Файл: Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. Характеристика основ конституционного строя РФ как демократического государства
1.2. Принцип разделения властей: исторический и международный аспекты возникновения
1.3. Реализация принципа разделения властей в России
2.1. Общая характеристика системы разделения властей в РФ
2.2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие[1]1.
Государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который фактически определяет и структуру законодательства, и принципиальную иерархию субъектов правотворчества[2]2.
Государственная власть в РФ на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ[3]3. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности.
Принцип разделения властей закреплен на конституционном уровне (ст. 10 Конституции РФ) и является одной из основ конституционного строя России.
В современных условиях становления конституционного строя в РФ принцип разделения властей имеет особенно важное значение и особенности реализации; данный принцип нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.
Рассматриваемый принцип призван обеспечить в конечном счете рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами[4]1. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний. Отсутствие согласованных принципов разделения власти порождает противоречия между центром и регионами, обусловливает несоответствие регионального и федерального законодательства, влечет нарушения единого правового пространства России.
Степень исследования темы. За последние 300 лет принцип разделения властей приобрел широкое практическое распространение, а в сознании деятелей науки и широких слоев населения он прочно соединился с практикой правового государства, с демократией. Данный принцип стал настолько популярным, что его можно обнаружить даже в конституциях недемократических стран. «Принцип разделения властей, - пишет В.Е. Чиркин, - вошел почти во все конституции мира, даже в авторитарных государствах (например, в Индонезии или Сирии), а иногда - тоталитарных (в некоторых африканских странах под влиянием конституционного законодательства метрополий)[5]2.
Последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную является непременным признаком правового государства, поэтому тема данной курсовой работы «Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России» актуальна и представляет интерес для рассмотрения.
Целью при написании курсовой работы является комплексное и всестороннее исследование сущности принципа разделения властей и особенностей его реализации в России.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) рассмотреть принцип разделения властей и провести анализ функционального назначения системы разделения властей: охарактеризовать основы конституционного строя РФ как демократического государства; проанализировать принцип разделения властей: исторический и международный аспекты возникновения; исследовать реализацию принципа разделения властей в РФ;
2) изучить систему конституционного разделения государственной власти в РФ как демократическом государстве: законодательную власть, исполнительную, судебную и прокуратуру; рассмотреть российскую практику разделения властей как основополагающий принцип демократической политической системы.
Объектом исследования выступают правоотношения при разделении властей в РФ. Предметом исследования является разделение власти в РФ.
Теоретико-правовую основу исследования составляют нормы Конституции РФ, Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ[6]1, ряд иных нормативно-правовых актов, а также комментарии законодательства, научные статьи и литература следующих авторов: Абдуллаев М.И., Байкина И.М., Бачило И.Л., Ванькаева А.Н., Викторова И., Горобец В.Д., Гранкина И.В., Джангирян Ж.Д., Кротковой Н.В., Крылова Б.С., Мальцева Г.В., Николаева Е.А., Перевалова В.Д., Полянского И.А., Ржевского В., Севостьянова Н.В., Соболевой Л.Б., Станских С.Н., Стрекозова В.Г., Фетищева Д.В., Фокова А.П., Чепурновой Н..Д., Черепанова В.А., Чиркина В.Е., Чуганова Е.Г., Шувалова И.И., Эмиха В.В. и др.
Методологическую основу исследования составляют научные методы познания: общенаучные, специальные методы познания - системно-структурный, сравнительно-правовой. В процессе исследования также использованы общелогические методы познания (анализ, обобщение).
Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой исследование истории и современности теории разделения властей, на основе чего определен круг вопросов, подлежащих правовому регулированию. Критически проанализировано современное законодательство о разделении властей, практика разделения властей, а также внесены конкретные предложения по совершенствованию законодательства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исследование принципа разделения властей и анализ функционального назначения системы разделения властей.
2. Анализ системы конституционного разделения государственной власти в РФ и особенностей реализации принципа разделения властей.
Структура работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
I. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. Характеристика основ конституционного строя РФ как демократического государства
К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся, прежде всего, основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью[7]1.
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, согласно ст. 1 Конституции РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Основы конституционного строя закрепляют форму РФ как государства. Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Основы конституционного строя закрепляют форму РФ как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета РФ (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ст. 11). Для демократического режима характерны участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др. В противоположность демократии авторитарные режимы - деспотия, фашизм - характеризуются бесправным положением граждан, их отстранением от государственной деятельности, как правило, наличием единоличной власти. В странах с таким режимом чаще всего царят произвол и беззаконие, самые грубые формы нарушения прав человека.
РФ - демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права (подробнее об этом говорится в гл. 2 Конституции РФ). В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.
Закрепленные Конституцией РФ формы государственной власти отражают опыт государственного строительства зарубежных стран, создают необходимые условия для реализации зафиксированных в Конституции РФ политических, экономических и иных свобод россиян. Проведение принципа разделения властей в системе федеральных органов государственной власти создает устойчивый характер для демократических преобразований в России, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лица и введение тоталитарного режима[8]1.
В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека. Одним из основных принципов организации и деятельности демократического государства является принцип разделения властей.
1.2. Принцип разделения властей: исторический и международный аспекты возникновения
Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.
Разделение власти в разные эпохи в различных государствах осуществлялось по-разному в зависимости от существующих реальных обстоятельств и целей государственного строительства.
Государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который фактически определяет и структуру законодательства, и принципиальную иерархию субъектов правотворчества.
Необходимость разделения властей была обоснована Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье - буржуазными мыслителями, которые стремились противопоставить феодальному произволу начала законности. Однако Дж. Локк, разделяя власть, подчинил все власти законодательным органам, поскольку «тот выше, кто может предписывать законы». Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть, считая ее основным элементом исполнительной власти. Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Ш. Монтескье, назвавшего три «рода» власти: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-нибудь специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. К.Н. Анненков отмечал, что у всех «культурных» народов Европы суд был учреждением чисто народным и притом всегда публичным.
Юридический смысл разделения властей состоял в признании за законодательной властью, за представительными органами права издавать основные для общества нормативные акты - законы. И исполнительная власть, и монарх как ее глава, и суды, и население должны действовать в соответствии с законами. Режим строжайшей законности распространялся в первую очередь на решения и действия исполнительной власти.
В современных государствах: конституционных монархиях, парламентских, президентских, смешанных республиках - именно принцип разделения властей указывает на место субъектов правотворчества. Соответственно, основными субъектами правотворчества являются парламент, президент, правительство, министерства и ведомства. Каждый из этих органов в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты. Каждый орган как субъект правотворчества обладает правотворческой правосубъектностью и вступает в правотворческие правоотношения.