Файл: Логистическая технология JIT (Понятие логистики в зарубежной и отечественной литературе).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы логистики и логистических концепций
1.1. Понятие логистики в зарубежной и отечественной литературе
2. Анализ логистической деятельности в ООО «Бизнес Консалт»
2.2. Исследование процесса формирования логистической политики
2.3. Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности ООО «Бизнес Консалт»
Содержание:
Введение
На сегодняшний день в России достаточно высокий уровень логистических издержек на размещение заказов, поставку продукции, складирование, внешней транспортировки. Данные показатели существенно снижают эффективность торговли и производства, а также они отрицательно влияют на конкурентоспособность компаний и страны в целом.
Основной задачей для руководителя при возникновении подобных проблем становится определение именно такой логистичекой концепции, которая бы помогла грамотно выйти из подобных ситуаций.
Одной из таких концепций, применяемых во всем мире, а также в России является технология «точно в срок» (Just-in-time).
Актуальность темы исследования продиктована тем, что применения в России концепции «точно в срок» представляет собой снижение больших производственных запасов и издержек в сфере производства.
Целью курсовой работы является разработка и обоснование рекомендаций, направленных на совершенствование концепции логистики организации.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- изучить теоретические основы логистических концепций;
- провести анализ организации снабжения на предприятии ООО «Бизнес Консалт»;
- разработать и обосновать мероприятия по совершенствованию логистических процессов в ООО «Бизнес Консалт».
Объектом исследования является предприятие ООО «Бизнес Консалт».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе логистической деятельности.
Проведенное исследование основывается на научных подходах, сложившихся к настоящему времени, в сфере логистики, экономики, управления.
При выполнении работы применялась совокупность экономических и общенаучных методов познания: экономико-статистический, аналитический, расчетно- математический, сравнительный и экспертный методы.
Теоретико-методологические аспекты и практический инструментарий логистики применительно к проблемам отечественной экономики изложены в работах Б.А. Аникина, А.М. Гаджинского, Е.А. Голикова, М.Ш. Доветова, М.Е. Залмановой, К.В. Инютиной, Д.Д. Костоглодова, Д.Т. Новикова, Б.К. Плоткина, А.Н. Родникова, В.И. Сергеева, А.И. Семененко, С.А. Уварова, В.В. Щербакова и других авторов.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются научные работы отечественных и зарубежных учёных, нормативные и законодательные акты РФ, финансовые и статистические данные ООО «Бизнес Консалт», результаты научных исследований, публикации в специализированных изданиях и Интернет-сети.
1. Теоретические основы логистики и логистических концепций
1.1. Понятие логистики в зарубежной и отечественной литературе
Логистика является стремительно развивающейся экономической наукой. В связи с этим ее терминология и понятийный аппарат постоянно уточняются, дополняются и наполняются новым содержанием.
В зарубежной и отечественной литературе встречаются различные подходы к определению понятия логистики. Так, Американское общество инженеров-логистов предложило следующее определение: логистика есть искусство и наука управления, техники и технической активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации намеченных операций во имя достижения поставленной цели [9, c.22].
Французские специалисты трактуют логистику как совокупность различных видов деятельности в целях получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции [4, c.34].
В немецкой науке под логистикой подразумевается процесс планирования, реализации и контроля эффективных и экономных с точки зрения затрат технологий перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры [6, c.27].
Российские научные школы также не имеют единого подхода к определению логистики. Точки зрения отдельных их представителей приведены в табл. 1.
Таблица 1
Определения понятия логистики российскими учеными и специалистами
Научная школа |
Автор |
Определение |
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов |
Щербаков В.В., д-р экон. наук, проф. |
Логистика — «наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов» [7, c.23] |
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет |
Лукинский В.С., д-р техн. наук, проф. |
Логистика — «наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов» [9, c.8] |
Государственный университет — «Высшая школа экономики» |
Сергеев В.И., д-р экон. наук, проф. |
Логистика «(в широком смысле) — наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов». Логистика «(в узком смысле — с позиции бизнеса) — инструментарий интегрального управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующим достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов» [4, c.21] |
Государственный университет управления |
Аникин Б.А., д-р экон. наук, проф. |
Логистика — наука «управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации» [8, c.12] |
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова |
Степанов В.И., д-р экон. наук, проф. |
Логистика — «система управления потоковыми процессами, в том числе процессом товародвижения в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования» [6, c.24] |
Московский государственный автомобильнодорожный институт (технический университет) |
Миротин Л.Б., д-р техн. наук, проф. |
Логистика — «наука об организации совместной деятельности специалистов ключевых функциональных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи «закупки сырья — производство продукции — сбыт — распределение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов» [11, c.20] |
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) |
Альбеков. А.У., д-р экон. наук, проф. |
Логистика — «наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [1, c.9] |
Таким образом, в курсовой работе мы будем придерживаться определения, что логистика — это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов
Логистика охватывает все стадии воспроизводства — снабжение, производство товаров и услуг, сбыт, включая транспортировку и хранение — как единый процесс преобразования предмета труда в продукт труда и рассматривает этот процесс с позиции движения потоков. Она проявляет себя прежде всего на уровне предприятия, руководствующегося соответствующей бизнес-идеей [10, с.45].
Однако современная логистика предполагает выход за рамки воспроизводственного цикла и расширяет охват до масштабов жизненного цикла товара, включающего в себя, помимо стадий воспроизводства, стадии потребления продукта труда и утилизации. Использованная для развития предпринимательства логистика получает название предпринимательской логистики.
В соответствии с логистической концепцией предпринимательства, принятой в качестве производной от базовой концепции, процесс управления предприятием представляется в виде совокупности бизнес-проектов — согласованных мероприятий, подчиненных главной стратегии предприятия — укреплению его рыночной позиции, а также устойчивому развитию, характеризующемуся максимизацией прибыли на долгосрочном временном горизонте [14, c.104]. При таком подходе становятся необходимыми преодоление локального образа мышления и реализация комплексных решений, готовность к внедрению логистических инноваций.
Логистическая концепция предприятия требует установления новых партнерских отношений с покупателями и поставщиками [2, c.56]. Она также предполагает исключение всего «лишнего» (с точки зрения профильной деятельности) и закрепление в собственном в бизнесе всего «необходимого» — решения такого характера должны обосновываться действием описанного выше принципа оптимальности.
Характеристика логистической концепция Just in time
Одной из самых известных концепций транспортной логистики является концепция “точно в срок” (just-in-time, JIT). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов. Она основана на довольно простой бинарной логике управления запасами, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции [5, c.88].
Подобная синхронизация есть не что иное, как координация снабжения и производственного менеджмента. В дальнейшем концепция была успешно применена в дистрибуции, системах сбыта готовой продукции, а сегодня - и в макрологистических системах.
В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы как на производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и, соответственно, производственной программы [6, c.107].
Логистическая концепция JIT характеризуется основными чертами, представленными на рисунке 1 [9, c.131].
Рисунок 1 – Основные черты логистической концепции JIT
В концепции “точно в срок” существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов (компонентов), полуфабрикатов и готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание [10, c.117].
В соответствии с этой концепцией поставщики становятся по существу партнерами производителей готовой продукции в их бизнесе. Для эффективной реализации технологии JIT компании должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой [3, c.157].
Особенно важными для систем JIT являются 5 элементов производственного управления и планирования, представленные на рисунке 2 [14, c.105].
Рисунок 2 - Элементы управления и планирования для системы JIT
Основной упор в системах JIT сделан на достижение стабильных, уравновешенных рабочих графиков. С этой целью, основные производственные графики разрабатываются так, чтобы обеспечить равномерную рабочую загрузку производственных мощностей [8, c.176].
Как правило, в системах «точно-в-срок» действуют очень тесные связи с поставщиками, которые должны обеспечить частые поставки небольших партий высококачественных изделий. Суть в том, чтобы на поставщика можно было полностью полагаться, не сомневаясь, что его поставки будут соответствовать определенному уровню качества и не нуждаться в проверках со стороны покупателя [9, c.201].
Технологические изменения являются самыми дорогостоящими среди всех перечисленных операций. Системы JIT сокращают расходы, уменьшив число и частоту проведения подобных операций [6, c.195]. Например, поставщик доставляет изделия непосредственно на производство, полностью минуя склады, — тем самым упраздняется деятельность, связанная с помещением материалов на склад и последующим перемещением их на производственные участки.
Основными преимуществами технологий «точно в срок», объясняющими их широкое распространение в логистической практике, являются (рис. 3) [10, c.156]:
Рисунок 3 – Основные преимущества технологии JIT
C основными недостатками системы «точно в срок», а также недостатками для покупателей и поставщиков можно ознакомиться в таблице 2 [14, c.106].
Таблица 2
Основные недостатки системы JIT
Недостатки системы JIT |
Недостатки для покупателя |
Недостатки для поставщика |
1. Сложность обеспечения высокой согласованности между стадиями производства продукции; |
1. Организация подобных систем может требовать высоких начальных затрат |
1. Организация подобных систем может требовать высоких начальных затрат |
2. Значительный риск срыва производства и реализации продукции. |
2. Отсутствие нужного товара. |
2. Платежи распределяются во времени на протяжении всего срока действия контракта. |
3. Повышение стоимости в связи с отказом от покупки крупных партий. |
3. Вероятность ошибочных заказов при изменении потребностей и объемов продаж покупателя. |
|
4. Проблемы с доставкой и транспортом, связанные с необходимостью частых перевозок. |
4. Повышение издержек по хранению и доставке товара. |
|
5. Увеличение затрат по охране и страхованию. |
Таким образом, суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное.
Важно также отметить, что как у рассматриваемой логистической системы распределения ресурсов JIT, так и у любой другой известной системы, всегда присутствуют как недостатки, так и преимущества.