Файл: Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу достаточно надежных ограничителей и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления президента нарушить баланс властей в свою пользу получают эффективный отпор.

Обращаясь к истокам становления государственной власти в России, необходимо отметить, что в начальном периоде своего существования в ней были заложены элементы разделения властей. На Руси в суздальско-Владимирском, Новгородском, Псковском и других княжествах успешно функционировала достаточно цивилизованная для того времени государственная власть, отличающаяся демократическим положением различных сословий, равными политическими правами. Обстоятельства изменились в результате татаро-монгольского нашествия. Варварское порабощение повлияло на порядок преемственности княжеской власти и поставило препоны участию народа в управлении делами общества. Вражда между князьями за великое княжение, поощряемая захватчиками, жажда русских князей получить ярлык на управление всеми русскими землями сформировала тип государственного руководителя, основными чертами которого были жажда власти, пренебрежение нуждами и чаяниями собственного народа. Такое положение сохранилось во все времена царствования семейства Романовых, хотя и были попытки частичной реализации разделения властей в ходе судебной реформы 1864 г., а затем в 1905 г. учреждения представительского правления – Государственной Думы. В царской России к теме разделения государственной власти обращались такие известные ученые, как В.С. Соловьев, П.Б. Струве, Л.А. Тихомиров, Б.Н. Чичерин, и многие другие.

В годы советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае, он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса, «как обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения и контроля». Создание государства нового типа, государства социалистического, неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам[13]1.


В РФ принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, утвержденной на Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. № 22-1[14]2, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Таким образом, принцип разделения властей предполагает достижение равновесия, взаимозависимости и взаимоконтроля законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в целях осуществления первостепенной функции правового государства - защиты прав и свобод человека и гражданина.

В подведении итога параграфа можно сделать следующие выводы. Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

1.3. Реализация принципа разделения властей в России

Российскому государству на протяжении всей его истории принцип «разделения властей» был чужд. Он отвергался самодержавной природой власти монарха. Этот принцип не был воспринят в эпоху советской власти, поскольку она мыслилась и строилась как носительница формального «полновластия» Советов. К признанию идеи «разделения властей» привел поиск путей преодоления политического режима в СССР лишь во второй половине 80-х годов. Однако только введение института президента в СССР и РСФСР, а также провозглашение суверенитета РФ повлекло за собой конституционное закрепление этого принципа организации государственной власти в России. Наконец, Конституция РФ 1993 г. установила, что «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).


Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией РФ и законами.

Положение ст. 10 относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов РФ. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации отнесено Конституцией РФ (п. «н» ч. 1 ст. 72) к совместному ведению РФ и ее субъектов. Принцип разделения властей для органов государственной власти субъектов Федерации будет раскрыт в федеральном законе. Конкретная система сдержек и противовесов на уровне субъектов РФ будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции РФ и Федеральным законом. Согласно Конституции РФ (ст. 11) государственную власть в России осуществляет Президент, представительный орган (Федеральное Собрание), Правительство и суды РФ.

Перечень федеральных органов государственной власти, данный в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не допускается его расширение без изменения гл. 1 Конституции РФ. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 1, для изменения которой согласно ст. 135 Конституции РФ должна быть применена усложненная процедура, имеет цель создать стабильную систему организации государственной власти в РФ.

Поскольку согласно ст. 1 Конституции РФ является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В субъектах Федерации сложились разнообразные системы организации государственной власти: в некоторых республиках существует должность президента, в других ее нет; различаются полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, порядок их формирования, организация деятельности и т.д. Конституция РФ допускает такое многообразие. Согласно ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.


Ст. 11 Конституции РФ нельзя точно уяснить в отрыве от ст. 3, согласно которой многонациональный народ РФ не только определяется как единственный источник власти, но и рассматривается в качестве субъекта как ее непосредственного осуществления, так и через органы государственной власти. Таким образом, народ осуществляет государственную власть в РФ и ее субъектах в равной мере через референдумы и выборы.

Содержание ч. 3 ст. 11 Конституции РФ имеет особое значение для нашего государства, поскольку оно по своей форме является федерацией, а характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

В подведении итога главы можно сделать следующие выводы.

Основные положения теории разделения государственной власти следующие: 1) разделение власти закрепляется Конституцией; 2) согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная ветви власти предоставляются различным органам и людям; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

Разделение властей в конечном счете - это разделение властных полномочий единой государственной власти между государственными органами одного уровня, а также между субъектами власти соответствующих территориальных единиц. В обоих случаях объектом является единая государственная власть. Усилия властных полномочий направлены на обеспечение прав и свобод граждан.

Реализация принципа разделения властей должна быть направлена на то, чтобы все разновидности государственной власти считали первоочередными гуманистические цели, в числе которых установление прочных юридических гарантий, необходимых форм и процедур, в целях социальной и правовой защиты личности от произвола государственных органов и чиновников, обеспечения соответствия действий государственных органов, равноправия граждан в обществе.

Сущность принципа разделения властей состоит в первую очередь в определении функций каждой из ветвей власти, проведении их разграничения, определении полномочий и компетенции образующих их органов власти, а также в недопущении сосредоточения всей власти в одной из ее ветвей. Реализация указанного принципа обеспечивается установлением определенных гарантий и механизмов - системой сдержек и противовесов.


Реализация принципа разделения властей осуществляется как «по горизонтали» - между ветвями власти, так и «по вертикали» - между различными уровнями власти.

II. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОРГАНЫ ВЛАСТИ, ПРАКТИКА И ОСОБЕННОСТИ

2.1. Общая характеристика системы разделения властей в РФ

Принцип разделения властей является основным принципом организации и деятельности демократического государства. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организа­ционно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимо­действие, но и взаимоограничение полномочий в установленных преде­лах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Как уже указывалось, ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (Приложение № 1). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ - принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.