Файл: Логистическая технология JIT (Понятие логистики в зарубежной и отечественной литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При многочисленных достоинствах метода АВС-анализа есть следующие ограничения в его применении [13, c.68]:

– АВС-анализ не дает возможности провести оценку сезонных колебаний продаж, принимать решения нельзя только на базе этого анализа без учета другой информации (трендов развития, сезонности, жизненного цикла товара, моды), иначе из поля зрения выпадут новинки и сезонные товары;

– АВС-анализ может давать неверные результаты, если для анализа мало информации: статистика менее 3-х месяцев не дает возможности представить объективную оценку вкладу товаров в результат ООО «Бизнес Консалт», поэтому, к примеру, все новые виды творожных сырков и молочные коктейли попали в группу С;

– АВС-анализ дает искаженные результаты там, где много однотипных товаров различных производителей, которые полностью замещают друг друга. Пример – сыр «Швейцарский» производства ООО «Пречистенский молочный продукт» и ООО “Кипринский молочный завод” совершенно взаимозаменяемые позиции. Пришлось объединять в данном анализе белорусские и российские сыры, всех латвийских производителей, что заняло много времени в расчетах и регулярно проводиться не может.

Существуют методы дифференциации ассортимента - анализ ABC и анализ XYZ, позволяющие выделять товарные группы, поставку которых имеет смысл организовать по схеме «точно в срок». 

2.3. Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности ООО «Бизнес Консалт»

XYZ-анализ дает возможность провести классификацию запасов, рассмотренных при проведении АВС-анализа, в зависимости от точности прогнозирования изменений в их потребности и характера их потребления, что для ООО «Бизнес Консалт» особенно важно.

При проведении XYZ-анализа группировка ресурсов производится в порядке возрастания коэффициента вариации.

К категории X относятся ресурсы, характеризующиеся незначительными колебаниями в их расходе, стабильной величиной потребления и высокой точностью прогноза.

Категорией Y являются ресурсы, потребность в которых характеризуется известными тенденциями (допустим, сезонными колебаниями); возможность их прогнозирования средняя.

Ресурсы, которые относятся к категории Z, нерегулярно потребляются, невысокая точность их прогнозирования [13, c.69].


Формула для расчета коэффициента вариации имеет вид [4, c.337]:

(2)

где хi – значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период,

x – среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,

n – количество периодов.

Рекомендуемое распределение коэффициента вариации по группам [1, c.321]:

– КВ = 0–10% – группах Х;

– КВ = 10–25% – группа Y;

– КВ > 25% – группа Z.

Рекомендации по закупке для групп:

X – закупка происходит синхронно процессу потребления;

Y – нужно создание запасов;

Z – требует индивидуальных заказов по закупке.

В такой сложной деятельности, как снабжение товарами розничных и оптовых торговых сетей, на запасы и продажи влияет огромное число факторов: регулярность поставок, сезонность спроса, колебания цен у конкурентов на аналогичные товары. Эти все факторы будут вызывать колебания продаж и, как следствие, высокие коэффициенты вариации [1, c.322].

Даже если в продажах позиция имеет устойчивый спрос (как в случае с твердыми сырами), она попадает в группу Y или Z с большой долей вероятности. В этом проявляется особенность этого анализа: он отражает отклонения от среднего значения, устойчивые или неустойчивые продажи. А что является причиной этого – рост или падение продаж или неравномерность поставки, XYZ-анализ не знает. Будут достоверны результаты XYZ-анализа в том случае, если анализируется довольно длительный временной период. Проведение XYZ-анализ невозможно, если поставки идут с перебоями или в ассортименте много новых товаров [4, c.339].

Наложение данных анализа XYZ на данные АВС-метода образовывает 9 групп ресурсов (рис.5), для каждой из них нужно разработать свои техники управления, каждая из групп при этом имеет две характеристики: точность прогнозирования потребности в запасах и их стоимость [6, c.310].

В результате совместного проведения анализа АВС и XYZ выделяются ключевые, наиболее важные ресурсы компании и устанавливаются на этой основе приоритеты в структуризации бизнес-процессов.

Наибольшего внимания требуют группы АХ, AY и AZ, для них нужно тщательно планировать потребности, нормировать расход, проводить тщательный (ежедневный) учет и контроль, постоянно анализировать отклонения от запланированных показателей.

Причем для категории АХ необходимо рассчитывать оптимальную величину закупок и применять технологию «just in time».

А для категории AZ использовать эффективнее систему снабжения по запросам, обязательно рассчитывая величину страхового запаса [7, c.250].


Рисунок 5 - Совмещенная матрица АВС-XYZ

Для запасов категории СХ, CY, CZ нужно применять укрупненные методы планирования [6, c.306].

Логистический анализ с использованием методов АВС и XYZ является достаточным для разработки типовых методик для эффективного управления запасами в логистической системе [12, c.40].

Исследуем разные варианты образования различных классификационных категорий продуктовых позиций.

Используем результаты АВС-анализа по средним запасам за 2017 г., информацию XYZ-анализа по стабильности спроса и построим совмещенную матрицу. АВС-XYZ-анализ показал, что в группу вошло достаточно позиций ассортимента с коэффициентом вариации менее 10% (рис. 6 и рис. 7).

Это группа товаров, по которой с небольшой ошибкой можно проводить прогнозирование объема реализации и формировать оптимальную политику управления запасами.

Творог, творожные сырки

Дорогие виды сыров

Молочная продукция для детского питания

Молоко

Кефир

Сыр плавленый

Ряженка

Простокваша

Молочные коктейли

Йогурт

Спред сливочный

Рисунок 6 - Совмещенная матрица АВС и XYZ-анализа по группам товаров

АХ (значительный вклад в запасы, продажи стабильны)

AY (значительный вклад в запасы, продажи колеблются)

AZ (значительный вклад в запасы, продажи нестабильны)

ВХ (средний вклад в запасы, продажи стабильны)

ВY (средний вклад в запасы, продажи колеблются)

ВZ (средний вклад в запасы, продажи нестабильны)

СХ (малый вклад в запасы, продажи колеблются)

СY (малый вклад в запасы, продажи колеблются)

СZ (малый вклад в запасы, продажи нестабильны)

Рисунок 7 - Общая характеристика групп АХ-CZ

Первое, на что внимание нужно обращать, это группа товаров А и В. Они дают основной вклад в складские запасы ООО «Бизнес Консалт», и важно, чтобы всегда они были в наличии. Целесообразно делать по группе А повышенный запас, поскольку, если закончится этот товар, ООО «Бизнес Консалт» потеряет большую часть оборота. Применение совмещенного АВС-XYZ-анализа дает возможность регулировать складской запас и оптимизировать закупочную политику [13, c.70].


Классификация по категориям АВС отвечает за коммерческий аспект управления запасами с точки зрения их влияния на экономический результат компании. Классификация по категориям XYZ соответственно выражает логистический аспект управления запасами, устанавливает характер влияния неопределенности спроса [3, c.160]. Следовательно, анализ показал, что для разных групп товаров нужно применять различные модели управления запасами.

Товары группы «АХ». Сюда вошли творог и творожные сырки, для которых характерна стабильность спроса высокий складской запас. Можно спрогнозировать продажи этой группы. Важно по этой позиции иметь запас, но он избыточным не должен быть. Вся творожная продукция на сегодняшний день в ООО «Бизнес Консалт» завозится с ООО «ЯСНА»; необходимо предусмотреть поставки с ООО «Молкомбинат Николаевский» на случай, если сорвет сроки поставки основной поставщик, но к запасному поставщику обращение будет довольно редким. Страховой запас может быть невысоким, но к минимальному запасу можно прибавить 100% на случай колебания спроса [1, c.362].

Определим страховой запас, точку заказа и экономически обоснованный заказ для позиции «Творог, творожные сырки». Поставка производится из ООО «Курский молочный комбинат» г. Курск автотранспортом, время движения фуры в пути 2 дня (950 км); происходит нередко перенос сроков производства на 5–8 дней. В день продается в среднем 1000 ед. продукции. Интервал поставки составляет 30 дней.

Таблица 6

Средние запасы и издержки на хранение творожков за 2017 г., руб.

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Средний остаток запасов

64134

75432

98322

86877

324765

Издержки на хранение

2500

2500

2500

2500

10000

Принимая «стоимость упущенной выгоды» за 15%, получим стоимость содержания запасов (в виде коэффициента):

S = 10000 / 324765 + 0,15 = 0,18

Стоимость содержания запасов на каждые 100 руб. запаса составляет 18 руб. в год, или S = 18%. Посчитаем размер экономически обоснованного заказа при помощи модели Уилсона:

ÝÎÇ = √(2 * 360 * 420,44 * 1000) / (0,18 * 8,4) = 14150 ед. или 0,566 т.

В 2018 г. планируется сохранить объемы продаж на уровне 4,2 т продукции. Значит, оптимальное число поставок в году составляет 13,8.


Формула Уилсона работала бы, но по условиям завода-изготовителя в нашем случае поставки происходят всего 12 раз в году, следовательно, мы не можем ее применить. Ясно, что для минимизации расходов нам не обойтись без запасного поставщика. Чтобы получить товар у запасного поставщика, нужен также подготовительный период – 2 дня. Учитывая, сколько дней осталось до точки заказа (15-е число), необходимо заказать 1000 * число оставшихся дней.

Следовательно, рекомендуется следующая система управления запасами (табл. 7):

Таблица 7

Рекомендованная система управления запасами для ООО «Бизнес Консалт»

Наименование

Средний ежедневный спрос (ед.)

Страховой запас (ед.)

Точка заказа (ед.)

Размер заказа (ед. / кг)

Управление запасами: ежедневный мониторинг остатков, обращение к резервному поставщику при указанном условии

Творог обезжиренный, 1,8%м жирности

Исключить из ассортимента, есть замена 1,8%м жирности! Привозить только под заказ

Творожок «Черника»

1000

10000

Новосибирск, 15- го ежемесячно, если на складе менее 40 000 ед. (1000+10000)

30000 / 1200

В день, когда количество становится меньше 15000 ед., делается заказ резервному поставщику 1000 ед. * количество дней до даты заказа

Творожок «Персик»

150

1500

Новосирирск, 15- го ежемесячно, если на складе менее 6 000 ед. (150+1500)

4500 / 180

В день, когда количество становится меньше 2250 ед., делается заказ резервному поставщику 150 ед. * количество дней до даты заказа

Творожок «Вишня»

28

Возить только под заказ от резервного поставщика в г. Вологда

Творожок «Ваниль»

25

250

Новосирирск, 15- го ежемесячно, если на складе менее 1000 ед. (750+250)

750 / 30

Допускается отсутствие на складе

- 15-го числа каждого месяца делается заказ творожок «Черника» 40 г в размере 30 000 ед. или 1,2 т (1000 шт. * 30 дн. = 30000 шт. или 30000 шт. * 0,04 кг = 1200 кг);

- проводится ежедневный мониторинг, и при наступлении точки заказа (15000 ед.) осуществляется немедленно заказ творожка у запасного поставщика (1000 * число оставшихся до 15-го числа дней);

- если 15-го числа количество творожка на складе больше или равно 40000 ед. (30000 ед. + страховой запас 10 000 ед.), заказ не делается.