Файл: Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководи­телями исполнительно власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населени­ем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства - заместите­лей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ и т.д.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнитель­ный и распорядительный характер. Они непосредственно ис­полняют акты представительных органов государственной власти, указов Президента РФ, организу­ют исполнение этих актов или своими распоряжениями обес­печивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, консти­туций и уставов субъектов РФ, федераль­ных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоя­щих органов исполнительной власти[22]1.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов федерации. Федеральные - это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов федерации - президен­ты и главы администраций субъектов федерации, их прави­тельства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство РФ и правительства субъектов федерации, ко вторым - министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру своей компетенции могут быть также подразде­лены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межот­раслевое управление. К первым из них относятся, как прави­ло, министерства, ко вторым, главным образом - государ­ственные комитеты. Следует различать также органы исполнительной власти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные - это Правительство РФ и правительства субъ­ектов федерации. Единоначальными органами являются ми­нистерства и ряд других органов исполнительной власти.


Рассмотрим органы судебной власти и прокуратуру. Специфическую разновидность органов государственной власти в правовом государстве представляют органы судебной власти, т.е. суды. Судебная власть в этом отношении имеет собственную специфику, ибо она осуществляет такую особую форму государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия. Особенности данной формы заключаются в следующем. Во-первых, ее осуществление нацелено на особую сферу деятельности государства, в которой выкристаллизовываются правозащитные, упорядочивающие и правоприменительные элементы содержания власти, устанавливаются основы фактического и правового равенства всех социальных групп и слоев населения, каждого отдельного гражданина перед судом и законом. В силу этого сфера правосудия приобретает самостоятельный характер во всей деятельности государства, чем обусловлено ее закрепление в каждой соответствующей Конституции в качестве отдельного, целостного блока. Во-вторых, реализация данной формы имеет четкую направленность на осуществление судебной политики в государстве. Возможность вычленения именно судебной политики говорит о ее особого рода воздействии на общество в определенной сфере жизни с целью приведения его к желаемым структурным и функциональным характеристикам. Такое воздействие обеспечивает определенную направленность правоприменения для достижения уголовно-правовой, хозяйственно-правовой, административной, эколого-правовой и пр. охраны прав личности в условиях справедливого устройства общества. В-третьих, для любой формы государственной деятельности характерно, что через ее посредство происходит осуществление определенных функций государства. Соответственно правосудие тесно связано с реализацией таких государственных функций, которые четко выражают его конкретное назначение. В-четвертых, осуществление правосудия приобретает качество особой формы государственной деятельности, поскольку оно выражается вовне через соответствующую систему органов государства - судебную систему[23]1.

Структура судебной власти наглядно подтверждает, что только целостность и комплексный анализ деятельности всех ее элементов дает возможность выявить ее характер как власти государственной, интегрированной в систему всех ветвей власти и одновременно способной к выделению как часть целого в отдельную ветвь.

И хотя специфический механизм «сдержек» и «противовесов» свойствен взаимодействию всех властей, в том числе законодательной и исполнительной, но именно судебные органы обладают особыми полномочиями конституционного контроля (в частности, над актами законодательной власти, президентской власти), судебного контроля в области управления и т.д. Но главное назначение судебной системы - это осуществление правосудия. Причем правосудие составляет исключительную прерогативу суда, оно «осуществляется только судом» (ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ[24]2, ч. 1 ст. 118 Конституции РФ).


В Конститу­ции РФ статусу судебной власти посвящена гл. 7, в которой определены основы правового положения судов и судей. Важнейшая особенность судебной власти и ее органов (судов) состоит в осуществлении правосудия, являющегося содержанием деятельности данной конституционно выделенной власти. Деятельность судов имеет специализированный правоохранительный характер. Она направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступле­ний и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких пося­гательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства на основе демократической организации суда и определенных процессу­альных форм. Суды независимы и подчиняются только закону; они несменяемы и неприкосновенны в отличие, например, от работников органов исполнительной власти. Разбирательство дел в судах откры­тое, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Сказанное свидетельствует о существенной специфике, отличительных особенностях судебной власти и ее органов (судов), их компетенции, структуре (коллегиально устроенные органы). Кроме того, суды среди других органов государственной власти выделяет осуществление в них судопроизводства в особых, глубоко демокра­тических процессуальных формах: гласность разбирательства дел, состязательность и равноправие сторон и др. Указанные и другие особенности и черты выделяют суды в соответствии с принципом разделения властей как самостоятельную и демократическую по своей организации и формам осуществления полномочий разновидность органов государственной власти[25]1.

Органы судебной власти - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Это установлено Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. Конституционный Суд России в своей деятельности руководствуется также Федеральным конституционным закон РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ[26]1. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особен­ностью этих органов является осуществление судебной влас­ти посредством конституционного, гражданского, адми­нистративного и уголовного судопроизводства.


В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, само­стоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ (ст. 126) Верховный Суд РФ. В Конституции РФ (ст. 127) устанавли­вается, что высшим судебным органом по разрешению эконо­мических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

В главе Конституции РФ о судебной власти оказалась и про­куратура. Однако прокуратура по многим основаниям не может быть включена в качестве составной части, элемента в понятие «судебная власть». Прокуратура имеет совсем иное по сравнению с правосудием функциональное предназначение, структуру и формы деятельности. Прокуратура не укладывается в рамки установленного в Конститу­ции в соответствии с принципом разделения властей подразделения органов государственной власти на три основные группы; в силу своих природы, характера и функционального предназначения про­куратура «не вписывается» ни в одну из этих групп. Поэтому странным выглядит упоминание о ней в главе о судебной власти. И хотя прокуратура не может быть отнесена ни к одной из конституционно определенных трех групп органов, являющихся органами государственной власти, вовсе не следует, что она не есть государственный орган (орган государства). Прокуратура обладает необходимыми признаками государственного органа и составляет особую группу государственных органов. Прокуратура РФ согласно Конституции составляет единую централизо­ванную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вы­шестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяются Федеральным законом РФ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. № 2202-1[27]1.

Прокуратура в настоящее время - необходимый надзорный элемент обеспечения разделения и взаимодействия властей. Актуальность темы правового статуса прокуратуры и ее роли в системе разделения властей не вызывает сомнений, особенно сейчас в свете проведения реформы прокурорского следствия и происходящих существенных изменений в структуре органов прокуратуры. Научные исследования и прокурорская практика свидетельствуют, что закрепленный в действующей Конституции РФ статус прокуратуры не соответствует ее фактическому месту и роли в системе государственно-правовых институтов. Однозначно признано, что помещение в Конституции РФ ст. 129 о прокуратуре в разделе «Судебная власть» не соответствует правовому статусу прокуратуры и приводит к ненужным дискуссиям о взаимоотношениях прокуратуры с судебной властью. Вполне очевидно, что прокуратура не является механизмом судебной власти, ибо она не осуществляет правосудия, ее полномочия совершенно не укладываются в прерогативы судебной власти; прокуратура - самостоятельный государственный орган, основной функцией которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории РФ[28]1.


В подведении итога параграфа можно сделать вывод, что на современном этапе взаимодействие и роль органов прокуратуры в системе разделения властей - это осуществление контроля за органами исполнительной ветви власти, в том числе и за судами, посредством принесения протестов, жалоб на решения судов в вышестоящие суды, которые осуществляют в установленных процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов. Данные полномочия органов прокуратуры по опротестованию судебных решений позволяют ослабить доводы некоторых авторов о некой бесконтрольности судей, избежать проведения реформ, направленных на ограничение независимости судебной власти.

2.3. Российская практика разделения властей как основополагающий принцип демократической политической системы

Для западной политической традиции проблема разделения властей сводилась часто к стремлению различных социальных слоев сохранить свои привилегии в условиях гражданского общества. С этим связаны острые дискуссии о соотношении палат, распределении полномочий и многие другие. Однако специфика подобных кризисов состояла в том, что они разворачивались в рамках более и менее оформившегося гражданского общества и институтов народного представительства, а способом разрешения конфликтов становились реформы избирательной системы, парламентские реформы, институциализация политических сил в рамках парламентской системы разделения властей и, наконец, появление эффективной системы внутрипарламентского регулирования через изменяющийся баланс сил парламентских фракций, партийных объединений, группирующихся вокруг известных в стране лидеров.

Совершенно по-другому обстояли дела в России. Исторически в российской общественно­политической и философской мысли прослеживается закономерность в понимании принципа разделения властей не в его европейском значении, как метода рационального государственного устройства, а всего лишь как способа по ограничению власти государя-самодержца. Разный подход в понимании концепции разделения властей объясняется спецификой политического развития страны, определяющийся многочисленными факторами, такими как экономические, природные, религиозные и др.