Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Вехи развития судебной власти в России).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
1.1. Вехи развития судебной власти в России
1.2. Понятие и признаки судебной власти
1.3. Судебная власть в системе государственных органов РФ.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
2.1. Суды конституционной юрисдикции
2.3. Суды арбитражной юрисдикции
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время судебная реформа в России зачастую сопоставляют с судебными реформами второй половины XIX века дореволюционной России. Именно поэтому накопленный в это время опыт требует изучения, для его использования в осуществлении современной судебной реформы. Так, например, А. Ф. кони, характеризуя состояние судебной системы России до судебных реформ, отметил: «Суды общие находились в сильной зависимости от административной власти, вмешательство которой в приговоры и решения не сопровождалось ни служебной, ни нравственной ответственностью и приучало общество не питать уважения к незыблемости закона и утешать себя уверенностью, что «на милость суда нет»: судебная реформа должна была нанести ущерб худшим видам произвола, это привело к возрождению в обществе умственных интересов и научных работ.
Конституция Российской Федерации и закон о судебной системе определяют, какие судебные органы в России имеют право осуществлять виды юридических процедур, указанных в Конституции Российской Федерации, и осуществлять справедливость в качестве основной формы судебной деятельности.
Судебная власть предоставляется только государственным органам, установленным в соответствии с порядком, в котором установлена Конституция Российской Федерации, и назначается в Федеральном конституционном законе. Таким образом, соблюдение законодательно установленного порядка формирования судебного органа выступает в качестве первого условия его легитимности.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что построение правового государства в нашей стране немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия.
Основой судебной власти составляет совокупность судебных органов различных компетенции.
Актуальность и значимость рассматриваемой темы определяются тем фактом, что, согласно Конституции Российской Федерации, судебные органы являются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие в качестве специальных функций государственной власти. Целью осуществления правосудия является защита конституционной системы РФ, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.
Объект исследования – нормы российского законодательства. регулирующие организацию судебной власти.
Предмет исследования – судебная власть в России.
Цель курсовой работы - на основе теоретических работ и законодательства исследовать концепцию и порядок организации судебной власти в России.
Цель достигается путем решением следующих задач:
1. Изучить историю развития судебной власти в России; раскрыть концепцию и признаки судебной власти в России.
2. Рассмотреть порядок организации судебной власти России.
3. Охарактеризовать перспективы развития судебной власти в России.
Основой исследования является: сравнительно-правовой, формально-логический, историко-правовой, системно-структурный методы научного познания.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»; Федеральные законы «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации» и др., а также иные законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты.
Теоретическая база работы была сформирована в результате изучения трудов следующих авторов: Абова Т.Е., Батонова С.А., Боботов С.В., Воронов А.Ф., Жуйков В.М., Клеандров М.И., Козак Д., Лазарев Л.В., Немытина М.В., Смыкалин А., Шичанин А.В., Эбзеев Б.С., Яковлев В.Ф. и других. В работе использованы материалы публицистических изданий, а также монографии и авторефераты.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
1.1. Вехи развития судебной власти в России
В истории судебной власти был пройден долгий путь развития.
Рассмотрим основные этапы этого процесса:
а) Судебная власть на Руси в X-XI веках.
Самой древней формой судебной власти был общиный суд, члены данного суда обладали равными правами и обязанностями в судебных процессах. Долгое время в Древней Руси сохранялась состязательность сторон, поэтому такой процесс называют состязательным (реже - обвинительным). Для состязательного процесса характерны такие отличительные особенности, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дел и в сборе улик и доказательств.
б) Эволюция судебной власти в XVII-XVIII веках.
В 1649г. появляется «Соборное уложение». В нем присутствовало предписание о справедливом осуществлении правосудия. Но, стоит отметить, что в условиях феодального государства подобное предписание, по большей части являлось банально пустой декларацией.
В истории развития судебной власти для начала XVII в. свойственно взаимное существование состязательного (обвинительного) и розыскного (следственного) процессов при значительном превосходстве розыскного процесса над состязательным. Усиление классовой борьбы и рост абсолютистских признаков монархии выдвигает на первый план розыскной инквизиционный процесс, как самый эффективный инструмент борьбы с народными волнениями и контроля над порядком в интересах господствующих классов. Так же имели место быть различные сферы применения этих процессов. Розыскной процесс преобладал в уголовном и политическом судопроизводстве, а состязательный господствовал в гражданских делах.
Иной немаловажный признак судопроизводства этого времени — не отделение суда от административного аппарата власти.
Судебные органы государства имели три инстанции:
1) воеводы на местах, губные и земские старосты
2) приказы
3) суд Боярской думы и царя
в) Судебная реформа 1864г.
Изменение подхода к судебной власти произошло в 1864г.
Главная суть реформы – “суд равный, скорый, правый”.
Основные идеи: учреждение кассационного суда, устройство прокурорского надзора и появление присяжных заседателей, адвокатуры, нотариата, судебных следователей, ответвление суда, как инстанции власти, гласность, несменяемость судей, отмена формальных доказательств, устранение самостоятельности мировой юстиции для маловажных дел и т.д.
В судебной системе имелось 2 уровня: Общие суды и Мировая юстиция. Все изменения произошли в общих судах. Общие суды освободили от решения мелких дел, они решали споры о недвижимости. Мировая юстиция могла наложить штраф, телесные наказания, но не более.
г) Судебная реформа 1917г.
Главной особенностью изменения признанной ранее судебной системы и создание новой системы было то, что народ в стране, не дожидаясь приказов сверху, сам приступил к уничтожению старых судов и созданию новых. Такие суды имели разные названия: народный суд, революционный суд, пролетарский суд, суд общественной совести и д.р. Подводя итог опыта судебного правительства, решением задачи укрепить советский судебный аппарат, его унификация и укрепление порядка в стране, было принятие СНК декрета «О суде», названного в последствии декретом «О суде № 1». 24 ноября 1917г. данный декрет был опубликован.
Появлялась новая судебная система: местные суды, они действовали в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей.
Декрет «О суде № 2», появился 7 марта 1918 г. Он ввел окружные народные суды для рассмотрения дел, которые превышали подсудность местного народного суда. Работали они плохо и созданы были не везде.
Суды по гражданским делам окружные судьи вели в составе 3 постоянных членов и 4 народных заседателей, суды по уголовным делам – в составе 12 заседателей и одного председательствующего постоянного члена суда. Создавался Кассационный суд. Ведение дела в судах всех инстанций допускалось на местных языках. По делам, превышающим подсудность местного суда, предварительное расследование производили следственные комиссии из 3 человек, которых избирали Советы. При Советах создали коллегии правозаступников, которые осуществляли как защиту, так и общественное обвинение.
В мае 1918 г. ВЦИК создал Революционный трибунал для ведения дел, которые имели общегосударственное значение. В июне 1918 г. учредили Кассационный отдел при ВЦИК, целью которого было рассмотрение кассационных жалоб и протестов на приговоры революционных трибуналов, исправлявших их недочеты и обеспечивающих общую уголовную политику трибуналов РСФСР. После создания местных судов, трибуналы в согласно декрету СНК «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. освобождались от большей части уголовных дел и обязаны были сосредоточиться на борьбе с контрреволюционными правонарушениями. Быстро сократилась сеть трибуналов. Сохранялись они лишь в крупных центрах населенных пунктах. В трибунале учреждалась коллегия обвинителей: не менее трех лиц, которых выбирали Советы.
Начиная с декрета «О суде №1» в стране были созданы и действовали две системы судов: система общих судов и система революционных трибуналов, на общих принципиальных основах. Их отличала лишь подсудность.
Следует отметить весьма характерную закономерность строительства судебной системы в первые месяцы работы советской власти. Процесс строительства революционных трибуналов превзошел процесс создания местных судов. В период с ноября 1917 года. до мая 1918 года. год вся территория РСФСР покрыта сетью трибуналов. Там, где была советская власть, они были созданы практически во всех региональных и провинциальных городах, почти во всех уездах и даже в ряде волостей и сел РСФСР.
Второй шаблон определяется первым. В результате того, что трибуналы были созданы в большей части республики перед местными судами, они должны были рассмотреть случаи не только их обвинения, но и все уголовные, а иногда и гражданские дела. В результате все трибуналы нарушили правила постановления "о суде" № 2 по обвинению трибунала и местных судов.
В 1990-х годах произошла значительная демократизация судебной системы. В декабре 1996 года. в 1997 году был принят Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". в 1998 году — федеральные законы об исполнительной процедуре, о судебных приставах, в Верховном Суде Российской Федерации, в 1998-м-Федеральный закон" о судьях мира в Российской Федерации", в 1999 году. федеральный закон "о финансировании судов Российской Федерации", "О национальных судах федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "о военных судах Российской Федерации". Необходимо значительное обновление уголовного дела и гражданского дела. Судебная реформа по ее завершению должна обеспечивать выполнение единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, повышать престиж: юстиции, гарантировать свою независимость и высокий профессионализм.
1.2. Понятие и признаки судебной власти
Судебная власть - одна из разновидностей государственной власти. Она осуществляется только судом в лице судей, а также привлечёнными в установленном порядке присяжными, народными и арбитражными заседателями. Никакие другие органы и лица не имеют права брать на себя полномочия правосудия и судебной власти. Судебная система осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная власть осуществляется путём гражданского, конституционного, уголовного и административного судопроизводства.
Понятие "суд" является центром теории и законодательной практики судопроизводства. В законе" О судебной системе в Российской Федерации " подлежат рассмотрению только основные признаки и функциональное содержание законодательства о судебном строительстве данной категории, независимо от многообразия его бытовой лексики и значений в различных сферах права.
Суд как обобщенное понятие Конституционного и судебного права является независимым и самостоятельным государственным органом, созданным в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным законодательством, занимающим особое место в системе Российского государственного механизма. Суд состоит из судей, несущих судебную власть, должностных лиц, наделенных полномочиями судьи в результате применения особой процедуры, выполняющей свои обязанности на профессиональной основе, - представителей населения, привлекаемого к осуществлению правосудия в установленных законом случаях.