Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. В современных условиях люди все чаще сталкиваются с тем, что для построения успешной карьерной стратегии им приходится работать в режиме мультизадачности. Многие работодатели воспринимают умение работать в режиме многозадачности как одно из важнейших преимуществ соискателя. Однако чаще всего это приводит к тому, что люди трудятся в напряженном графике, понижая тем самым свою продуктивность. Работник, вынужденный выполнять множество дел одновременно, не в состоянии концентрироваться сразу на всех задачах, что приводит к тому, что он постоянно должен пребывать в режиме переключения между задачами. Это ведет к потере концентрации внимания, ухудшению памяти, повышенной утомляемости, и как следствие, к возникновению стрессового состояния под влиянием объективных и субъективных факторов.

Согласно результатам опросов, произведенных сотрудниками Министерства труда и социальной защиты РФ в 2016 году, более 60% работников испытывают профессиональный стресс [31]. По данным, представленным в докладе Международной организации труда о последних событиях в области статистики труда и занятости в 2018 году, «стресс на работе является одной из причин повышенной смертности» [29]. Проанализировав неутешительные статистические данные, мы пришли к выводу о том, что проблема профессионального стресса в настоящее время актуальна как никогда.

Цель курсовой работы заключается разработке рекомендаций, направленных на снижение уровня профессионального стресса у работников медиаиндустрии.

Для достижения цели в работе будут решаться следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие, сущность и современные методы диагностики возникновения профессионального стресса;
  2. изучить основные последствия влияния профессионального стресса на работников;
  3. описать основные методы преодоления профессионального стресса;
  4. проанализировать воздействие стрессовых ситуаций на работников медиаиндустрии;
  5. обобщить результаты эмпирического исследования и разработать систему профилактических мер по преодолению профессионального стресса.

Объект исследования – профессиональный стресс. Предмет исследования – преодоление профессионального стресса у работников медиаиндустрии.


Обзор источников информации. Для того чтобы охарактеризовать степень разработанности темы курсовой работы, нами было произведено изучение научной литературы по теме исследования, в ходе которого было выявлено несколько групп источников.

К первой группе нами были отнесены источники, раскрывающие понятие и сущность профессионального стресса. Большое внимание изучению этой темы уделено в работах В.В. Барабанщиковой, Т.А. Жалагиной, Д.В. Савельева, Н.В. Самоукина, Р.А. Тиграняна.

Во второй группе приводится развернутая теоретическая характеристика основных причин возникновения стрессовых ситуаций и методов их диагностики. Данные вопросы рассмотрены в работах Н.Е. Водопьяновой, Н.Л. Ивановой, А.Б. Леоновой, В.И. Моросановой, Ю.В. Щербатых.

В третьей группе работ представлены источники, в рамках которых всесторонне рассматриваются способы профилактики и преодоления стрессовых ситуаций. К этой группе мы отнесли труды А.Б. Данилова, Е.С. Игнатьевой, О.Ю. Калмыковой, Т.М. Канищевой, А.В. Прищепа, Т.А. Труфановой.

В качестве дополнительных источников информации нами были использованы онлайн-источники, медиапубликации в СМИ, а также материалы, полученные в ходе интервью с Е. Жигалкиной, Н. Клибановой, А. Оганяном.

Методы написания курсовой работы. В ходе написания работы были комплексно использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования. Такие методы теоретического исследования, как теоретический и функциональный анализ, позволили, опираясь на базу литературных источников по исследуемым вопросам, проанализировать предмет исследования. Методы эмпирического исследования (тестирование, проведение экспертных интервью с продюсерами телеканалов) были необходимы в процессе непосредственного сбора и компоновки практического материала по предмету исследования.

Структура работы. Для раскрытия поставленной цели была определена следующая структура работы: введение, две главы, подразделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и приложения. Названия глав и параграфов соответствуют их содержанию.

1. Теоретические аспекты сущности стресса на рабочем месте


1.1 Понятие, происхождение и диагностика возникновения стрессовых ситуаций на рабочем месте

В наше время понятие «стресс» всё более прочно проникает в обиход граждан. С изменением интенсивности жизни проблема стресса приобретает все большую уникальность: ежедневно каждому из нас приходится адаптироваться под динамично меняющиеся условия существования. В связи с этим рассмотрение взаимосвязи профессиональной деятельности человека с возникновением у него стресса на рабочем месте становится чрезвычайно актуальным.

Слово «стресс»[1] было заимствовано из английского языка. Одним из родоначальников понятия стресса является канадский физиолог Ганс Селье, определивший стресс как «совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т. е. к сопротивлению, борьбе или бегству» [5, С. 14].

Согласно трактовке Т.А. Вира и Дж. Е. Ньюмана, профессиональный стресс представляет собой «состояние, вызванное взаимодействием людей и их работы, которое характеризуется глубинными изменениями, не позволяющими людям нормально функционировать на рабочем месте» [27, С. 74].

В ряде зарубежных исследований, посвященных изучению понятия и сущности трудового стресса, даются определения явления как в узком, так и в широком смыслах. Например, С. Касл предлагает трактовать «стресс в труде» как в узком, так и в широком смысле. В узкой трактовке профессиональный стресс стоит рассматривать как «превышение требованиями среды возможностей субъекта, которые необходимы для их удовлетворения» [27, С. 73]. В широком же смысле под профессиональным стрессом, по мнению С. Касла следует понимать «неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек—среда», которая включает не только узкое толкование, но и связи между потребностями человека и возможностями их удовлетворения в трудовой среде» [27, С.74].

Н.Е. Водопьянова, проанализировав ряд зарубежных публикаций, выделяет следующие источники, провоцирующие возникновение стрессовых ситуаций [2]:

  • ненормированный режим трудовой деятельности (отсутствие четкого режима работы, интенсивный режим деятельности, работа в режиме многозадачности и т. д.);
  • роль работника в организации (большая ответственность, напряженные отношения с коллективом и т. д.);
  • коммуникативные факторы (затруднения в процессе коммуникаций с коллегами и т. д.);
  • трудности построения деловой карьеры (несоответствие желаемой и действительной должности, отсутствие понимания с руководством и т. д.);
  • организационная культура и психологический климат (несоответствие нормам корпоративной этики, аморальное или неэтичное поведение и т. д.);
  • внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семье, трудности в личной жизни и т. д.)

Проанализировав понятие и источники возникновения профессионального стресса, нами были сгруппированы 4 основополагающие группы признаков стресса, наиболее характерные для профессий социономического типа[2]: когнитивная, эмоциональная, физическая, поведенческая.

Под когнитивными симптомами, сигнализирующими о наличии симптомов профессионального стресса следует отмечать различны проблемы с запоминанием новой информации, неорганизованность, затруднения при принятии решения, снижение концентрации внимания, неумение предвидеть последствия своей деятельности, негативные взгляды на жизнь, тревожность, регулярные недосыпания, повышенная тревожность;

– эмоциональные симптомы: переменчивость настроения, агрессивность, панические атаки, невозможность расслабиться, ощущение перегруженности, одиночество, депрессия, тревожность, беспокойность, раздражительность, попытки самоубийства, гипертрофированная реакция на маленькие неприятности;

– физические симптомы: болезненные ощущения, бруксизм, диарея или запор, частое мочеиспускание, изжога, боль в животе, тошнота и головокружение, артериальная гипертензия, гипотония, расстройства верхних дыхательных путей, заикание, судороги, тик, боли в шее и спине, шумы в ушах, повышенное потоотделение, сухость во рту, раздражение на кожных покровах, аллергические реакции, быстрая утомляемость, слабость;

– поведенческие симптомы: голодание, переедание, недосыпание, стремление к одиночеству, пренебрежительное отношение к выполнению обязанностей, вредные привычки, неврозы, навязчивость, лживость, отсутствие дисциплинированности, проблемы с коммуникациями в коллективе [2, 7, 21, 26]. Опираясь на данный перечень, можно выделить группу риска среди сотрудников. Чем больше из указанных признаков наблюдается у человека, тем более выраженный у него стресс.

В общем виде процесс диагностики профессионального стресса представим как модель развития дисбаланса профессиональной роли работника, представленной на рисунке 1. Фундаментальную основу современной разработки данной модели заложили в рамках своих трудов В.В. Барабанщикова, Т.А. Труфанова [21, 26]. В основу данной модели заложено представление о том, что каждый человек реагирует на одни и те же профессиональные требования различным образом. Для одних требование может казаться удобным и стоящим, в то же время другие работники могут счесть их стрессогенными. В том случае, если профессиональная стрессоустойчивость человека ниже требований профессиональной роли, будет возникать профессиональный стресс [19].


Требования профессиональной роли

Профессиональная стрессоустойчивость

Адекватное ролевое поведение

Профессиональный стресс

Рис.1. Модель дисбаланса профессиональной роли

Все это приводит к тому, что работники социономической сферы регулярно находятся под воздействием психоэмоционального напряжения, при этом до настоящего времени в литературе нет единого мнения о возможных коррелятах между степенью профессиональной стрессоустойчивости, напряженностью труда и изменениями психологических функций работников под воздействием профессионального стресса.

Остановимся на различных способах практической диагностики профессионального стресса.

В настоящее время разработано множество программ для диагностики работников различных сфер. Например, Н.В. Самоукина разработала диагностическую программу для банковских служащих [10]. Однако, как и во многих методиках, в данной так же имеются недочеты: не предусмотрена психодиагностика уровня стресса конкретного рабочего места; диагностические методы едины для всех категорий персонала банка (т.е. в них не учитываются требования профессиональной роли).

Ю.Г. Семеновым разработана диагностическая модель исследования организационно-производственного стресса в контексте анализа корпоративной культуры, включающую в себя ряд организационных стрессоров (организационный беспорядок; деформация сферы мотивации организационного поведения; прессинг ресурсных ограничений; организационные патологии; условия работы, негативно сказывающиеся на здоровье и последствия их воздействия и др.) и последствия их воздействия (расстройства ощущения, восприятия, представления; расстройства памяти и интеллекта и т.п.) [8].

На наш взгляд, наиболее проработанной и актуальной в настоящее время является комплексная диагностико-превентивная система «Интегральная диагностика и коррекция стресса», разработанная А.Б. Леоновой. Система создана на основе упорядочения проявлений стресса в рамках трехуровневой иерархии: диагностика, интерпретация и превентивные меры [24].

Таким образом, профессиональный стресс представляет собой напряжённое состояние работника, сформировавшееся у него в результате длительного воздействия различных факторов, связанных с его профессиональной деятельностью. Влиянию стресса подвержены все люди, однако реакция на одни и те же профессиональные требования у каждого работника индивидуальна. Основные причины возникновения профессионального стресса можно условно разделить на субъективные (напрямую зависящие от личности работника: внутриличностные и межличностные) и объективные (условия труда, непредвиденные обстоятельства и т.п.).