Файл: Процессы принятия решений в организации (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и особенности управленческих решений
1.2 Влияние внешних и внутренних условий на процесс принятия решений
1.3 Системы поддержки принятия решений
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Информационные технологии могут проявить значительное воздействие на производственную работу, область сервиса, занятость населения и в жизнедеятельности людей в общем.
В настоящее время, информация, получаемая из различных областей деятельности народного хозяйства, рассматривается, как реальный производственный ресурс, которые неровне с материальными ресурсами учувствует в хозяйственной детальности, может быть приобретён или передан, быть причиной или следствием принятия управленческих решений.
Исходя из этого, можно сформулировать определение информационной технологии – «представляет собой объединение методов, производственных и управленческих процессов, а так же комплекса программно-технических средств, соединенных в единую технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор информации, ее обработку различными методами, хранение на постоянной основе в базе данных, распространение, преобразование и представление информации с целью уменьшения трудоемкости производственных процессов или их полной автоматизации, за счет использования определенного информационного ресурса или технологии. Так же за счет использования информационной технологии достигаются повышение качества и надежности, результатов технологических процессов и оперативность их выполнения.
Любая информационная технология имеет следующие характеристики:
- предметом обработки технологического процесса и процессов сбора, хранения и представления являются данные;
- целью работы информационной технологии является получение информации о предметной области или объекте информатизации;
- выбор способов воздействий, с помощью которых достигаются определенные цели и способы получения результата, а именно управляющие функции процессов производится лицами, принимающими решения или руководящие процессами;
- за счет использования информационной технологии улучшаются показатели надежности, достоверности, полноты и оперативности получения информации [1].
Процессы управления и принятия решений по существу являются информационными, т.е. процессы на основании информации о предприятии, а так же информации о состоянии объекта управления формулируют и оформляют предложения, решения и результаты анализа в виде информационных потоков, которые могут быть применены для получения определенного материального результата.
Любое управленческое решение должно подкрепляться материальными или финансовыми ресурсами, информацией сопровождающих данные процессы и обоснование данного решения имеющимися исходными или оперативными данными, а так же моделированием ситуаций.
На рисунке 1 представлена схема перемещения информации по уровням информационной системы предприятия.
Рис. 1. Схема движения информации
Информационные технологии предоставляют способы и возможности для управления и учета всех производственных показателей деятельности, автоматизации работы отдельных видов деятельности или полной автоматизации технологических и производственных процессов. Причем управление и принятие решений по данным решениям будет подчинено единой информационной среде в области управления для руководящего уровня.
Поскольку ресурсы организации имеют определенные ограничения, то важным факторов является их оптимизация, принятие правильного и своевременного решения об их использовании и накоплении, планировании для достижения максимального экономического эффекта.
Подбор и внедрение информационной технологии в среду управления производится за счет анализа следующих факторов:
- видом и сферой деятельности предприятия;
- типом предприятия;
- структурой и моделью управления предприятием;
- поставленными задачами в сфере управления;
- информационной структурой и составом технической архитектуры.
Архитектура СППР должна выбираться с учетом нужд организации, а не из-за пристрастий разработчиков к каким-то способам проектирования или средствам разработки. Архитектура СППР представлена на рисунке 2 [3].
Пользовательский интерфейс – это взаимодействие системы с клиентом с помощью сенсоров, курсора, клавиатуры – со стороны пользователя и отображение результатов поиска в графическом изображении со стороны системы.
Рис. 2. Архитектура СППР
Бизнес – логика – это совокупность правил, принципов и функций приложения. Бизнес - логика разрабатывается на основе полученных данных во время исследования объекта. Проще говоря — это, исполнение правил и ограничений автоматизируемых процессов.
Управление данными – хранение, копирование, выборка и удаление данных, с которыми работает приложение.
Грамотное построение IT-архитектуры предприятия не только позволяет добиться максимальной надежности и производительности IT- инфраструктуры в целом, но и оптимизировать затраты на её обслуживание и развитие.
Системы управления включают несколько подсистем, которые представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Подсистемы системы управления
Различные типы систем на предприятиях связаны друг с другом, взаимосвязь которых показана на рисунке 4 [6].
Рис. 4. Схема взаимодействия подсистем ИС
Информационные системы поддержки принятия решений разрабатываются и внедряются для обслуживания и поддержки различных интересов комплексного управления, т.е. охватывать все сферы деятельности предприятия.
Анализ различного рода информации, которая относится к деятельности организации, является непременной частью бизнеса и управления, ключевым фактором повышения рентабельности и конкурентоспособности предприятия и улучшения его финансовых показателей. Сфера поддержки принятия решений для руководителей различного уровня может осуществляться на основании проведения анализа данных деятельности компании, получения в результате анализа и учета хозяйственных, финансовых и прочих операций прогнозных значений.
Для выполнения данных действий обычно используются системы поддержки принятия решений. Т.е. программно-аппаратных систем, которые имеют в своем составе помимо базовых компонентов вводы вывода информации, а так же хранения и предоставления данных еще и компоненты анализа, визуализации данных, проведение исследования и прогнозирования по определенным критериям и правилам. Данные компоненты могут основываться на математические и статистические модели и логические модули построения программ и цепочек анализа зависимостей.
Информационная система в своей основе имеет комплекс программных, технических средств, математического обеспечения, а так же людские ресурсы, которые обеспечивают ввод, обработку и представление данных которые имеются в хранилище системы.
Ключевым фактором появления новых возможностей у информационных систем является в развитии математического комплекса обработки данных, т.е. тех математических и имитационных моделей, которые позволяют на основе имеющихся данных генерировать совершенно новую информацию, производить по ней изучение предметной области и предлагать новые решения.
Способы анализа и изучения данных, на основании которых производится поддержка принятия решений, основываются на унифицированные и стандартные математические и статистические инструменты [5].
Образно схема работы аналитиков и экспертов представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Схема работы специалистов по поддержки принятия решений по предметной области
Анализ предметной области обычно производят различные аналитики и эксперты, которые могут быть как в штате организации, так и привлекаться по мере необходимости, для реализации разовых проектов, или же проведения комплекса работ. Задачей аналитиков является подготовка данных, и приведение их к пригодному для анализа виду. В дальнейшем к полученным данным могут применяться различные методы анализа. Любой метод анализа данных должен быть понятен для человека его использующего. Должны быть понятны и прозрачны факторы, которые могут влиять на то или иное решение, должны быть четко сформулированы и определены критерии, при изменении которых происходит настройка точности анализа, а так же полученный результат должен быть однозначен, понятен для восприятия и не должен допускать двусмысленных толкований.
Результат такого анализа может быть использован руководителями управленческого уровня, или же людями принимающими решения в рамках своих полномочий и зон ответственности. Такой подход к анализу и использованию моделей позволяет без лишних усилий и затрат производить изучение имеющихся данных, и руководителям различного уровня осуществлять поддержку принимаемых решений. При том руководителю нет необходимости вникать в работу механизмов и моделей, а достаточно убедиться в надежности и точности модели, которая представляется при расчете.
Для решения такого рода задач могут применяться системы поддержки принятия решений. Поскольку существуют различные виды систем необходимо рассмотреть их классификацию и возможности.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1 Краткая характеристика Администрации
Санкт-Петербург – это город, обладающий собственной историей, традициями, обычаями, и конечно же, определенными особенностями в сфере государственной публичной политики. В настоящее время не существует одной точки зрения на существование государственной публичной политики в Санкт-Петербурге. Некоторые исследователи утверждают, что публичная политика в городе не развита и правительство не прикладывает усилий, чтобы изменить данное положение. Это можно проиллюстрировать на примере центров публичной политики. До своего закрытия в 2006 году РОО «Открытая Россия» проводила различные семинары в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Школа публичной политики». По мнению создателей данного проекта «публичная политика в Санкт-Петербурге нуждается в мероприятиях по развитию и совершенствованию, так как в данный момент ей мало кто занимается[8].
Предполагалось, что в Санкт-Петербурге, как и в 14 других регионах, «Школа публичной политики» будет подготавливать молодых лидеров к публичной политике. В семинарах школы ежегодно с 2003 года по 2006 год участвовали по 40-50 человек – представителей различных партий и общественных организаций, частных лиц. Приведем высказывание эксперта, президента регионального общественного фонда «Индем» Георгия Сатарова, который утверждал, что «для развитой демократии важен навык открытого обсуждения проблем, а в последние годы публичная политика в Санкт-Петербурге начинает скукоживаться»[9]. Это, по словам Г. Сатарова, демонстрирует и отказ В. Путина от теледебатов в ходе предвыборной кампании: «Эта тенденция продолжается с 1991 года. Конечно, дискутирование, скажем, с Малышкиным – это политическое унижение. Но дебаты были превращены в фарс и без Путина. С другой стороны, отказ – это боязнь обсуждения реальных проблем, итогов четырехлетия»[10]. По мнению Сатарова, было бы неплохой идеей в связи с этим пригласить В. Путина и руководство «Единой России» в «Школу публичной политики».
В семинарах «Школы публичной политики» принимали участие многие известные политологи, ученые, чиновники, а также студенты, преподаватели, представители местного самоуправления. «Это был дискуссионный клуб, – сказал директор центра философских исследований российского реформаторства института философии РАН Алексей Кара-Мурза, – это вложение ученых и исследователей в гражданское общество[11]».
Закрытие «Школы публичной политики» – это наглядный пример того, что правительство Санкт-Петербурга в то время еще было не готово к данному виду проявления инициативы со стороны граждан города. Однако в обществе существует потребность в данного вида объединениях и организациях, что можно подтвердить следующим удачным примером.
Отметим, что, рассматривая происходящие в современной России процессы в контексте развития политической модернизации и перехода от жестко-авторитарного режима к демократии, необходимо обратить внимание на процессы появления самих технологий развития тех или иных демократических процедур и институтов. В современных российских условиях вряд ли можно говорить о спонтанных процессах развития демократических (или квазидемократических) процедур – как правило, всегда существуют какие-то группы, действующие в «проектном» режиме. Собственно говоря, такие группы существовали и в советское время, однако практически все они действовали по заказу и под контролем партийного аппарата, в русле господствующей партийной линии, а альтернативные варианты почти никогда не становились достоянием общества. При этом были и исключения, которые должны стать предметом отдельного анализа[12].