Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития ( Теоретические основы местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, в 2009 году была введена процедура снятия глав муниципальных образований. Основаниями для отстранения являются: неисполнение мэром своих полномочий в течение трех и более месяцев; два раза подряд - неудовлетворительная оценка деятельности мэра представительным органом муниципалитета по результатам его годового отчета; несоблюдение и несоблюдение антикоррупционного законодательства; неправильное использование субвенций; просроченная задолженность муниципалитетов за выполнение своих долговых и (или) бюджетных обязательств.

В 2013 году были расширены основания для отстранения главы муниципального образования, а именно признание мэром нарушения межнационального и межконфессионального согласия, возникновения межэтнического конфликта. Право снятия отставки мэра принадлежит представительному органу муниципалитета. Инициатива должна исходить как минимум от одной трети депутатов этого органа или главы региона. Решение об удалении принимается квалифицированным большинством (две трети).

Существующая система межгосударственных отношений также ограничивает муниципальную автономию. Структура доходов местных бюджетов в последние годы говорит о том, что муниципалитеты очень сильно зависят от регионов в плане финансовой поддержки. Доля собственных, фиксированных на долгосрочной основе источников доходов местных бюджетов невелика. Муниципалитеты получают основную часть средств не в виде собственных доходов, а в виде финансовой помощи на более высоком уровне бюджетной системы. Поддержка местных бюджетов из бюджетов более высокого уровня осуществляется с помощью целевых трансфертов - субсидий (для долевого финансирования приоритетных расходов) и субвенций (для финансирования расходов по делегированным полномочиям)[27].

Наконец, межмуниципальное выравнивание становится еще одним мощным инструментом политики. Ожидается принудительный вывод средств муниципалитетов с относительно высокими доходами на душу населения (более чем в два раза в среднем по конкретному региону) в пользу наиболее богатых доходами муниципалитетов региона.

Конституционные гарантии автономии местного самоуправления не позволяют выстроить чисто административную вертикаль его подчиненности. Поэтому усилен контроль и политическими методами. В частности, на муниципальном уровне внедряется пропорциональная избирательная система. Впервые идею о проведении выборов в представительные органы муниципалитетов на партийной основе озвучил Д.А. Медведев в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.


В марте 2011 года эта идея уже была воплощена в законе. Согласно документу, не менее половины мест в представительных органах муниципальных образований, в которых избираются 20 и более депутатов, должны быть распределены по спискам кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально количеству голосов избирателей, которые проголосовал за каждый из списков кандидатов. Внедрение смешанной системы выборов депутатов гордо отвечало интересам политических партий и губернаторов, поскольку новый принцип формирования представительных органов муниципалитетов уменьшил влияние городской администрации на это. Дело в том, что городские власти заинтересованы в наиболее управляемом, слабо структурированном представительном органе, который лишь минимально ограничил бы его влияние. Такое положение дел обеспечивается избранием депутатов по мажоритарной системе, при которой городские власти имеют больше рычагов влияния на избирательный процесс.

Введение пропорционального компонента в избирательную систему повышает ценность партий как участников избирательного процесса. Мажоритарная система, существовавшая на выборах в городе, напротив, способствует независимости депутатов от партий.

Другими словами, использование смешанной системы входит в сферу интересов сторон, поскольку это позволило расширить их представительство на муниципальном уровне и губернаторов, которые контролируют большинство региональных отделений партий, особенно «Единую Россию»[28].

В 2014 году была начата очередная реформа местного самоуправления. В мае 2014 года был опубликован и вступил в силу 136-й Федеральный закон, который создал правовую основу для следующего этапа развития местного самоуправления. Суть этого этапа заключается в расширении прав субъектов Федерации на регулирование местного самоуправления, чтобы региональные власти получили дополнительные полномочия и права на формирование органов местного самоуправления. Согласно 136-му закону, региональные власти получили право определять порядок формирования органов местного самоуправления (ранее это было прерогативой самих местных органов власти); количество членов конкурсной комиссии, сформированной для отбора кандидатов на должность главы администрации муниципального образования (городского управляющего), назначенного региональным правительством, увеличено с одной трети до половины; все члены параллельной комиссии от регионального правительства назначаются губернатором (ранее это было прерогативой регионального парламента); установлена возможность перераспределения полномочий по региональному законодательству между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления; появились два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.


Эти изменения были вызваны следующими причинами: стремление максимально приблизить городские власти к избирателю и его просьбам; стремление дать регионам возможность более эффективно управлять развитием территорий, влиять на социально-экономическую политику в муниципалитетах; необходимость уменьшения числа предлогов для политических конфликтов между мэрами и губернаторами.

В феврале 2015 года был принят 8-й Федеральный закон. Он не только сохранил все предыдущие варианты организации местного самоуправления, но и предоставил еще два новых способа избрать «сильного мэра», то есть глав муниципалитета, который возглавляет местную администрацию: представительный орган из числа депутатов этого тело; Представительный орган из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Другими словами, с одной стороны, этот закон отражает политику усиления роли представительной власти, а с другой - предусматривает возможность избрания «сильного мэра», не на прямых выборах.

Таким образом, сегодня приходится констатировать тенденцию частичной реставрации подчиненного положения, присущего местному самоуправлению советского периода. Происходящая на наших глазах реформа местного самоуправления, как представляется, ведет к существенному повышению степени встроенности местного самоуправления в систему государственной власти.

2 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в РФ на современном этапе

2.1 Общие тенденции и оценка современного состояния местного самоуправления в РФ

Оценка состояния местного самоуправления в такой большой стране, как Россия является сложной, но очень важной задачей, так как местное самоуправление - это самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Это её основа. Тот самый элемент, на котором держится весь механизм государственной машины.

Выявление общих тенденций и оценка современного состояния местного самоуправления проводятся на основе официальной статистической информации, предоставляемой в виде ежегодного бюллетеня «Формирование местного самоуправления в РФ» Росстатом[29].


Так, на 1 января 2018 года в Российской Федерации существует 22327 муниципальных образований, распределение которых по видам представлено в таблице ниже.

Таблица 1 – Муниципальные образования в РФ на 1 января 2018 г.

Всего по РФ

Всего

Муниципальные районы

1784

Городские округа

567

Городские округа с внутригородским делением

3

внутригородские районы

19

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения

267

городские поселения

1589

сельские поселения

18101

Сравним эти данные с показателями на 1 января 2008 года, то есть изучим динамику за десять лет. Всего по Российской Федерации 24207[30]

Таблица 2 – Муниципальные образования в РФ на 1 января 2008 г.

Всего по РФ

Количество (всего)

Муниципальные районы

1793

Городские округа

520

Внутригородская территория города федерального значения

236

городские поселения

1732

сельские поселения

19919

В 2014 году структура муниципалитетов претерпела небольшие изменения - появились городские районы с внутригородскими районами и внутригородские районы. В структуре доходов местных бюджетов основное место продолжает занимать финансовая помощь, которая осуществляется в виде субсидий, субвенций и других средств финансовой поддержки. В общем объеме доходов местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов за 2018 г. составила 61,1% или 2069,0 млрд. руб., что свидетельствует о высоком субсидировании местных бюджетов в России.

Низкий уровень экономической независимости приводит к снижению общего уровня независимости муниципальных образований по отношению к органам государственной власти в регионах Российской Федерации. Ведь такая финансовая помощь носит, как правило, сугубо целевой характер. Что касается других тенденций развития местного самоуправления, то это, прежде всего, расширение взаимодействия муниципалитетов с территориальным общественным самоуправлением.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства в части территории поселения для самостоятельных и под их ответственность по реализации собственных инициатив по вопросам местного значения.


В частности, деятельность ТОСов связана с проблемами жилищно-коммунального хозяйства и другими наиболее актуальными проблемами граждан. Итак, если само население активно вовлечено в работу по благосостоянию, то это помогает создать благоприятную жизненную среду и ответственное отношение людей к своему двору, к своей улице и к городу в целом. Территориальное общественное самоуправление может активно помогать органам местного самоуправления в вопросах повышения качества решения определенных вопросов местного значения[31].

Данная тенденция положительна, так как именно повышение политической культуры населения и приобщение людей к процессу управления местными делами - это залог успешного становления местного самоуправления в России. Так, сам Президент РФ на «Всероссийском Совете местного самоуправления» 25 декабря 2017 года призвал более активно привлекать к этой работе российскую молодежь, а также поощрять общественные инициативы[32]. «Органы местной власти призваны играть ключевую роль в решении важнейших и наиболее чувствительных проблем, определяющих качество жизни людей, таких как совершенствование социальной инфраструктуры, обустройство территорий, обеспечение порядка в ЖКХ». Также недавно обновился состав Совета по развитию местного самоуправления, которому в прошлом году исполнилось 10 лет. Теперь в него входят представители всех типов муниципальных образований: от крупных городских округов до небольших сельских поселений. Это должно повысить эффективность работы по развитию местного самоуправления важность, которой неоднократно подчеркивалась Президентом РФ. В качестве одной из тенденций развития местного самоуправления можно также выделить участие населения в выборе приоритетов благоустройства в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной среды» (2017–2020 годы). Также следует понимать, что определенные корректировки в тенденции развития местного самоуправления внесла напряженная экономико-политическая обстановка, связанная с санкциями США и ряда Европейских стран против России, введенных с 2014 года.

В данной ситуации уменьшение финансовой самостоятельности муниципальных образований вполне объяснимо. Однако даже в этих не самых благоприятных условиях нужно продолжать развитие местного самоуправления, потому как местное самоуправление - это пусть и низшая форма организации власти, но именно она является основой для всего государства.