Файл: Финансы акционерных обществ (Теоретические основы финансов и их роли в деятельности акционерных обществ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент «бета» является очень важным показателем для оценки доходности финансового актива, так как поведение данного коэффициента существенно влияет на динамику доходности. Положительный коэффициент «бета» говорит о том, что динамика доходности актива имеет одинаковую направленность с рынком. В случае отрицательного коэффициента можно говорить о динамике доходности актива, противоположной рынку.

В Разделе 2 данной работы будет проведена оценка средневзвешенной стоимости капитала ПАО «Аэрофлот».

Глава 2

Практический анализ финансов ПАО «Аэрофлот» на 31 декабря 2017 и 2016 гг

Общая информация о ПАО «Аэрофлот»

Группа «Аэрофлот» – современный авиационный холдинг, крупнейший авиаперевозчик России и один из лидеров европейского рынка авиаперевозок. По итогам 2017 года Группа занимает 40,5% российского рынка по пассажиропотоку.

Головной компанией Группы является ПАО «Аэрофлот» (объект анализа). В состав Группы «Аэрофлот» входят авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Аврора» и «Победа». Мультибрендовая стратегия позволяет Группе успешно расширять присутствие во всех ключевых сегментах рынка на внутренних и международных направлениях. Группа «Аэрофлот» стремится к лидерству среди глобальных перевозчиков.

Основным видом деятельности компании является предоставление услуг в области международных и внутренних пассажирских и грузовых воздушных перевозок, а также предоставление прочих связанных с воздушными перевозками услуг из московского аэропорта «Шереметьево». Компания и ее дочерние предприятия также осуществляют деятельность по таким направлениям, как организация бортового питания авиапассажиров и гостиничные услуги. Ассоциированные предприятия Группы осуществляют деятельность преимущественно в области услуг авиационной безопасности и прочих вспомогательных услуг.

По состоянию на 31 декабря 2017 г. и 31 декабря 2016 г. 51,17% акций компании принадлежало Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В свободном обращении у институциональных и розничных инвесторов находится 45,2% капитала.


Акции ПАО «Аэрофлот» торгуются на Московской бирже (AFLT) и включены в котировальный лист первого уровня. За пределами Российской Федерации акции компании обращаются в виде глобальных депозитарных расписок на внебиржевом рынке Франкфуртской фондовой биржи.

Стратегия Группы «Аэрофлот» направлена на построение компании мирового уровня, представленной в различных сегментах рынка и географических регионах.

Основой реализации Стратегии Группы «Аэрофлот» является мультибрендовая платформа, которая позволяет каждой авиакомпании Группы занимать свою рыночную нишу, исключая внутреннюю конкуренцию[30].

Оценка структуры и динамики активов и пассивов баланса ПАО «Аэрофлот»

В качестве объекта анализа мы рассматриваем бухгалтерский баланс на 31.12.2017 и 31.12.2016 и отчет о прибылях и убытках за 2017 и 2016 гг. ПАО «Аэрофлот», подготовленные в соответствии с РСБУ (данные с официального сайта компании). Для анализа используется проаудированная отчетность по РСБУ за 2017 год. Все данные в формах отчетности представлены в тыс. руб. Баланс и отчет о прибылях и убытках ПАО «Аэрофлот» за 2017 год представлены в Приложении 1 (Таблицы 1, 2).

Для того, чтобы провести финансовый анализ предприятия, необходимо подготовить отчётность исследуемой организации, то есть проверить достоверность данных, обеспечить их сопоставимость, а также привести бухгалтерские формы к агрегированному виду. Преимущество агрегированной отчетности заключается в ее более лаконичной и наглядной форме. В аналитической отчетности предусматриваются условные обозначения разделов и статей отчетности.

Агрегированные аналитические формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках представлены в Приложении 2 (таблицы 3, 4, 5).

Так как сравнительный анализ проводится только за два последовательных периода, то влияние инфляции на итоговый результат будет несущественным. Таким образом, для целей проводимого анализа не делается корректировка на инфляцию для обеспечения сопоставимости данных. На рисунках 3, 4 представлен анализ структуры активов и пассивов компании.

Рис. 3 Структура активов ПАО «Аэрофлот»

В целом структура имущества ПАО «Аэрофлот» не претерпела существенных изменений в течение 2017 года. Основную долю активов занимают такие оборотные активы, как дебиторская задолженность и денежные средства (75% в 2017 году, 78% в 2016 году). Доля запасов и затрат не изменилась и осталась на уровне 4%.


Рис. 4 Структура пассивов ПАО «Аэрофлот»

Доля собственных источников финансирования существенно не изменилась (увеличение с 46% до 49%). Основной тенденцией в структуре пассивов организации является снижение долговой нагрузки (кредиты и займы) с 16% до 6% и увеличение кредиторской задолженности с 38% до 45%. Таким образом, можно сделать вывод, что компания прибегает к использованию коммерческого кредита для финансирования своей текущей деятельности и меньше полагается на заемное банковское финансирование.

В таблицах 2, 3 показана структура дебиторской и кредиторской задолженности Компании.

Таблица 2

Структура дебиторской задолженности

 

Сумма тыс. руб

Удельный вес %

 

31.12.2017

31.12.2016

31.12.2017

31.12.2016

Дебиторская задолженность

92 169 373

70 171 255

100%

100%

В том числе:

Покупатели и заказчики

33 628 278

28 388 285

36%

40%

Задолженность дочерних и зависимых обществ

20 172

15 492

0%

0%

Задолженность бюджета по налогам и сборам

8 895 816

7 166 873

10%

10%

Продолжение таблицы

Задолженность государственных внебюджетных фондов

465 462

221 701

1%

0%

Авансы выданные

45 019 657

30 080 247

49%

43%

Прочие дебиторы

4 139 988

4 298 657

4%

6%

Основную долю дебиторской задолженности составляют задолженность покупателей и заказчиков (36% и 40% на обе отчетные даты соответственно) и авансы выданные (49% и 43%). Для крупной компании данные строки ДЗ являются наиболее значимыми и существенными.

Таблица 3

Структура кредиторской задолженности

 

Сумма тыс. руб

Удельный вес %

 

31.12.2017

31.12.2016

31.12.2017

31.12.2016

Кредиторская задолженность

82 553 305

68 138 395

100%

100%

В том числе:

Поставщики и подрядчики

30 078 820

20 662 862

36%

30%

Задолженность перед персоналом организации

1 050 948

956 143

1%

1%

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами

58 008

3 471

0%

0%

Задолженность по налогам и сборам

186 801

169 616

0%

0%

Прочие кредиторы

5 696 877

4 697 636

7%

7%

Авансы полученные

45 416 613

41 647 607

55%

61%

Задолженность перед участниками(учредителями) по выплате доходов

65 238

1 060

0%

0%


Основную долю кредиторской задолженности составляют задолженность поставщикам и подрядчикам (36% и 30% на обе отчетные даты соответственно) и авансы полученные (55% и 61% на обе отчетные даты). Данная тенденция логична, так как видно, что компания переориентируется с заемного финансирования (снижение кредитов и займов) на финансирование деятельности с помощью коммерческого кредита (рост кредиторской задолженности).

Оценка ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности деятельности ПАО «Аэрофлот»

Как было отмечено в Разделе 1 под ликвидностью понимается способность активов организации быть своевременно проданными, связанная со временем (обратная связь). Целью нашей оценки является определение данной способности. Критерием оценки являются показатели ликвидности, которые необходимо рассчитать.

Показатели:

А1 – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 – краткосрочная ДЗ и прочие оборотные активы;

А3 – запасы и долгосрочные финансовые вложения;

А4 – внеоборотные активы (за вычетом долгосрочных финансовых вложений) и долгосрочная ДЗ;

П1 – краткосрочная кредиторская задолженность;

П2 – краткосрочные кредиты банков и займы;

П3 – долгосрочные кредиты банков и займы;

П4 – источники собственных средств.

Для того чтобы оценить ликвидность, необходимо составить так называемый баланс ликвидности (Таблица 4).

Таблица 4

Баланс ликвидности ПАО «Аэрофлот», тыс. руб.

Актив (покрытие)

 

Пассив (обязательство)

На 31 декабря 2017 года

На 31 декабря 2016 года

 

На 31 декабря 2017 года

На 31 декабря 2016 года

A1

34 094 269

27 155 606

П1

82 553 305

68 138 395

A2

93 279 179

71 493 207

П2

0

9 308 668

A3

25 787 236

18 342 635

П3

11 054 367

18 543 606

A4

31 345 540

61 366 712

П4

90 898 552

82 367 491


Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что баланс ПАО «Аэрофлот» не является абсолютно ликвидным, так как не выполняется «золотое правило»: , , , .

Однако, несмотря на отсутствие одновременного выполнения данных условий, выполняется второе условие, что говорит о том, что компания в состоянии покрыть краткосрочные кредиты банков и займы краткосрочной дебиторской задолженностью и прочими оборотными активами.

Далее рассчитаем определенные показатели ликвидности[31]:

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности (L1) =
  2. Промежуточный коэффициент покрытия (L2) =
  3. Общий коэффициент покрытия (L3) =
  4. Коэффициент ликвидности по данным чистых оборотных активов (L4) =
  5. Общий коэффициент ликвидности (L5) =

В таблице 5 приведены рассчитанные значения вышеизложенных показателей и сравнение с нормативными значениями.

Таблица 5

Критерии оценки ликвидности баланса ПАО «Аэрофлот»

Наименование показателя

На 31 декабря 2017 года

На 31 декабря 2016 года

Рекомендуемое значение

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (L1)

0,41

0,35

>,= 0,2

2. Промежуточный коэффициент покрытия (L2)

1,54

1,27

>,= 0,7

3. Общий коэффициент покрытия (L3)

1,86

1,51

>,= 2

Продолжение таблицы

4. Коэффициент ликвидности по данным чистых оборотных активов (L4)

0,86

0,51

5. Общий коэффициент ликвидности (L5)

1,07

0,94

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что активы ПАО «Аэрофлот» являются ликвидными, так как коэффициент абсолютной ликвидности и промежуточный коэффициент покрытия выше нормативных значений. Несмотря на то, что общий коэффициент покрытия меньше нормативного значения, видна его тенденция к увеличению (с 1,51 до 1,86) и приближению к нормативному значению. В целом все значения коэффициентов имеют динамику на увеличение, что может говорить о повышении ликвидности баланса организации.

Оценка финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» проводится в целях проверки обеспеченности запасов и затрат источниками финансирования.