Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития ( Теоретические основы местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1 Исторические этапы развития местного самоуправления в России
1.2 Правовые основы местного самоуправления в РФ
2 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в РФ на современном этапе
2.1 Общие тенденции и оценка современного состояния местного самоуправления в РФ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной, так как местное самоуправление является одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия. В Конституции также всячески подчеркивается, что это самостоятельный уровень власти, не зависимый от государства и реализующий свои задачи. Вместе с тем не следует забывать, что публичная власть Российской Федерации представляет собой единый механизм. В силу этого даже самостоятельные уровни власти осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом. Местное самоуправление является одним из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.
Местное самоуправление - институт глубоко демократичный, поскольку оно приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в руках государственных органов. В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Местное самоуправление в России имеет собственные исторические корни. Оно формировалось уже в средние века и получило значительное развитие во второй половине XIX века. Одно из ключевых понятий территориального местного самоуправления – муниципальное образование.
Степень разработанности проблематики. Проблемой местного самоуправления занимались такие ученые как Галушкин А.А., Забелина Е.П., Кучеренко П.А., Чихладзе Л.Т., Пашенцев Д.А., Рогачева Л.И., Чихладзе Л.Т. и др.
Объект исследования являются общественные отношения тенденции развития местного самоуправления.
Предметом исследования являются правовые основы местного самоуправления в РФ.
Предмет – территориальные основы местного самоуправления.
Целью курсовой работы является рассмотрение перспективы развития местного самоуправления в РФ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть исторические этапы развития местного самоуправления в России;
- изучить правовые основы местного самоуправления в РФ;
- выявить общие тенденции и оценка современного состояния местного самоуправления в РФ;
- показать направления оптимизации правового регулирования местного самоуправления в РФ на современном этапе.
Методы исследования: исторический, сравнительный, аналитический.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1 Исторические этапы развития местного самоуправления в России
Одним из основных принципов развития местного самоуправления является принцип учета исторических особенностей такого развития. Этот принцип выделяется на основе его прямого упоминания в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его с полным основанием можно отнести к числу принципов местного самоуправления, под которыми следует понимать основные идеи и руководящие начала, на основе которых происходит формирование правовой базы развития местного самоуправления[1].
Важность принципа учета исторических особенностей местного самоуправления определяется тем, что в каждой стране развитие местного самоуправления имеет свои особенности, которые определяются историческим прошлым той или иной страны, менталитетом ее населения, и, в свою очередь, влияет на динамику государственных правовых институтов. В современных условиях формирование и развитие эффективной модели местного самоуправления невозможно без учета и творческого использования накопленного исторического опыта[2]. Кроме того, историческое развитие местного самоуправления является неотъемлемой частью российской правовой традиции, основные принципы долгое время остаются практически неизменными и очень трудно поддаются корректировке[3].
Исторические особенности местного самоуправления проявляются в истории создания и развития различных муниципальных правовых структур и институтов, а также в тех теориях и концепциях, которые влияли на динамику местного самоуправления на каждом конкретном историческом этапе.
Рассматривая историю развития местного самоуправления в России, представляется возможным выделить несколько этапов, которые будут отличаться друг от друга, как в хронологическом, так и в значимом смысле[4].
Любое деление целостного процесса развития местного самоуправления на этапы представляется искусственным, но в то же время оно необходимо и полезно в качестве методологического открытия в рамках использования историко-сравнительного метода. Сопоставление особенностей развития местного самоуправления на разных исторических этапах позволяет выявить существенные особенности этого процесса и выявить основные характеристики того, что мы называем исторической традицией местного самоуправления[5].
В целом исторические этапы развития местного самоуправления в России совпадают с историческими этапами становления национальной государственности. Это легко объяснить. Местное самоуправление в российском контексте всегда было тесно связано с государственной властью, испытывало ее сильное влияние[6]. Процессы централизации неизбежно означали сдвиг в балансе от местного самоуправления к местному самоуправлению, государство пыталось подчинить публичную власть местным властям, чтобы заставить ее служить своим интересам. В то же время в периоды либеральных (в русском понимании слова) реформ государство позволяло расширять полномочия самоуправления, перекладывало на него выполнение некоторых своих функций.
Мы предлагаем выделить следующие этапы развития исторических традиций местного самоуправления в России[7]:
1. древнерусский этап, который берет свое начало в Киевской Руси и включает период феодальной раздробленности;
2. этап Московской Руси, который берет свое начало в период централизации и завершается созданием Российской империи;
3. имперский этап (до реформ середины ХIХ века);
4. позднеимперский этап (середина ХIХ – начало ХХ века);
5. республиканский этап (1917г.);
6. советский этап (1918-1991);
7. современный этап (1991 – по настоящее время).
Можно кратко описать направления формирования исторических традиций местного самоуправления на каждом из этапов их последовательного развития[8].
Первый этап связан с элементами самоуправления в повседневной и политической жизни Киева, а затем Псковской и Новгородской феодальных республик. В то время начало вече было сохранено, а в феодальных республиках на вече избирались также высшие органы власти: садовник, тысячец и даже местный епископ. Вече, которое по своей сути было городским собранием, приняло самые важные решения для жизни города путем голосования[9].
Развитие зачатков самоуправления в период централизации связано, прежде всего, с государственными институтами Ивана IV. В результате дирижер Иван Грозный в 30-40-х гг. XVI век. Земская реформа была заменена бывшими местными правителями - губернаторов и волостелей избирали выборные должностные лица из числа горожан и крестьянского населения - земские власти.
Помимо земской реформы Иван Грозный также провел губную реформу, в ходе которой были созданы органы самоуправления, ставшие новым важным звеном в системе организации местного самоуправления. Он возглавлял лабораторный отдел рабочего. Основным «принципом формирования губных институтов было избрание представителей местного общества, что полностью соответствовало духу и принципам сословно-представительной монархии». При губных избах состояли также иные выборные представители власти: сотские, пятидесятские и десятские, которые избирались жителями, чтобы затем выполнять обязанности полицейского характера.
В период империи для местного самоуправления пришли в неприятные времена. Правительство, которое пыталось стать всеобъемлющим, не позволяло даже частичной автономии городского общества в решении различных вопросов[10]. В течение этого периода в городах продолжали действовать мирские городские собрания и сформированные ими органы самоуправления, такие как старейшины, старейшины и гражданские советы. Но все они по любым вопросам должны были подлежать рассмотрению мировым судьей. В результате мировые судьи на своем посту оказались выше органов самоуправления. В целом правительственные реформы Петра I негативно отразились на развитии местного самоуправления[11].
Местное самоуправление получило определенное развитие при Екатерине II. Прежде всего, необходимо отметить «Письмо о правах и преимуществах городов Российской империи» от 21 апреля 1785 года, в котором было установлено новое формальное разделение городского общества.
Городским жителям было поручено составить общую городскую думу и городскую думу с шестью голосами, в которую входило одно публичное слово из каждой категории городского общества. Вопросы экономического характера были в основном подчинены руководству Городской Думы: кормлению жителей города, поддержанию порядка в городе, стимулированию доставки товаров в город, строительству городских зданий, пристаней для яхт, магазинов и т. д., увеличению городской доход, распределение благотворительных учреждений.
Реформы середины XIX века позволили сформировать правовую основу для дальнейшего развития элементов местного самоуправления как в сельской местности, так и в городах. 1 января 1864 г. вступило в силу Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земская реформа проводилась на основе социально-экономической теории самоуправления. Предполагалось создать органы государственного управления, которые занимались бы только экономическими проблемами местной жизни[12].
В то же время впервые в Российской империи Положение о провинциальных и районных земских учреждениях обеспечило создание общегородских местных институтов, в которых могли участвовать различные слои населения[13].
Реформа городского управления стала логическим продолжением земской реформы. 16 июня 1870 г. было утверждено Городское положение. Согласно этому закону, в 509 городах России были введены новые общегосударственные органы муниципального самоуправления - городские советы, которые избирались городским населением сроком на четыре года и формировали исполнительные органы - городские советы - между собой.
Городская Дума имела значительные полномочия: она назначала выборы для городских чиновников, устанавливала городские сборы и налоги, определяла городские расходы, утверждала правила управления городской собственностью и определяла общий порядок для исполнительных органов власти в городе. Вопросы в Думе решались простым большинством голосов.
Местное самоуправление в Российской империи, которое начало развиваться после отмены крепостного права, создавалось сверху, по инициативе правительства, а не снизу, по инициативе общества.
Его функции были ограничены только экономическими вопросами и только на местном уровне. Законодательство о выборах основывалось на системе квалификаций, которая стала пережитком феодальных отношений в обществе, более того, повседневная деятельность органов местного самоуправления подлежала мелкому регулированию со стороны административного аппарата.
Переход России от монархии к республике также повлиял на судьбу местного самоуправления. Февральская революция 1917 года и передача власти временному правительству увеличили общественный спрос на развитие местного самоуправления[14].
Временное правительство провело определенные преобразования органов сельского и городского самоуправления. Их полномочия органов были расширены, изменился порядок их взаимодействия с государственной властью, изменилась избирательная система на принципах всеобщего и равного избирательного права[15].