Файл: Человеческий фактор в управлении организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Располагая различными ресурсами для обеспечения своей деятельности, руководство российских предприятий, в подавляющем большинстве случаев, приоритетное значение придает финансовым ресурсам, а затем всем остальным - материальным, информационным, человеческим.

Недооценка роли человеческого фактора и отсутствие методик управления компетентностью персонала приводит к менее эффективному решению стратегических задач предприятия. Социально-экономическая оценка человеческих ресурсов как главного активного фактора развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия составляет основу управления человеческим капиталом, но до сих пор не входит в управленческий инструментарий многих руководителей. При этом, стремление предприятий к получению преимуществ в конкурентной борьбе, к предельной ориентации на потребителя, к минимизации затрат при достижении максимального экономического эффекта актуализирует проблему использования специфических управленческих ресурсов.

Происходит постепенное осознание потребности формирования качественно нового, соответствующего современным социально-экономическим реалиям, подхода к управлению развитием предприятия.

Цель работы, изучить сущность и роль человеческого фактора в управлении организацией.

Для реализации поставленной цели, требуется решить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты сущности человеческого фактора и его роль в управлении;

- провести анализ значения человеческого фактора в управлении организацией;

- рассмотреть проблемы и перспективы учета человеческого фактора в управлении.

Предметом исследования является человеческий фактор.

Объектом исследования послужило изучение значения человеческого фактора в управлении.

В работе использованы следующие методы исследования: общенаучные, а именно, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции, а также специальные – сравнительный метод, метод классификации и дифференциации.

Информационной базой для написания работы явились справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», ресурсы Интернета, периодическая печать, монографическая и учебная литература по исследуемой теме.


1. Теоретические аспекты сущности человеческого фактора и его роль в управлении

1.1. Понятие человеческого фактора и его роли в системе экономических отношений общества

Возникновение понятия «человеческий фактор» обусловлено признанием роли человека в трудовой деятельности, что позволило рассматривать его в качестве ядра, относительно которого осуществляются процессы социально-экономического и общественно-политического развития [4, с. 38].

Основываясь на результатах теоретических исследований, возможно выделить основные этапы, в рамках которых систематизированы подходы к определению роли человека в системе экономических отношений что позволяет обосновать наличие взаимосвязи между динамикой развития производственных отношений и знаниями навыками и творческими способностями человека.

Оценивая роль человеческого фактора в системе экономических отношений важно учитывать, что характер его влияния предопределяется различными факторами, отражающими особенности организации промышленного производства специфику отношений собственности, а также характер мотивационных стимулов высокопроизводительного труда. Так в качестве основных предпосылок обусловивших значение человеческого фактора в период становления и активного развития промышленного производства следует рассматривать обновление индустриальной системы хозяйствования создание крупного машинного производства техническое перевооружение промышленности новые трудовые отношения, а также усиление роли государства в регулировании процессов рыночных преобразований.

Характер производственных отношений постиндустриального общества возрастающая роль научных знаний информации новых технологий и методов организации производства предопределили повышение значимости интеллектуального ресурса основным носителем, которого является человеческий капитал, который посредством использования образовательных и творческих способностей, участвует в создании новой стоимости и материальных элементов капитала, формируя условия для экономического роста. Это позволяет рассматривать человека в системе экономических отношений как объект наиболее эффективных вложений и субъект, превращающий денежные средства в производительные способности в процессе экономической деятельности с целью получения дохода.


В современной экономической науке ученые определяют человеческий фактор как основную характеристику трудового потенциала, которая отражает отношения между персоналом предприятия субъектами экономической деятельности и обществом материализующиеся посредством условий жизнедеятельности организации производственных процессов, а также определяемые соответствующим типом политического и экономического устройства государства [4, с. 39].

Таким образом, человеческий фактор отражает степень участия человека активность, пассивность в процессе производства и формирует его отношение к трудовой деятельности, что позволяет оценить психофизические и интеллектуальные способности индивида, используемые с целью создания общественного или личного дохода. Вместе с этим следует учитывать что в условиях рыночной экономики актуализируются теории экономического роста в рамках которых сформировалась научная категория человеческий капитал. Это обусловлено возросшей потребностью частного капитала и отдельных субъектов хозяйствования в высокоинтеллектуальном и профессиональном персонале способном наиболее эффективно использовать ресурсы бизнеса и повышать его конкурентоспособность. Поэтому экономическая сущность человеческого капитала выражается в стоимостном измерении затрат на воспроизводство рабочей силы как фактора экономического роста что предопределяет необходимость оценки индивидуальных способностей человека к труду.

В экономической науке представлено достаточное многообразие подходов к определению содержательных характеристик и роли человеческого капитала в системе новых экономических, отношений в рамках которых данная дефиниция с одной стороны рассматривается относительно врожденных психофизиологических способностей человека, с другой относительно приобретенных или сформированных способностей и навыков индивида которые используются с целью получения определенного дохода.

Основываясь на результатах исследования теоретических подходов к определению экономической сущности человеческого капитала, возможно, выделить два основных подхода отражающих смысловую нагрузку данной дефиниции, первый из которых акцентирует внимание на врожденных психофизиологических способностях человека, а второй подчеркивает важность как врожденных, так и приобретенных сформированных способностей индивидуума. При этом следует отметить, что наиболее распространенным подходом является определение индивидуальных особенностей, как основных характеристик индивидуума учитывая совокупность его врожденных способностей морально психологическое и физическое здоровье, а также знания, навыков и умения которые приобретены человеком в процессе жизнедеятельности [3, с. 62].


Человеческий капитал представляет собой интегральную оценку трудового потенциала, которая учитывает наличие и эффективность использования интеллектуальных и профессиональных способностей человека занятого в производственном процессе. При этом основу трудового поведения человека согласно теории человеческого капитала составляют рациональные ожидания и принципы экономической целесообразности использования способностей к труду каждым индивидуумом. В этой связи современные условия социально-экономического развития общества предполагают необходимость создания среды формирующей возможности для повышения уровня интеллектуализации труда и информатизации общества, что конкретизирует роль человеческого капитала в общественном производстве.

Именно поэтому человеческий капитал следует рассматривать как основной элемент социально-экономической системы и как детерминант обеспечивающий экономический рост и безопасность государства учитывая интересы хозяйствующих субъектов и граждан ориентированные на повышение уровня качества жизни.

Основываясь на концепции структурных сдвигов, возможно, утверждать, что ведущим фактором детерминирующим процессы экономического развития общества является именно человеческий капитал, уровень развития которого предопределяет направленность трансформационных преобразований динамику внедрения инноваций изменения в технологической и воспроизводственной структуре промышленного производства. Это создает предпосылки для свободного перемещения и взаимного проникновения социальных факторов и позволяет формировать новые социальные общности в рамках единого экономического пространства.

Таким образом, может быть концептуально видоизменен формат развития территориальной общественной системы и созданы условия для структурных трансформаций экономического пространства. При этом важно учитывать, что достижение социальных и экономических целей современного общества потребует осуществления структурных трансформаций на всех уровнях формирования человеческого капитала личностный мезо- и макроэкономический, что позволит разработать эффективный механизм регулирования его развития в полной мере отвечающий принципам партнерства свободы выбора и интеграции интеллектуального ресурса в глобальное экономическое и информационное пространство.

Главной предпосылкой формирования и развития человеческого капитала на личностном мезо- и макроэкономическом уровнях является наличие врожденных и приобретенных способностей и характеристик индивида используемых с целью формирования дохода и повышения уровня его саморазвития и самосовершенствования [3, с. 64]. На личностном уровне рассматривается индивидуальный человеческий капитал, представляющий знания навыки производительные характеристики, которые человек приобрел в процессе образования профессиональной подготовки или практического опыта и реализует с целью удовлетворения потребностей общества и получения собственного дохода.


Это позволяет сопоставлять человеческий капитал с видами личной частной собственности поскольку использование индивидом интеллектуального ресурса непосредственно формирует его доход и являясь конкурентным преимуществом создает предпосылки для свободного перемещения человеческого капитала в рамках глобального экономического пространства.

На микроэкономическом уровне человеческий капитал формируется в рамках конкретного предприятия и представляет собой совокупность накопленных квалификационных характеристик и производительных способностей персонала, высокий качественный уровень которых предопределяет возможность, совершенствования методов организации производства, использования высокотехнологичного оборудования и внедрения новых форм мотивации высокопроизводительного труда.

На мезо-экономическом и макроэкономическом уровнях человеческий капитал представляет собой совокупность индивидуальных способностей и компетенций реализация которых предопределяет возможность формирования конкурентных преимуществ региональной и соответственно-национальной общественной системы посредством качественного обновления технологического базиса производства реформирования рынка труда и отношений интеллектуальной собственности, а также совершенствования форм межрегионального сотрудничества. Учитывая, что в системе рыночных отношений человеческий капитал связан с получением доходов от эффективного использования профессиональных качеств индивида ученые рассматривают его как форму проявления человеческого потенциала.

Категория «человеческого потенциала» отражает стоимостное измерение финансовых затрат и результатов использования человеческого капитала как фактора социального прогресса [3, с. 66]. Следует отметить, что человеческий потенциал характеризуется формированием среды позволяющей создать условия для реализации человеческого капитала. Поэтому человеческий потенциал является интегральной формой многообразных явных и скрытых свойств населения страны отражающей уровень и возможности развития ее граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях. Человеческий потенциал по своему содержанию является более объемной категорией по отношению к трудовому потенциалу, поскольку врожденные и приобретаемые способности индивидуума не всегда реализуются в трудовом процессе.

Результаты анализа теоретических подходов к определению сущности понятий «человеческий фактор», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» позволили выявить интегрированность данных категорий, что обусловило необходимость использования комплексного подхода к определению роли человеческого фактора в системе экономических отношений общества. Это позволило определить роль человека в производственном и общественном развитии как самостоятельного индивидуума, который оказывает детерминирующее влияние на характер социальных экономических и профессионально-трудовых отношений.