Файл: Логистическая технология JIT (Понятие логистики в зарубежной и отечественной литературе).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы логистики и логистических концепций
1.1. Понятие логистики в зарубежной и отечественной литературе
2. Анализ логистической деятельности в ООО «Бизнес Консалт»
2.2. Исследование процесса формирования логистической политики
2.3. Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности ООО «Бизнес Консалт»
2. Анализ логистической деятельности в ООО «Бизнес Консалт»
Краткая характеристика ООО «Бизнес Консалт»
ООО «Бизнес Консалт» - российское общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в городе Санкт-Петербург 9 февраля 2012 года по юридическому адресу Россия, Санкт-Петербург 195197, Кондратьевский Проспект, 15, оф. 235.
Компания занимается следующими видами деятельности:
- торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями;
- торговля оптовая прочими бытовыми товарами;
- торговля оптовая отходами и ломом.
Рассмотрим показатели производственной деятельности ООО «Бизнес Консалт» в табл. 3.
Таблица 3
Показатели деятельности ООО «Бизнес Консалт»
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Отклонение 2017г. от 2015г., +/- |
Отклонение 2017г. от 2016г., +/- |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
263739 |
471497 |
825444 |
561705 |
353947 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. |
222693 |
417886 |
773805 |
551112 |
355919 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
7378 |
18925 |
38311 |
30933 |
19386 |
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. |
80285 |
152784 |
264137 |
183853 |
111353 |
Рентабельность активов, % |
9.19 |
12.39 |
14.50 |
5 |
2.12 |
Рентабельность продаж, % |
2.80 |
4.01 |
4.64 |
2 |
0.63 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
24880 |
49176 |
75894 |
51014 |
26718 |
Фондоотдача основных средств, руб. |
10600 |
9588 |
10876 |
276 |
1288 |
Амортизация основных фондов, тыс. руб. |
2244 |
6396 |
5616 |
3372 |
-780 |
Коэффициент изношенности основных средств, % |
9.02 |
13.01 |
7.40 |
-2 |
-5.61 |
Продолжение таблицы 3 |
|||||
Среднесписочная численность работающих, чел. |
74 |
79 |
72 |
-2 |
-7 |
Выручка от продаж на 1 работающего, тыс. руб. |
3564 |
5968 |
11465 |
7901 |
5497 |
Доля основных средств в активах, % |
30.99 |
32.19 |
28.73 |
-2 |
-3.45 |
Из таблицы 3 видно, что динамика показателей, которые характеризуют производственно-хозяйственную деятельность в 2017г. сравнению с 2015г. выше, при этом наблюдается увеличение выручки на 561705 тыс. руб., производительности труда на 7901 тыс. руб., среднесписочная численность уменьшилась на 2 человека. В сравнении с 2016г. рост выручки составил 353947 тыс. руб., производительности труда на 5497 тыс. руб., а численности персонала – на 7 человек.
Негативными факторами является увеличение себестоимости товарной и реализованной продукции на 552320 и 551112 тыс. руб. соответственно, при этом темпы ее роста выше выручки от продаж.
2.2. Исследование процесса формирования логистической политики
В процессе управления закупками в ООО «Бизнес Консалт» принимают участие [2, c.57]:
- Руководство компании — генеральный директор, коммерческий директор;
- отдел материально-технического снабжения (ОМТС);
- финансовый отдел;
- бухгалтерская служба;
- склад.
Алгоритм взаимодействия отдела снабжения с другими подразделениями компании показан следующим образом (рис. 4) [2, c.58].
Рисунок 4 - Распределение ответственности отдела снабжения и логистики
ООО «Бизнес Консалт» в соответствии с заказами снабжают розничные торговые предприятия, общественные учреждения различными товарами.
ООО «Бизнес Консалт» использует в логистической деятельности базовую микрологистическую систему – JIT. Основными целями данной системы являются:
- удовлетворение потребности в товарах для планирования продаж;
- поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов;
- планирование торговых операций, расписания доставки.
В заказе на покупку содержится следующая информация [3, c.158]:
1) ассортимент заказываемых товаров;
2) качество и количество товара;
3) цену поставки, взаимно согласованную;
4) согласованные сроки поставки.
Способы передачи заказа от заказчика к ООО «Бизнес Консалт» [7, c.282]:
1) почта (самый долгий путь);
2) доставка курьером;
3) передача по телефону, факсу, электронной почте.
Этапы выполнения заказа у ООО «Бизнес Консалт» [1, c.236]:
1) проверка заказа. Определяется его стоимость, условия расчета, кредитования (проверка дает возможность исключить некоторые риски и оказывает влияние на операции по выполнению заказа);
2) выполнение заказа (стремление полностью удовлетворить запросы заказчика):
а) доставка заказа потребителя на оптовый склад после проверки в административных отделах компании;
б) выполнение заказа. Это укомплектация товаров, заказываемых потребителем, упаковка;
в) доставка.
Методы транспортного обслуживания потребителей в ООО «Бизнес Консалт» [3, c.159]:
1) использование организацией собственных или арендованных транспортных средств (сотрудники, которые обслуживают транспортные средства, входят в состав персонала компании);
2) использование оптовым представителем транспортных средств транспортной специализированной компании в соответствии с заключенным договором.
Для оценки структуры запасов материально-производственных ценностей следует использовать коэффициент накопления (Кн). он определяется отношением суммарной стоимости производственных запасов (ПЗ), незавершенного производства (НП), расходов будущих периодов (РБ) к стоимости готовой продукции (ГП) и товаров (Т) по формуле [7, c.261]:
Кн = (ПЗ + НП + РБ) / (ГП + Т) (1)
Коэффициент накопления характеризует уровень мобильности запасов материально-производственных ценностей и при оптимальном варианте он должен быть меньше 1. данное соотношение справедливо только в том случае, если продукция предприятия конкурентоспособна и пользуется спросом [7, c.262]. По данным баланса изучаемого предприятия, коэффициент накопления запасов составил:
2015г. = (20383 + 1 + 1263) / 1183 = 18,30,
2016г. = (60066 + 1446) / 8880 = 6,93,
2017г. = (131613 + 7 + 1450) / 18549 = 7,13.
Расчеты показывают, что коэффициенты накопления значительно выше рекомендуемой величины. Это свидетельствует о неблагоприятной структуре запасов на ООО «Бизнес Консалт», о наличии излишних и ненужных товаров. Возможно, на предприятии сознательно проводится политика накопления сырьевых запасов в связи с перебоями в снабжении и инфляционными процессами, а также в целях дальнейшего роста объема продаж.
В ходе анализа управления заказами нужно рассматривать некоторые стоимостные показатели, которые включают издержки, связанные с заказом товаров, издержки дефицита, издержки по поддержанию и хранению требуемого уровня запасов [10, c.162].
Издержки заказа связаны с размещением заказов и зависят напрямую от частоты, с которой они размещаются. В эти издержки включаются затраты на ведение учетных документов, на подготовительно – заключительные операции, транспортные затраты по перемещению товаров между складами и предприятиями. Во-вторых, есть издержки хранения, включающие стоимость капитала, который омертвлен в запасах, расходы на содержание товара на складе и другие расходы, связанные с физическим присутствием товаров [6, c.307].
После определения среднего остатка запасов нужно добавить некоторые другие издержки, которые зависят от размера запасов. Обычно они включают затраты по уплате налога на имущество и страхованию запасов, затраты вследствие недостач или из-за ограничения срока хранения, операционные расходы, которые связаны с хранением запасов (к примеру, за пользование отоплением, светом, за аренду занимаемых площадей и т.д.) [14, c.106].
Таблица 4
Определение уровня издержек на хранение запасов
Показатели |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Итого |
Средний остаток запасов |
47927 |
96580 |
179090 |
323597 |
Налоги |
959 |
1932 |
3582 |
6472 |
Страхование |
671 |
1159 |
1791 |
3621 |
Устаревание |
1198 |
1545 |
2507 |
5251 |
Уценка |
240 |
618 |
716 |
1574 |
Общая стоимость |
3067 |
5254 |
8596 |
16918 |
Если принять за 10 процентов “стоимость упущенной возможности”, то мы получим стоимость содержания запасов (в виде коэффициента):
16918 / 323597 + 0,10 = 0,15.
Иначе говоря, стоимость содержания запасов на каждые 100 руб. запаса составляет в год 15 руб.
Основной целью логистического анализа является классификация используемых запасов по ряду критериев для увеличения точности планирования, операций контроля, регулирования и уменьшения расходов [3, c.160]. Однако наибольшая стоимость материальных средств приходится на относительно малое число их номенклатурных позиций. Данную закономерность в социально-экономической сфере теоретически обосновал и открыл еще в 1897 г. В. Парето. На основе законе Парето и правила «20-80» основывается распространенный широко в логистике метод управления контроля многономенклатурными запасами – метод АВС-анализа [11, c.52].
Применяя аналитическую функцию программы «1С-торговля», определим логистическую концепцию развития ООО «Бизнес Консалт» [12, c.39].
Для выяснения, какие группы товаров вносят основной вклад в продажи ООО «Бизнес Консалт», проведем АВС-анализ товаров (табл. 5).
Проведя анализ вклада каждой позиции в оборот ООО «Бизнес Консалт» и выделив 8 групп товаров, которые заслуживают повышенного внимания, поскольку именно они дают фирме 80% выручки, можно сделать выводы о том, что лидерами продаж выступают следующие товарные группы:
- сыр твердый;
- масло сливочное;
– творог и творожные сырки;
- молоко.
Таблица 5
АВС-классификация товаров молочной группы по критерию «доля в обороте»
№ п/п |
Наименование товарной группы |
Вклад в оборот в % |
Сумма с нарастающим итого |
Группа |
1 |
Сыр твердый |
28,5 |
28,5 |
А |
2 |
Масло сливочное |
25,96 |
54,45 |
|
3 |
Творог, творожные сырки |
7,87 |
62,33 |
|
4 |
Молоко |
4,68 |
67,01 |
|
5 |
Кефир |
4,82 |
71,83 |
|
6 |
Сыр плавленый |
3,6 |
75,45 |
|
7 |
Ряженка |
3,57 |
79 |
|
8 |
Мороженое |
1,1 |
80,1 |
|
9 |
Прочее |
19,9 |
100,00 |
В и С |
100,00 |
Позиция «творог, творожные сырки» требует постоянного внимания, по этой позиции недопустим дефицит, требуется ее реклама и постоянное продвижение. Далее видно, что молоко и кефир приносят большой оборот, но он достигается из-за нескольких топовых товаров, т. е. большая вероятность того, что оборот по всей группе при исчезновении этих топовых товаров сразу упадет [10, c.204].
Судя по таблице, сыр твердый и масло сливочное дают 59,28% всего оборота; молоко – 8,25%; творог, творожные сырки – 7,87%; сыр плавленый – 3,6% от оборота; мороженое – 1,11%; прочие – 19,90%. В прочие вошли дорогие сорта сыров, молочные коктейли, йогурт, молочная продукция для детского питания, которые, несмотря на довольно большой вклад в оборот, служат сопутствующими товарами и в складских запасах относительная доля которых около нуля. Важно заметить на этом этапе, что, хотя сыры твердые дают огромный вклад в оборот, эта группа товаров включает порядка 100 наименований различного сорта, и в среднем ее вклад – на один вид 650 тыс. руб.; то же самое относится к молоку. Позиция же «творог, творожные сырки», внося вклад всего 7,87%, состоят из 15 видов, из которых лишь 2 требуют постоянного наличия на складе, т. е. ее средний вклад – на один вид 3 484 тыс. руб.