Файл: Роль мотивации в поведении организации (СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие мотивации персонала
1.2 Системы мотивации в российских организациях
Глава 2. Разработка мотивационной системы организации на примере ООО «AksMarket»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ состава и динамики персонала
глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации на предприятии
3.1 Разработка системы грейдов
3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации
KKPI = (0,80*0,20+1*0,10+1*0,20+0,66*0,10+1*0,10+0,90*0,10+0,70*0,20) = 0,16+0,1+0,2+0,066+0,1+0,09+0,14 = 0,856
ПKPI = 45000*0,20*0,856 = 7704 руб.
Таблица 3.13 – Показатели выполнения плана для кассира
Цель |
KPI |
Вес, % |
Ед.изм. |
План |
Факт |
Вып. плана, % |
Осуществление операций по приему, учету и выдаче денежных средств |
% к соотношению количества наличности |
30 |
% |
100 |
100 |
100 |
Передача инкассаторам денежных средств |
% к соотношению количества снятия инкассаторами кассы |
10 |
% |
100 |
100 |
100 |
Ведение на основе приходных и расходных документов кассовой книги |
% к соотношению количеству приходных и расходных ордеров |
10 |
% |
100 |
100 |
100 |
Содержание кассового оборудования в надлежащем состоянии |
Количество кассовых аппаратов |
10 |
штук |
3 |
3 |
100 |
Соблюдение лимитов остатков кассовой наличности, установленной для предприятия |
% к лимиту |
10 |
% |
100 |
80 |
80 |
Бережное отношение ко вверенным ценностям |
% к количеству имущества |
20 |
% |
100 |
90 |
90 |
Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя |
% к количеству поручений |
10 |
% |
100 |
100 |
100 |
KKPI = (1*0,30+1*0,10+1*0,10+1*0,10+0,80*0,10+0,90*0,20+1*0,10) = 0,3+0,1+0,1+0,1+0,08+0,18+0,1 = 0,96
ПKPI = 36000*0,10*0,96 = 3456 руб.
В таблице 3.14 приведены сводные данные по показателям выполнения плана для сотрудников ООО «AksMarket».
Таблица 3.14 – Сводные данные по показателям выполнения плана для сотрудников предприятия
Должность |
Оклад, руб. (Б) |
Размер премии, % (РП) |
Максимальная премия, руб. |
Коэф. выполнения показателей (КKPI) |
Факт. размер премии, руб. (ПKPI) |
Управляющий |
90000 |
15 |
13500 |
2,615 |
35302,5 |
Бухгалтер |
85000 |
10 |
8500 |
0,99 |
8415 |
Старший мастер сервисной службы |
67000 |
30 |
20100 |
1,385 |
27838,5 |
Старший продавец |
50000 |
25 |
12500 |
0,782 |
9775 |
Продавец-консультант |
45000 |
20 |
9000 |
0,856 |
7704 |
Кассир |
36000 |
10 |
3600 |
0,96 |
3456 |
Данные таблицы 3.14 показывают, что наибольший коэффициент выполнения показателей у управляющего данного предприятия и у старшего мастера сервисной службы, что, соответственно, отразилось на расчете фактической премии данным сотрудникам.
3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации
Для выявления мотивационной среды деятельности ниже приведен анализ мотивации, принятой в ООО «AksMarket» в рамках применения нематериальных способов мотивации труда сотрудников.
Нематериальными способами мотивации труда в ООО «AksMarket» являются условия труда, наличие оргструктуры.
Условия труда в ООО «AksMarket» благоприятные: имеется оргтехника, которая позволяет сокращать затраты времени, наличие полного ассортимента наглядных материалов: буклетов, листовок, журналов. Ценников и характеристик товара и т.д.
Реквизитная часть позволяет получить информацию, касающуюся респондента: пол, возраст, образование, категория работника, уровень дохода.
Объем выборки был определен в 50 человек продавцов-консультантов.
В первой части анкеты оценивался уровень удовлетворенности респондентов работой в ООО «AksMarket».
1. Распределение ответов на вопрос о том, считают ли сотрудники ООО «AksMarket» хорошим местом работы?
Рисунок 3.1 – Распределение ответов на вопрос
ООО «AksMarket», как работодателя респонденты склонны оценивать достаточно низко. Основной процент опрошенных выбрали ответ «скорее, да» – 60%. В целом положительных ответов 30%. Это очень низкий показатель, но стоит учесть, что абсолютно отрицательных ответов 0%.
Стоит заметить, что почти все негативные отзывы поступили со стороны представителей возрастной группы 30-40 лет. Это, видимо, объясняется тем, что в основном представители этой категории имеют уже достаточный стаж работы, причем многие из них этот стаж выработали в данной организации. За это время они уже могли несколько разочароваться в своих ожиданиях от работы. Некоторые респонденты этой категории уже успели сменить не одно место работы, и им есть, с чем сравнивать, в отличие от молодых работников.
2. Распределение ответов на вопрос о том, удовлетворены ли сотрудники в целом нынешним местом работы?
Рисунок 3.2 – Оценка удовлетворенности местом работы, %
Оценка респондентами своего места работы отстает от оценки компании как работодателя (число положительных отзывов 15%), что говорит о достаточно неуспешном позиционировании компании на городском рынке труда.
Несмотря на указанное отставание от имиджевого показателя ООО «AksMarket» как работодателя, оценка нынешнего места работы респондентами также довольно невысока (скорее, нет – 48%). Доля позитивных суждений по данному поводу (7%).
В соответствии с полученными результатами, степень удовлетворенности местом работы зависит от возраста респондентов: по данным проведения опроса самый высокий показатель неудовлетворенности у представителей старшей возрастной категории и у молодежи.
Как и в случае с оценкой ООО «AksMarket», наблюдается зависимость уровня удовлетворенности рабочим местом от статуса и уровня образования респондентов.
Участники опроса с высшим образованием менее удовлетворены своей работой, чем остальные сотрудники. Видимо, у респондентов, высшего образования не имеющих, несколько ниже планка ожиданий и оценка собственных позиций на рынке труда.
Далее в анкете оценивался уровень мотивации работников к трудовой деятельности. Рассчитывался на основе распределения ответов на вопрос «Что для Вас является наиболее важным в работе?».
Структура приоритетов в сфере трудовой мотивации у работников ООО «AksMarket» явно определяется особенностями деятельности и, соответственно, самого коллектива (доля женщин в выборке опроса составила 60%, мужчин – 40%).
Группа «новых мотивов» (возможность работать самостоятельно, возможность проявлять инициативу, творчески решать задачи) в общей структуре трудовой мотивации работников ООО «AksMarket» более значима.
Молодежь выше оценивает перспективы профессионального роста, а представители более старшего возраста – безопасность, психологический климат в коллективе и уровень заработка.
Оценки респондентов системы мотивации персонала в целом – рисунок 3.3.
Рисунок 3.3 – Оценки респондентов системы мотивации персонала ООО «AksMarket»
В целом респонденты склонны довольно критично оценивать систему мотивации труда, действующую в компании. По вопросу об оценке респондентами системы мотивации персонала ООО «AksMarket» выявлено, что доля негативных мнений в 9 раз превышает долю позитивных суждений. Впрочем, наиболее значительная часть опрошенных предпочла средний, осторожно-нейтральный вариант ответа.
70% опрошенных дали в целом положительные ответы на вопрос «Способствует ли действующая система мотивации труда достижению поставленных перед работником целей?», из них 50% – считают, что способствует отчасти. Это достаточно высокий показатель.
Как показало исследование, в ООО «AksMarket» наиболее распространенным и эффективным методом поощрения является – выплата премии.
Самые распространенные и эффективные способы наказания недобросовестных работников, нарушителей дисциплины в ООО «AksMarket» – выговор, лишение премии, и только в крайнем случае, увольнение.
Чтобы оценить уровень открытости и освещенности системы мотивации и оплаты труда (как ее составной части) в анкете были приведены следующие вопросы:
- достаточно ли вы получаете информации о действующей в подразделении системе мотивации труда?
- насколько легко вы можете получить информацию, касающуюся оплаты Вашего труда за месяц?
- насколько Вы информированы о том, какие показатели определяют размер выплачиваемой Вам премии?
Стоит отметить, что оценка доступности информации об оплате труда довольно таки высока. Доля тех, кто легко, без проблем может получить нужную информацию об оплате труда, составила 69%. Только 19% опрошенных отметили, что получение нужной информации об оплате труда потребует от них определенных усилий. Доля тех, кто, по их собственному мнению, вообще не сможет получить ответов на вопросы, касающиеся оплаты труда, составила лишь 3%.
33% опрошенных считают, что за год система мотивации никак не изменилась, 30% – затруднилось ответить (большая доля среди них молодежи до 25 лет, поскольку молодежь плохо осведомлена о том, какая была раньше система мотивации, так как многие из этой категории имеют небольшой стаж работы на данном предприятии). 20% считают, что система изменилась в худшую сторону, 17% – в лучшую.
В завершении анкетирования по свободным вопросам сотрудникам ООО «AksMarket» были предложены на выбор мотиваторы материального и нематериального характера для того, чтобы оценить в дальнейшем, что из данных мотиваторов выбрать руководству для дальнейшего совершенствования системы мотивации персонала компании.
В качестве типов трудовой мотивации руководство ООО «AksMarket» выбрало определенные из них, во-первых, которые на данный момент не используются предприятием, во-вторых, которые не являются дорогостоящими и «вписываются» в бюджет компании.
Таким образом, данные исследования показали, что в качестве дополнительного материального типа трудовой мотивации сотрудники ООО «AksMarket» выбрали оплату проезда до рабочего места – 43%. В качестве нематериального типа трудовой мотивации сотрудники ООО «AksMarket» выбрали возможности профессионального обучения и повышения квалификации – 65%.
Также 25% респондентов отметили, что им важна повышенная бонусная система оплаты с продаж товаров.
3.4 Оценка эффективности предложенных мероприятий
В таблице 3.15 приведены данные по разработке мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников ООО «AksMarket» .
Таблица 3.15 – Мероприятия, направленные на повышение мотивации сотрудников ООО «AksMarket»
Мероприятие |
Цели |
Задачи |
Положительный эффект |
Оплата проезда до рабочего места продавцам-консультантам |
Материальная мотивация сотрудников |
1. Сократить опоздания сотрудников 2. Нормализация рабочего графика 3. Компенсация расходов на проезд сотрудникам |
Снижение до минимума количества опозданий на работу |
Повышение квалификации сотрудников |
Нематериальная мотивация сотрудников |
1. Повышение процента крупных продаж при первом посещении магазина/салона; 2. Снижение необходимости в большом количестве продавцов в торговом зале; 3. Увеличение лояльности и заинтересованность персонала в результате работы; 4. Повышение количества покупающих контактов |
Рост продаж и доходов компании |
Организация рабочего места мастеров по ремонту |
Нематериальная мотивация сотрудников |
1. Снижение задержки выполнения ремонтов; 2. Высокотехнологичное оснащение рабочего места |
Снижение затрат времени на выполнение ремонтов |
Организация места для отдыха и приема пищи |
Нематериальная мотивация сотрудников |
1. Соблюдение правил охраны труда; 2. Снижение времени продавца на прием пищи |
Снижение времени отсутствия продавца в торговом зале |
Ниже приведены необходимые расчеты для выявления затрат, необходимых для реализации предложенных мероприятий.
1. Оплата проезда до рабочего места продавцам-консультантам.
На предприятии работает 65 продавцов-консультантов.
Предлагается 15 сотрудникам, пользующимся собственным автотранспортным средством компенсировать бензин в размере 1500 руб. в месяц на человека. 50 сотрудникам компенсировать проезд на общественном транспорте – абонементный билет («комбинированный» проездной билет) – 800 руб. в месяц на человека.