Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности стресса на рабочем месте
1.1 Понятие, происхождение и диагностика возникновения стрессовых ситуаций на рабочем месте
1.2 Влияние стрессовых ситуаций на здоровье работников
1.3 Основные методы преодоления стресса на рабочем месте
2. Профилактика и снижение уровня воздействия стрессовых ситуаций на работников медиаиндустрии
2.1 Эмпирическое исследование воздействия стрессовых ситуаций на работников медиаиндустрии
2.2 Система профилактических мер по преодолению стрессовых ситуаций на рабочем месте
Резюмируя основные последствия влияния профессионального стресса на работников отметим, что работа в стрессогенной обстановке мобилизует внутренние ресурсы организма и может стать одной из причин возникновения острых нарушений в дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, половой, психической системах организма.
Проанализировав основные методы преодоления профессионального стресса, мы выявили, что в настоящее время универсального метода преодоления профессионального стресса не существует. Осуществить подбор эффективных подходов к управлению профессиональными стрессами можно в том случае, если установлены основные источники возникновения стрессов и стресс-факторы.
Осуществив эмпирическое исследование воздействия стрессовых ситуаций на работников медиаиндустрии мы выявили, что около 20 % респондентов страдают от влияния профессионального стресса. Это послужило основанием для разработки на основании результатов эмпирического исследования профилактических мероприятий в форматах мастер-класса, тренинга и тренировочных занятий, направленных на формирование умения работать только с действительно важными и неотложными задачами, избегая при этом многозадачности для концентрации на поочередном выполнении задач, снижение уровня конфликтности и мышечного напряжения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аллен Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 416 с.
- Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник. М. : Юрайт, 2018. 283 с.
- Данилов А.Б., Прищепа А.В. Управление стрессом. М. : ООО Издательство «Э», 2018. 96 с.
- Жалагина Т.А. Профессиональный стресс и профессиональная деформация личности: учебное пособие. Тверь : Тверской государственный университет, 2015. 163 с.
- Игнатьева Е.С. Как не «сгореть» на работе, или управление стрессом в условиях многозадачности. Самиздат, 2012. 110 с.
- Калмыкова О.Ю. Управление профессиональными стрессами работников организации. Самара : Издательство Самарского университета, 2017. 171 с.
- Майсак Н.В. Девиации в профессиях социономического типа: теоретико-эмпирическое исследование: монография. М. : КНОРУС, 2016. 360 с.
- Моросанова В.И. Диагностика саморегуляции человека / В. И. Моросанова, И. Н. Бондаренко. М. : Когито-Центр, 2015. 297 с.
- Нестерова О.В. Управление стрессами. М. : Московская финансово-промышленная академия, 2012. 320 с.
- Профессиональные стрессы / под ред. А. В. Дмитриевой, С. В. Федоровой. Якутск : Издательский дом СВФУ, 2017. 66 с.
- Савельев Д.В. Медицина: профессиональные стрессы, производственные конфликты и рекомендации по их разрешению. Спб. : НПЦ ПСН, 2018. 261 с.
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. Спб. : Питер, 2008. 220 с.
- Старченкова Е.С., Водопьянова Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения. СПб.: Речь, 2011. 322 с.
- Тарасов Е.А. Как победить стресс. М. : Айрис-пресс, 2002. 345 с.
- Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. М. , 2009. 364 с.
- Факторы риска и профилактика профессионального стресса и выгорания / под редакцией Ю. Ю Горблянского. Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2019. 113 с.
- Хлыстунов С.Ю. Как победить профессиональный стресс. М. : Библос, 2019. 288 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб: Питер 2013. 196 с
- Барабанщикова, В.В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: автореф. дис. ... докт. психол. наук / Барабанщикова Валентина Владимировна. – М., 2016. – 44 с.
- Андреева О. В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий /О.В. Андреева //Высшее гуманитарное образование в динамике местного общества. – 2015. – С. 1655.
- Барабанщикова В. В., Климова О. А. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях / В.В. Барабанщикова, О.А. Климова //Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1. – С. 52 – 60.
- Иванова Н.Л. Проблема профессиональных деформаций личности в современных исследованиях / Н.Л. Иванова //Психология обучения. – 2012. – №. 3. – С. 4 – 15.
- Канищева Т.М. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика. VI региональная научно-практическая конференция с международным участием. – 2015. – С. 64 – 67.
- Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – №2. – С. 75 – 85.
- Леонова А.Б. Стресс и копинг поведение: факторы развития профессионально-личностных деформаций // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конференция. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / Отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Т. 2. – КГУ им. Н.А. Некрасова Кострома, 2013. – С. 122–124.
- Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестник Тамбовского университета. – 2015. – № 4 (144). – С. 77-84.
- Труфанова Т.А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – Т. 11. – № 8. – С. 72-79.
- Гусенко М. ВВП на нервах // Российская газета. – №230 [Электронный ресурс] – URL: https://rg.ru/2016/10/11/bolshe-60-procentov-rossiian-ispytyvali-stress-na-rabote.html. – дата обращения: 17.09.2019 г.
- Доклад Международной организации труда о последних событиях в области статистики труда и занятости от 6 – 9 марта 2018 г. [Электронный ресурс] – URL: https://millenniumindicators.un.org/unsd/statcom/49th-session/documents/2018-18-Employment-R.pdf. – дата обращения: 11.09.2019 г.
- Международная классификация болезней десятого пересмотра [Электронный ресурс] – URL: https://mkb-10.com/index.php?pid=4257. – дата обращения: 17.09.2019 г.
- Синичкина С. Минтруд: Для 85% россиян работа приносит стресс и болезни [Электронный ресурс] – URL: https://life.ru/t/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5/912872/mintrud_dlia_85_rossiian_rabota_prinosit_striess_i_boliezni. – дата обращения: 15.09.2019 г.
- Статистика стресса [Электронный ресурс] – URL: http://lossofsoul.com/STRESS/statistics.htm. – дата обращения: 15.09.2019 г.
- Хетагурова Э., Евсеева Д. Уровень профзаболеваемости рекордно снизился за пять лет [Электронный ресурс] – URL: https://iz.ru/771250/elina-khetagurova-daria-evseeva/uroven-profzabolevaemosti-rekordno-snizilsia-za-piat-let. – дата обращения: 15.09.2019 г.
- Hoehn Charlie. Play It Away: A Workaholic's Cure for Anxiety. CharlieHoehn.com, 2014. 168 p.
- Kuper H., Marmot M. Job strain, job demands, decision latitude, and risk of coronary heart disease within the Whitehall II study // J. Epidemiol. Community Health. — 2003. — Vol. 57, № 2. — Р. 147–153.
- Manuck S.B. Cardiovascular reactivity in cardiovascular disease // Int. Behav. Med. — 1999. — Vol. 1. — Р. 4–31.
- Pickering T.G. Mental stress as a casual factor in the development of hypertension and cardiovascular disease // Curr. Hypertens. Rep. — 2001. — Vol. 3. — Р. 249–254.
Тест на профессиональный стресс
(авторы – Азарных Т.Д., Тыртышников И.М.)
Инструкция. Прочитайте предложения и выберите тот пункт, который наиболее подходит для вас. Постарайтесь отвечать искренне и долго не размышлять над вариантами ответа.
1. Два человека, хорошо вас знающие, обсуждают вас. Какие из следующих утверждений они, вероятнее всего, стали бы использовать:
а) Х – очень замкнутый человек, кажется, что ничто сильно его (ее) не бес покоит.
б) X – великолепный человек, но вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.
в) Кажется, что в жизни Х все всегда происходит не так, как надо.
г) Я неизменно нахожу Х очень скучным и непредсказуемым.
д) Чем меньше я вижу X, тем лучше.
2. Присущи ли вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей:
- чувство, что вам редко удается сделать что-либо правильно; чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку; плохое пищеварение; плохой аппетит; бессонница по ночам;
- кратковременные головокружения и учащенное сердцебиение; чрезмерная потливость в отсутствие физической нагрузки и жары; паническое ощущение в толпе или в закрытом помещении; усталость и недостаток энергии;
- чувство безнадежности («какая польза во всем этом»); слабость или тошнота без каких-либо внешних причин; очень сильное раздражение по поводу мелких событий; неспособность расслабиться по вечерам; регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром; трудности в принятии решения;
- невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;
- слезливость;
- убеждение, что вы ни с чем толком не можете справиться; недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;
- нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт; неспособность сказать «нет», когда тебя просят что-то сделать; ответственность большая, чем та, с которой вы можете справиться.
3. Насколько вы оптимистичны в настоящее время:
а) больше, чем обычно;
б) как обычно;
в) меньше, чем обычно.
4. Нравится ли вам смотреть спортивные состязания?
- Да
- Нет
5. Можете ли вы позволить себе понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?
- Да
- Нет
6. Можете ли вы в разумных пределах (профессиональных и личностных) говорить откровенно:
а) с начальником;
б) с коллегами;
в) с членами семьи.
7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в вашей жизни:
а) вы сами.
б) кто-то другой.
8. Когда вас критикуют на работе руководители, как вы обычно чувствуете себя:
а) сильно огорченным;
б) умеренно огорченным;
в) слабо огорченным.
9. Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого:
а) часто;
б) иногда;
в) только изредка.
10. Испытываете ли вы большую часть времени чувство, что у вас есть неулаженные конфликты с коллегами?
- Да
- Нет
11. Объем выполняемой вами работы превышает отведенное для этого время:
а) постоянно;
б) иногда;
в) только изредка.
12. Часто ли вы представляете себе, какие у вас профессиональные перспективы:
а) как правило, да;
б) иногда;
в) лишь изредка.
13. Могли бы вы сказать, что обычно у вас достаточно времени, которое вы тратите на себя?
- Да
- Нет
14. Если вы хотите обсудить с кем-либо свои проблемы, легко ли вам обычно найти слушателя?
- Да
- Нет
15. Находитесь ли вы на пути, более или менее обеспечивающем достижения ваших главных жизненных целей?
- Да
- Нет
16. Вы скучаете на работе:
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
17. Вы с удовольствием собираетесь на работу:
а) в большинстве случаев;
б) в некоторые дни;
в) лишь изредка.
18. Чувствуете ли вы, что на работе по достоинству ценят ваши способности и дела?
- Да
- Нет
19. Чувствуете ли вы себя по достоинству вознагражденным на работе за ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение по службе)?
- Да
- Нет
20. Есть ли у вас чувство, что ваши руководители:
а) активно мешают вам в работе,
б) активно помогают вам в работе.
21. Если бы 10 лет назад вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким вы являетесь в настоящий момент, вы бы сочли себя:
а) превзошедшим собственные ожидания;
б) соответствующим собственным ожиданиям;
в) не достигнувшим собственных ожиданий.
22. Если бы вы должны были оценить в баллах симпатии самому себе по шкале от 5 (максимум) до 1 (минимум), какой балл вы бы поставили сами себе?
_____________
Интерпретация результатов тестирования.
Сумма баллов по следующим вопросам.
1. а) 0, б) 1, в) 2, г) 3, д) 4.
2. За каждое «да» по 1 баллу.
3, 9, 12, 17, 21. а) 0, б) 2, в) 1.
4, 5, 13, 14, 15, 18, 19. «да» –0, «нет» – 1.
6. За каждое «да» – 0, за каждое «нет» – по 1 баллу.
7. а) 0 , б ) 1.
8. 11, 16. а) 2, б) 1, в) 0.
10. «нет» – 0, «да» – 1.
20. а) 1, б) 0.
22. За «5» – 0, за «4» –1, за «3» –2, за «2» – 1, за «1» – 4.
Расшифровка полученных результатов:
От 0 до 15 баллов, то стресс не является проблемой вашей жизни;
от 16 до 30 баллов, то у вас умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.
от 31 до 45 баллов. Стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем больше вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа вашей профессиональной жизни.
от 46 до 60 баллов. На этом уровне стресс представляет собой главную проблему, и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме (стрессе). Напряжение должно быть ослаблено.
Интервью с телепродюсером телеканала «Пятница» Е. Жигалкиной
Евгения: Добрый день! Выбор профессии для каждого из нас является одним из самых ответственных и перспективных решений. Нравится ли вам ваша профессия?
Екатерина: Да. Я успела поработать в разных должностях в продакшне «Амедия», на телеканалах СТС, Карусель и Пятница и сейчас я могу с уверенностью сказать – создание телепрограмм это мое!
Евгения: Каких принципов вы чаще всего придерживаетесь на работе?
Екатерина: Самое важное – решать все вопросы на берегу. Второй важнейший принцип для меня – максимально скрывать от людей то, насколько ты от них зависим.
Евгения: Часто ли вы переживаете за результаты своей работы? Нервничаете?
Екатерина: Конечно. Телевидение является огромной бюрократической машиной с тяжеловесными процессами. Длительные процессы различных согласований правовых нюансов заставляют переживать за проекты, особенно, когда ты не можешь повлиять на ситуацию, если она изначально кого-то не устроила.
Евгения: Часто ли вам приходится испытывать физические (или психологические) перегрузки, связанные с вашей профессиональной деятельностью?
Екатерина: Безусловно, да. За годы работы я осознала, что в нашей стране мало кто готов идти на встречу, всем хочется максимально заработать денег, даже если это «нафталин». Это один из самых неприятных для меня моментов в работе. Еще один момент, готовность работать 24/7. Третий момент, это гибель проектов еще на стадии «пилотов», я переживаю за каждый свой проект и всегда переживаю, когда проекты «погибают».
Евгения: С каким контингентом людей вам чаще всего приходится сталкиваться по работе? Возникает ли у вас желание изменить профессию?
Екатерина: Многие мои проекты обкатаны уже давно, вся команда которых уже обкатана. Часто в последнее всремя сталкиваюсь с молодыми и креативными людьми, для меня это очень приятно. Сменить профессию? Сложный вопрос для меня… Я привыкла к российской реальности на телевидении, привыкнуть к иному для меня будет сложно, особенно, если попытка провалится. Потому, скорее нет.
Евгения: Благодарю вас за ответы!
Интервью с креативным продюсером телеканала «СТС» Н. Клибановой
Евгения: Добрый день! Выбор профессии для каждого из нас является одним из самых ответственных и перспективных решений. Нравится ли вам ваша профессия?
Наталья: Я работала в нескольких In-House продакшн, отвечающих за обслуживание телеканалов. В настоящее время я работаю на телеканале СТС. В принципе, это единая структура по сути. Всю сознательную жизнь я посвятила телевидению, для меня моя профессия за эти годы стала синхронной с жизнью в принципе.
Евгения: Каких принципов вы чаще всего придерживаетесь на работе?
Наталья: Жестко контролировать все подконтрольные процессы. Это важно, не хочется из-за упущенных мелочей «пятнать» свое честное имя. Я сама всегда стараюсь этому соответствовать и всегда требую этого от подчиненных.
Евгения: Часто ли вы переживаете за результаты своей работы? Нервничаете?
Наталья: Ну а как иначе? Конечно. Я всегда переживаю за свою работу. Без рисков в нашей профессии никуда. Не все можно показывать, есть вещи, которые показывать нельзя. Всегда переживаю за выбор времени для вывода программы в эфир.
Евгения: Часто ли вам приходится испытывать физические (или психологические) перегрузки, связанные с вашей профессиональной деятельностью?
Наталья: Конечно, для того, чтобы контент был популярен и был интересен зрителю, приходится «пахать». Это ведет к организационным недостаткам. Редко удается расслабиться или отвлечься, хотя в глубине души я понимаю, что не смогу все предусмотреть, даже если буду работать по 24 часа в сутки. Очень часто не хватает времени, в спешке упускаю важные детали, потом корю себя за это. Кроме того, сейчас создать контент для канала стоит чрезвычайно дорого, ни один канал не может позволить себе рисковать и делать все за свой счет. Порою мне сложно приходится исключительно из-за тревожных ожиданий по проектам.