражного дела, в дополнение к судье может включать как народных, так и арбитражных судей. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.
Закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает основные признаки правосудия из положения разделения властей и отделения правосудия от законодательной и исполнительной власти.
Тем не менее, анализ данного закона и других законов о судебной системе позволяет выдвинуть и обосновать ряд особенностей судебной власти, в частности: осуществляется на профессиональной основе судьями, которые имеют особый статус (правовое положение), установленных законом; подзаконность, из-за чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом; правоприменительный характер: суд не издает законы и другие нормативные акты а применяет их на конкретные факты и обстоятельства; полномочия судов и судей как в разрешении широкого спектра правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения на лиц, совершивших вплоть до самых строгих и исключительных; эксклюзивность, то есть, не допуская возможности вторичного рассмотрения и урегулирования дела у кого-либо после вступления в силу правового акта, следовательно, исключая вторичное наказание.
На нынешнем этапе судебная власть регулируется довольно большим количеством нормативных актов, но тем не менее, по мнению большинства исследователей, она остается слабым местом для Российского государства.
Конституционно провозглашенные принципы судопроизводства и судебного разбирательства реализуются с трудностями. И в этом случае ощущается противостояние и давление со стороны других ветвей власти.
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной.
Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ.
Принцип разделения власти в современной России признан, конституционно зафиксирован и так или иначе используется в построении и функционировании государственных учреждений. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.
1.3. Судебная власть в системе государственных органов РФ.
Абсолютно все конституции мира содержат разделы о судебной власти. Признание этой ветви власти как отдельного субъекта конституционного регулирования связано с тем, что судебная власть является неотъемлемой частью государственной власти. Кроме того, эта власть, сила, а не регулярная деятельность судебных органов, напрямую влияет на права человека и свободы, что требует Конституционного установления его границ и принципов. Конституция обычно обеспечивает гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацией правосудия и статусом судей. Смысл задавать эти вопросы на уровне конституционного регулирования в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, обеспечить гарантию справедливости, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования решений суда и приговоров, а также гарантировать независимость и высокий статус правосудия.
В Конституции Российской Федерации понятие "судебная власть" раскрывается многих положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы работы судов. В дополнение к этому термину Конституция Российской Федерации использует термин "правосудие", что означает содержание судебной деятельности, если оно соответствует всем требованиям закона. Но следует помнить, что в литературе оба термина часто используются как идентичные.
Одна из статей главы "судебная власть" описывает прокуратуру, которая может создать впечатление о том, что прокуратура входит в число органов, осуществляющих судебную власть. Но это впечатление неверно, потому что прокуратура и суд полностью независимы друг от друга и являются системами с различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенную помощь в осуществлении правосудия. Включение статьи прокуратуры в главу о судебной власти можно скорее объяснить, как дань традиции.
Судебная власть относится не только к высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но и ко всем судам Российской Федерации. Они стоят наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Принцип разделения власти не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их независимость и взаимный баланс. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной ответственностью за принятие законов и других нормативных правовых актов, а также назначение судей на свои места, но судебная власть имеет возможность фактически отменить закон или указ Президента Российской Федерации и постановление Российского правительства, если они считаются неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в принятии судебных решений и приговоров, но их исполнение является обязанностью исполнительной власти. Возможность обжалования решений суда гражданами, а также действий (бездействия) должностных лиц и исполнительных органов позволяют судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Таким образом, функции и полномочия судебных органов служат своего рода противовесом в отношении других ветвей власти, а вместе с ними образуют единую государственную власть.
Принцип разделения власти также важен для обеспечения того, чтобы взаимный контроль и баланс полномочий не приводили к присвоению полномочий судебного органа какой-либо другой власти. Судить не имеет права ни законодательная, ни исполнительная власти. С другой стороны, судебная власть не должна создавать нормы, заменяя законодательные органы, вмешиваться в деятельность исполнительной власти. Тем не менее, судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки исполнительных органов; более того, интерпретация права в процессе ее применения суды раскрывают истинное содержание правовых норм, часто отличающихся от первоначальных целей.
Позиция судебной власти в системе разделения власти начинает казаться внешне неоднозначной, когда возникает вопрос об организации этой власти в субъектах Российской Федерации. На первый взгляд кажется, что из статей 10 и 11 Конституции РФ вытекает распространение принципов разделения властей на субъекты Российской Федерации, они имеют право самостоятельно формировать собственные судебные органы вместе с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, характер судебной власти, в отличие от двух других, таков, что он может функционировать только в том случае, если есть какая-то вертикаль судебных органов снизу вверх. И Конституция РФ предпочитает такой подход. Эта проблема присуща многим федеративным государствам.