Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности человеческого фактора и его роль в управлении
1.1. Понятие человеческого фактора и его роли в системе экономических отношений общества
1.2. Характеристика и управление человеческим фактором в организации
2. Анализ значения человеческого фактора в управлении организацией
2.1. Влияние человеческого фактора на эффективность управления предприятием
2.2. Человеческий фактор в управлении кадровым потенциалом компании
3. Проблемы и перспективы учета человеческого фактора в управлении
К наиболее актуальным проблемам учета человеческого фактора относятся [16, с. 141]:
- построение теоретических моделей человека и проверка их адекватности; согласование интересов управляющей системы и управляемого объекта;
- построение новой парадигмы принятия решений, позволяющей рассматривать организационные системы с более широких позиций, когда в «игровой» ситуации принимают решения все стороны;
- интеграция математических моделей организационных систем и последних достижений психологии, экономики и социологии;
- сближение математики (исследование операций, теория игр, принятие решений, оптимизации, теория вероятностей, теория выбора, теория нечетких множеств, математическая статистика, математическое и сетевое программирование и другие науки сильной версии), дающей эффективные решения на ограниченной области их адекватности, с гуманитарными науками, предлагающими универсальные рецепты на основе здравого смысла или обобщения позитивного опыта.
Первой теорией, разработанной в Институте проблем управления РАН имени и пытавшейся описать человеческий фактор с формальных позиций, была теория активных систем. Активные системы, в которых люди являются и субъектами, и объектами управления, представляют собой прежде всего организационные, социальные и экономические системы. Активные системы – это модели таких систем. Направление активных систем использует единую систему понятий, подходов и норм. Эта система сложилась путем переноса парадигмы оптимального управления на новый тип объекта управления – человека. Парадигма активных систем использует представление о человеке как об активном элементе системы, который ведет себя целенаправленно.
Активный элемент в ответ на воздействия управляющей системы (центра) осуществляет поведение в соответствии со своими интересами, стремясь к достижению своих собственных целей. Направление активных систем использует идею формального математического моделирования (описания) поведения людей, подобно тому, как это делается для технических объектов управления, что создает основу для применения математических средств решения задач управления. В этой основе лежат математический аппарат теории игр и известные математические модели принятия решений. Аппарат теории игр развивается с учетом потребностей решаемых задач управления. При этом применяется интуиция исследователей и их испытуемых в виде гипотез, предположений и убеждений, которые остаются за рамками теории. Данный подход ограничил учет человеческого фактора в управлении. Для его более полного учета в человеко-машинных системах управления была сделана попытка в направлении активных систем моделирования человеко-машинных процессов согласования и оптимизации. Предложены модели в виде алгоритмических предписаний с использованием элементов нечетких алгоритмов. Однако это не решило проблему учета человеческого фактора в управлении и, самое главное, учета «интеллектуальности» систем управления.
Для более полного учета человеческого фактора в управлении осуществлено построение моделей организационных и социально- экономических систем в виде интеллектуальных активных систем на основе применения парадигмы синергетического искусственного интеллекта. При этом должны быть сохранены достоинства формализации задач управления и принятия решений. В первую очередь, с применением направления активных систем, теории агентов и системного анализа поведения целеустремленных систем уточняется и проясняется система понятий об агенте интеллектуальной активной системы и его целеустремленном поведении. Система понятий ограничивается постановкой и решением проблемы учета человеческого фактора в управлении и принятии решений в организационных и социально-экономических системах. Формализация ряда свойств, наблюдаемых в практике организационного управления, привела в теории активных систем к понятиям «активный элемент» и «активная система» [16, с. 144].
На содержательном уровне определения активным называется элемент, имеющий цели (интересы), способный искажать информацию и работать в соответствии со своими интересами. В активной системе объектами управления являются активные элементы и рассматриваются сложные системы управления, которые состоят из целеустремленных агентов (центров и активных элементов). Вводятся целевые функции агентов, активной системы в целом и их ограничения. Решаются задачи анализа и синтеза эффективных организационных (хозяйственных) механизмов с позиций теории оптимального управления. Проводится описание игры агентов, исследуются ситуации равновесия и условия их устойчивости. Изучаются принципы открытого и согласованного управления. Активный элемент в интеллектуальной активной системе представляет собой агента, который обладает свойствами активности, реактивности, общительности и целенаправленности. Агент является целеустремленным. Это означает, что он имеет идеал, который формируется и корректируется им в течение всей его жизни. В соответствии с ним агент ставит перед собой цели и проблемы, выбирает задачи принятия решений и средства их выполнения. Агент постоянно стремится и продвигается к своему идеалу, к своим целям и задачам. Отсутствие проблем означает смерть агента. Продвижение осуществляется в непрерывном и интерактивном процессе выбора. При этом происходят постоянные переходы из одних состояний выбора в другие, «одна ситуация выбора (и проблемная) непрерывным образом вырастает из другой». Агент может функционировать в условиях неточной, нечеткой и противоречивой информации. В описании его целеустремленного поведения можно использовать нечеткое соответствие в виде нечеткого отношения моделирования (например, нечеткое соответствие между ситуацией выбора и ее моделью). Для описания целеустремленного поведения агента интеллектуальной активной системы целесообразно использовать систему ограниченных и упрощенных понятий системного описания целеустремленных систем.
Эти понятия позволят значительно «расширить» возможности учета человеческого фактора в управлении организационными и социально- экономическими системами. С их помощью в направлении активных систем осуществляют описание ситуаций выбора агентов, продвижения агента к идеалу, целям и задачам; построение концептуальной модели процесса выбора агента, процесса получения входной информации с помощью наблюдения и восприятия, модели ситуации выбора агента с использованием его убеждений; описание процессов решения проблем агента и поиска им новых результатов и новых способов действия ситуации выбора агента с использованием мышления и интуиции, их оценки через чувства и отношения.
В результате осуществляется построение модели интерактивного процесса целеустремленного поведения агента интеллектуальной активной системы. Эта модель дополняется посредством описания взаимодействия агентов в форме межагентных чувств, а также с помощью сообщений. Парадигма синергетического искусственного интеллекта выдвигает гипотезу о том, что многоагентная система, составленная из кооперирующих агентов, всегда несет новое качество по сравнению с изолированными агентами. Эта гипотеза наиболее правдоподобна, если действия агентов взаимосвязаны. Необходимым и достаточным условием кооперативной деятельности агентов является согласование их целей и интересов. В теории активных систем сформулирован принцип открытого управления, рассмотрены задачи согласованного управления и оптимального согласованного планирования, принцип и задачи согласованной оптимизации на множестве компромиссных решений с применением коалиций согласования решений.
Многочисленные исследования активных систем показали, что одно из существенных проявлений человеческого фактора в управлении – способность и желание агента предъявлять системе управления модель своего поведения, которая соответствует его интересам, поэтому проблема согласования интересов управляющей системы и управляемого объекта (агента: человека, коллектива людей, предприятия, региона и т. д.) является «главной проблемой в задачах управления социальными и экономическими системами» [12, с. 12].
Человеко-разумные информационные программные системы поддержки принятия решений Интеллект человека определяется его разумом – его возможностями, особенностями и ошибками, а также нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами. Это относится прежде всего к творческой деятельности человека, в том числе к принятию креативных решений учеными и группами ученых. Качество интеллекта человека широко варьируется от индивидуума к индивидууму. В одних случаях это способности, в других – талант, в третьих – гениальность. Последняя означает способность человека находить креативные решения проблем по минимуму выведенной в сознание человека информации. Креативная проблема представляет собой значимую для людей проблему, анализ и постановку которой осуществляют ученый и группа ученых в процессе своей творческой деятельности и для которой в настоящий момент не существует решения.
В настоящее время остро встал вопрос о создании информационных и программных систем поддержки творческих решений, которые должны учитывать и использовать возможности и способности ученых и групп ученых. В этом случае целесообразно говорить о человеко-разумных информационных и программных системах поддержки творческих решений креативных проблем (ЧРПС). Человеко-разумная программная система представляет собой ученого или группу ученых, снабженных интеллектуальными информационными и программными системами поддержки сознания и подсознания ученых, например, экспертной системой накопления и использования знаний ученых.
В ЧРПС осуществляется информационная поддержка решений «нерешенных» проблем на основе ориентированной на развитие разума лиц и групп, принимающих решения, петли обратной связи (информация – разум – решение проблем – информация) с использованием методов искусственного интеллекта, методов и эвристических процедур формирования творческих и интуитивных решений, их статистической нечеткой оценки и их согласованной оптимизации в условиях расплывчатой неопределенности. При создании ЧРПС необходимо учитывать особенности разума человека, используя его сильные стороны [12, с. 14].
Методика междисциплинарных исследований должна обеспечивать достоверность и приближение к истине, хотя бы представление о разрыве между истинной и интуитивной достоверностью. Ядром междисциплинарных исследований является системный анализ проблем принятия решений в условиях использования информации различной физической природы. Затем осуществляется «расширение» с использованием постнеклассической научной рациональности и трансциплинарного подхода, рефлексивных процессов и управления, психологии эмоций, психологии воли, психологии веры, прикладной этики.
Осуществляются «парадигмальные прививки» идей, «не совсем» признанных нашей наукой, например, в области развития сознания и мозга. Это гипотезы и предположения о сознании и подсознании; об интуиции, ее возможностях и ошибках; об образном мышлении; о фокусах языка; об убеждениях и их изменении; о влиянии эмоций на решения и поведение человека; о многоуровневых нейролингвистических моделях поведения, о нейролингвистических моделях поведения SOAR, SCORE, TOTE, ROLE, BAGE; о прогнозировании эмоций и лжи человека по его лицу и микроповедению. Единственным способом нахождения решения креативной проблемы, для которой нет решения, является рефлексия. Рефлексия представляет метод получения ученым и группами ученых новой информации, которая позволяет решить рассматриваемую креативную проблему и расширяет границы знаний и опыта. Эта дополнительная информация приводит к снижению достоверности, поэтому основной проблемой междисциплинарных исследований является обеспечение их достоверности при расширении границ рефлексии. Для обеспечения достоверности целесообразно применять в качестве ядра междисциплинарных исследований математику, логику и системный анализ проблем принятия решений в условиях использования информации различной физической природы, в том числе и психической информации. Основной задачей системного анализа является разработка концепций объединения математических и неформальных методов анализа, строгих способов исследования формализованных моделей с экспериментом, эвристическими приемами, суждениями экспертов и субъективными оценками.
Экспертная система в человеко-разумных программных системах интеллектуальной поддержки решения креативных проблем накапливает и использует информацию о решаемой проблеме, о генераторе идей по решению проблемы, об ученых, решающих проблему, о решениях проблемы и т. д. Это хорошо структурированные данные, т. е. информация, полученная в результате человеко-машинного согласования индивидуального и коллективного сознательного и бессознательного.
Перспективой данного исследования являются: алгоритмический информационно-функциональный подход к описанию в условиях расплывчатой неопределенности процессов в мозге, сознании и подсознании; информационная технология образного мышления, информационная технология нервной системы человека и условия расплывчатой неопределенности; алгоритмическое функциональное описание человеко-разумной программной системы интеллектуальной поддержки решений креативных проблем (ЧРПСИПРКП); интеллектуальные информационные и программные системы поддержки индивидуального и коллективного сознания и подсознания ученых в ЧРПСИПРКП; экспертная система накопления и использования знаний ученых в ЧРПСИПРКП; управление проектом ЧРПСИПРКП; ЧМПСИПРКП в науке и образовании РФ.
Заключение
Понятие «человеческий фактор» стало употребляться еще во время Второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор – это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей.
Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам и ответственности за человеческие жизни.
Для четкой работы всех отделов организации требуются стратегические и тактические планы, а также, хорошая координация всех звеньев и процессов управления. Чтобы не было сбоев в психологическом процессе, необходимо непрерывное поддержание равновесия всех процессов управления.
Отсюда необходимо дать возможность каждому работнику обрести чувство собственной значимости, выразить себя в труде, проявить свои способности, высказать свое мнение по решению разных вопросов внутри организации, групп.
Не маловажна в этом и роль руководителя. Как основной субъект управления, руководитель является ответственным лицом за принятие решений и выбора средств их реализации. Имея положительную мотивацию, ориентированный на успех руководитель проявляет высокую активность, самостоятельность в решении поставленной цели.