Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения основной задачи исследования и достижения цели работы по разработке комплекса адекватных психологических профилактических методов преодоления напряженности умственного труда и профессионального стресса у работников медиаиндустрии нами было осуществлено психологическое исследование в офисах трех телеканалов: «СТС», входящего в состав АО «СТС Медиа» (125284, Москва, Ленинградский пр-т, д. 31А, стр.1, Бизнес Центр «МонАрх»); «Пятница» и «ТНТ» (129090 Москва, Олимпийский проспект, д. 14), входящих в состав холдинга АО «Газпром-медиа Холдинг» (123022, Москва, ул. Рочдельская, д. 20).

Все представленные телеканалы являются развлекательными, ориентируются на целевую аудиторию в возрасте от 14 до 44 лет. Ядро телеканалов составляют молодые зрители в возрасте от 18 до 30 лет. Медиаконтент телеканалов: комедийные сериалы и шоу, реалити, шоу талантов, киносериалы и полнометражные фильмы.

Для выявления степени подверженности сотрудников стрессам на работе и основных факторов, его провоцирующих, мы взяли интервью у 3 продюсеров телеканалов (расшифровки интервью представлены в приложениях Б, В, Г).

В процессе интервью нам удалось выявить, что сотрудники довольны своим местом работы и занимаемой должностью, однако, они регулярно подвергаются ряду факторов, ведущих к формированию профессионального стресса. К ним относятся:

  • физические перегрузки;
  • переутомление;
  • нехватка времени;
  • конфликтные ситуации;
  • длительные процессы согласования;
  • сложные правовые аспекты, ограничивающие творческую деятельность.

Эмпирическая часть исследования проводилась в период с 5 по 25 сентября 2019 года. В качестве респондентов были выбраны работники телеканалов, занимающие должности продюсеров различных направлений. В общую выборку исследования вошли 30 респондентов (по 10 респондентов от каждого телеканала) в возрасте от 27 до 54 лет. Такая численность респондентов на наш взгляд является оптимальной для формирования на основе их ответов развитой (хотя и неточной с количественной точки зрения) типологической картины, которая послужит отправным пунктом для разработки рекомендаций.

Все респонденты, принявшие участие в нашем исследовании, были продиагностированы по тесту на профессиональный стресс, разработанному Т.Д Азарных, И.М. Тыртышниковым. Более подробное описание теста, применяемого нами в ходе эмпирического исследования, представлено в приложении А.

Отметим, что данное эмпирическое исследование не являлось полностью контролируемым, в связи с чем в его дизайне наблюдается ряд методологических проблем. К их числу считаем необходимым отнести специфичность тематики исследования, обстановку в трудовом коллективе, накладывающую ограничения на качество информации, полученной в ходе тестирования. Это выражалось в повышенном уровне добровольных отказов от участия в исследовании, а также в получении социально желаемых ответов.


Тестирование осуществлялось только при наличии полного добровольного согласия самих обследуемых, которым, предварительно, в общем виде, объяснялись цель и задачи настоящего исследования.

Каждому респонденту были выданы соответствующие индивидуальные бланки теста для ответов на вопросы.

Все респонденты не ограничивались нами во времени выполнения методик, так как ограничение тестируемых по времени не входило в инструктивные требования теста.

Рассмотрим результаты обработки бланков с ответами респондентов, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования

Уровень профессионального стресса

Результаты сотрудников «СТС»

Результаты сотрудников «ТНТ»

Результаты сотрудников «Пятница»

Низкий

0-15 баллов

2 (20%)

3 (30%)

3 (30%)

Умеренный

16-30 баллов

4 (40%)

5 (50%)

6 (60%)

Высокий

31-45

3 (30%)

2 (20%)

1 (10%)

Крайне высокий

46-60

1 (10%)

0 (0%)

0 (0%)

Согласно данным, полученным в результате обработки ответов респондентов, крайне высокий уровень профессионального стресса был выявлен только у 1 сотрудника (3,33% от общей выборки исследования). Это свидетельствует о том, что для данного сотрудника профессиональный стресс представляет проблему, поскольку он может оказаться близок к стадии истощения в общем адаптационном синдроме (стрессе). В связи с этим ему требуется принять меры для ослабления психоэмоционального напряжения.

Высокий уровень профессионального стресса был зафиксирован у 6 респондентов (20%), что свидетельствует о том, что в настоящее время стресс представляет безусловную проблему в данной среде работников, сосредоточенных на проблемах производства медиаконтента. В связи с этим прослеживается очевидная необходимость разработки коррекционных действий и анализа профессиональной жизни сотрудников.

При этом для 23 респондентов (76,67%) характерен низкий и умеренный уровень стресса, что является отличным результатом для профессионалов, уделяющих большое внимание работе, возлагая на себя при этом огромную ответственность. Тем не менее, даже на данном этапе необходимо проанализировать ситуацию и выбрать способы разумного снижения влияния стресс-факторов.


Для изучения объективно существующих взаимосвязей между качественными показателями распределения результатов по телеканалам, нами был использован математико-статистический метод ранговой корреляции, расчет которого был произведен при помощи автоматизированного метода математической статистики в виде программы «SPSS Statistics 24.0». В ходе анализа сравниваются дисперсии распределений значений.

Для расчетов нами был выбран Т-критерий Стъюдента. Целью проведения данного вида корреляционного анализа являлось выявление зависимости между переменными. На основе значения мы сможем делать выводы о наличии статистически значимых различий между результатами сотрудников телеканалов «СТС» и «ТНТ». Полученные результаты представлены в таблицах 2 и 3.

Использование данного метода было направлено на сравнение значений двух выборок на основе количества баллов, набранных ими в ходе диагностики для формулировки заключения о том, различаются ли статистически или нет результаты диагностики двух групп респондентов, имеющих различные значения.

Таблица 2

Статистика группы по тесту Стьюдента

Показатель

Группа респондентов

N

Среднее

Станд. отклонения

Стандартная средняя ошибка

Уровень профессионального стресса

«СТС»

10

24

4,87165

1,06032

«ТНТ»

10

21

4,06467

0,98382

Перед тем как приступить к анализу, мы убедились в том, что имеющиеся у нас данные соответствуют нормам нормального распределения.

Таблица 3

Результаты расчета критериев для независимых выборок

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

«СТС»

«ТНТ»

«СТС»

«ТНТ»

«СТС»

«ТНТ»

1

14 

13 

-10 

-8 

100 

64 

2

15 

14 

-9 

-7 

81 

49 

3

19 

15 

-5 

-6 

25 

36 

4

25 

17 

-4 

16 

5

26 

19 

-2 

6

29 

20 

-1 

25 

7

21 

-23 

529 

8

36 

22 

12 

144 

9

37 

34 

13 

13 

169 

169 

10

38 

35 

14 

14 

196 

196 

Суммы:

240

210

0

0

1274

536

Среднее:

24

21


Поскольку Р-уровень критерия Ливиня более 0,05, то дисперсии сравниваемых распределений значений статистически достоверно не различаются, был выбран тип t-критерия, предполагающий равенство дисперсий. Результаты анализа свидетельствуют о том, что статистически значимых различий между группами выборок в уровне профессионального стресса не имеется, поскольку эмпирическое значение критерия находится в зоне незначимости (зона значимости в промежутке 2,1 – 2,88).

Таким образом, результаты, полученные в ходе данного эмпирического исследования, свидетельствуют о необходимости разработки профилактических мер, направленных на помощь руководящим работникам медиаиндустрии с целью преодоления ими стрессовых ситуаций на рабочем месте.

2.2 Система профилактических мер по преодолению стрессовых ситуаций на рабочем месте

Опираясь на результаты, полученные в рамках эмпирического исследования, профилактические меры будут направлены на преодоление следующих стресс-факторов:

  • нехватка времени;
  • конфликтность;
  • переутомление.

Цель создания данного комплекса – формирование условий, снижающих влияние стрессовых ситуаций на работников, занятых в сфере медипроизводства.

Были определены основные задачи, которыми мы руководствовались при создании комплекса мер:

1. расширение представлений работников о психологических мерах преодоления стресс-факторов на работе;

2. организация разнонаправленной помощи;

3. привлечение сотрудников к участию в мероприятиях с наименьшим ущербом для их текущей профессиональной деятельности.

Представим систему профилактических мер в виде таблицы (таблица 4).

Таблица 4

Тематический план рекомендованных мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального стресса у работников медиаиндустрии

№ п/п

Тема

Формы проведения

1

2

3

1.

«Умное» планирование задач

Мастер-класс

2.

Антистрессовая помощь

Тренинг

3.

Экспресс-курс медитативных практик

Занятия с инструктором


Для наглядного представления приведенных выше форм и практических методов представим план занятия.

План мастер-класса «Умное планирование задач»

Время проведения: 40 минут.

Цель: научить эффективно распределять рабочее время.

Задачи мероприятия:

  • сформировать желание изучать природу в разное время года;
  • сформировать умение работать только с действительно важными и неотложными задачами, избегая при этом многозадачности для концентрации на поочередном выполнении задач;
  • научить правильно распределять свое рабочее время и производственную нагрузку.

Основные этапы мастер-класса.

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Основная часть.
  4. Выполнение практического задания.
  5. Оценка результатов деятельности.
  6. Рефлексия.

Выводы по 2 главе

В рамках данной главы нами было осуществлено эмпирическое исследование воздействия стрессовых ситуаций на работников медиаиндустрии. Согласно результатам исследования, у 20 % респондентов был зафиксирован высокий уровень профессионального стресса, что в настоящее время стресс представляет безусловную проблему в данной среде работников, сосредоточенных на проблемах производства медиаконтента. Это свидетельствовало о необходимости разработки коррекционных действий и анализа профессиональной жизни сотрудников.

На основании результатов эмпирического исследования нами были подобраны профилактические мероприятия в форматах мастер-класса, тренинга и тренировочных занятий, направленных на преодоление следующих стресс-факторов:

  • нехватки времени;
  • конфликтности;
  • переутомления.

Заключение

Цель данной курсовой работы заключалась в разработке рекомендаций, направленных на снижение уровня профессионального стресса у работников медиаиндустрии. Для достижения поставленной цели были сформулированы и успешно решены поставленные исследовательские задачи.

Представляем краткие результаты по решенным задачам.

Анализ научной литературы по вопросу определения понятия, сущности и современных методов диагностики возникновения профессионального стресса позволил нам выявить, что профессиональный стресс в общем виде представляет собой напряжённое состояние работника, сформировавшееся у него в результате длительного воздействия различных факторов, связанных с его профессиональной деятельностью. Влиянию стресса подвержены все люди, однако реакция на одни и те же профессиональные требования у индивидов существенно отличаются. К основным причинам возникновения профессионального стресса можно отнести как субъективные (напрямую зависящие от личности работника: внутриличностные и межличностные), так и объективные (условия труда, непредвиденные обстоятельства и т.п.) причины. Среди широкого набора методов, используемых для диагностики уровня стрессовых состояний, в настоящее время наиболее популярными являются компьютерные программы психологического тестирования.