Файл: Корпоративная культура в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Теория и основные подходы к исследованию корпоративной культуры
1.2 Роль корпоративной культуры в управлении предприятием
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «АРТ+»
2.2 Анализ условий формирования корпоративной культуры
2.3 Анализ корпоративной культуры ООО «Арт+»
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «АРТ+»
Помимо приведенных выше упражнений можно разрабатывать собственные:
- Проводить больше встреч, на которых присутствуют сотрудники различных культур;
- При собеседовании сотрудников, резюме которых планируется отправлять в мультикультурные компании, желательно сделать так, чтобы на собеседовании присутствовали представители нескольких культур, тогда можно сразу на собеседовании создать атмосферу близкую к рабочей.
- Провести упражнение, которое покажет насколько человек зависим от языка. Но для этого упражнения понадобится целый рабочий день. Смысл упражнения – все сотрудники должны молчать целый день и обходится жестами, мимикой или письмами по электронной почте. Естественно, что контакты с внешней стороны (звонки, приглашения на собеседования и т.д.) должны происходить обычной речью. Данное упражнение позволит почувствовать русским сотрудникам как тяжело порой приходится иностранцам, а, иностранным сотрудникам, как сложно работать русским в иностранных коллективах. Цель данного упражнения – повышение эмпатии, развитие мотивации к изучению языков;
- Еще одно интересное упражнение, которое разбивает стереотипы – это предоставить сотрудникам возможность смотреть на процесс собеседования с разных культурных точек зрения. Каждый сотрудник должен провести собеседование с другим сотрудником, как если бы сотрудник-наниматель был русским, поляком или британцем.
Таким образом, основными мероприятиями по совершенствованию кросс-культурной компетентности для ООО «Арт+» будут являться:
- Кросс-культурное обучение сотрудников, работающих на должностях, не имеющих прямого контакта с представителями других культур;
- Программа развития лидерских качеств сотрудников, работающих на среднем уровне организационной иерархии;
- Создание программы развития кросс-культурных компетентностей на основе методики Donna M. Stringer и Patricia A. Cassiday «52 Activities for Improving Cross-Cultural Communication»;
- Разработка собственной методики упражнений, исходя из опыта и потребностей кросс-культурных коммуникаций для каждого отдела.
С точки зрения автора данного исследования, направление по повышению лидерских качеств кажется наиболее важным, так как существует проблема, что рядовые сотрудники ООО «Арт+» проявляют крайне низкую инициативу при реализации тех или иных задач.
Таким образом, можно сказать о том, что постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать. Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» – это статус человека в группе.
Заключительным мероприятием по улучшению организационной культуры будет являться увеличение премий рядовым работникам, которые не относятся ни к одному из проектов. Обычно в эту категорию работников включаются специалисты АХО, бухгалтеры, младшие менеджеры и т.д., то есть те категории работников, по которым сложно оценить KPI и которые выполняют текущие задачи без указания точных сроков. Текучесть кадров в данной категории работников наиболее высокая, поэтому для ее уменьшения самым лучшим механизмом стимулирования будет увеличение премиальной части в размере 3% от чистой прибыли ООО «Арт+».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, корпоративная (организационная) культура – это нормы и ценности, которые разделяются абсолютным большинством членов организации или предприятия, а также внешние их проявления (организационное поведение). Основные функции организационной культуры: внутренняя интеграция (дает понятие всем членам структуры о форме их взаимодействия друг с другом).
Общество с ограниченной ответственностью «Арт+» учреждено 3 февраля 2013 г. Основной вид деятельности: деятельность рекламных агентств. После запуска интернет-проекта, который позволяет компаниям самостоятельно выбирать виды рекламы и разрабатывать рекламные макеты, тем самым значительно снижая расходы на доставку, структура выручки ООО «Арт+» претерпела значительные изменения, так как поступления от агентских услуг (по данным на август 2019 г.) составляют порядка 20% от выручки и продолжают увеличиваться.
Так как ООО «Арт+» находится в процессе развития, о чем свидетельствуют данные по экономическим показателям компании (троекратный рост выручки за последний год и увеличение клиентской базы), то и система управления персоналом находится в состоянии формирования. Основными принципами системы управления персоналом являются: учет интересов работника и работодателя при организации работы с персоналом; объективная оценка деятельности персонала, организация мероприятий по развитию персонала и направленность кадровой стратегии на развитие персонала. Тем не менее, развитие персонала в ООО «Арт+» не носит системного характера. С одной стороны, это может быть связано с тем, что компания относится к числу предприятий малого бизнеса. С другой стороны, компания находится в состоянии развития, растет клиентская база, увеличивается количество бизнес-процессов и постоянно меняются требования к персоналу, работающему напрямую к клиентами (коммерческая дирекция).
Проведенный анализ организационной культуры показал, что существует конфликт между текущим уровнем организационной культуры и желаемым уровнем организационной культуры, однако, этот конфликт организационных культур не является основной причиной текучести кадров в ООО «Арт+», так как желаемая и текущая организационные культуры имеют определенные противоречия, но не являются антиподами. В целом систему управления персоналом можно охарактеризовать как нацеленную не столько на развитие персонала, сколько на выполнение текущих бизнес-процессов.
Проведенный анализ указал на определенные проблемы в области организационной культуры ООО «Арт+»:
- Проблемы в кросс-культурных коммуникациях;
- Проблемы, связанные с принятием управленческих решений. Сотрудники среднего звена не мотивированы на предложение инновационных решений, слабо проявляют инициативу;
- Проблемы, связанные со стрессоустойчивостью сотрудников, так как монотонная работа, а также работа, связанная с инновациями, требует больших затрат энергии;
- Проблемы, связанные с материальным стимулированием труда рядовых сотрудников, работающих в административном персонале, не связанном с конкретными проектами.
Для решения проблем в области организационной культуры был предложен следующий комплекс мероприятий:
- Внедрение программы «Diversity»;
- Кросс-культурное обучение сотрудников, работающих на должностях, не имеющих прямого контакта с представителями других культур;
- Создание программы развития кросс-культурных компетентностей на основе методики Donna M. Stringer и Patricia A. Cassiday «52 Activities for Improving Cross-Cultural Communication»;
- Внедрение программы развития лидерских качеств, ориентированную на рядовых сотрудников;
- Создание службы психологического консультирования;
- Мотивационный бонус, рассчитанный от чистой прибыли компании для рядовых сотрудников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [текст]: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2012. – 54 с.
- Российская Федерация. Трудовой кодекс Российской Федерации (2001). [текст]: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2015. – 132 с.
- Алиева, Н.Н. К проблеме теории корпоративной культуры [Текст] /Н.Н. Алиева // Теория и практика общественного развития,2016. - № 3. – с. 115-118.
- Алиханов, А.А. Стратегия сокращения издержек и формирование корпоративной культуры [Текст] /А.А. Алиханов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент,2015. - № 3. – с. 7-12.
Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст]: учеб.пособие /М. Армстронг – М.: Норма,2015.
- Воронин, И.Н. Корпоративные отношения и корпоративная культура организации [Текст] /И.Н. Воронин // Омский научный вестник,2015. - № 1. – с. 115-117.
- Занковский, А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры [Текст] /А.Н. Занковский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,2015. - № 5. – с. 112-117.
- Иванова, Е.А. Корпоративная социальная ответственность как элемент корпоративной культуры [Текст] /Е.А. Иванова // Кант,2016. - № 3. – с. 95-98.
- Касьян, А.К., Романова А.В. Коммуникативно-прагматическая норма поведения в ситуациях межкультурного общения [Текст] /А.К. Касьян, А.В. Романова // Известия Байкальского государственного университета,2015. - № 5. – с. 119-129.
- Кизим, А.А., Соболева В.В. Эффективность маркетинговых возможностей в контексте национальных культур. [Текст] /А.А. Кизим, В.В. Соболева // Теория и практика общественного развития,2016. - № 3. – с. 47-49.
- Козлова, Н.П. Роль корпоративной культуры в формировании деловой репутации компании [Текст] /Н.П. Козлова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского,2016. - № 4. – с. 14-17.
- Колобкова, Н.Н. Кросс-культурные коммуникации в бизнесе [Текст] /Н.Н. Колобкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион,2016. - № 1. – с. 101-115.
- Лобанова, Т.Н. Современные служебные конфликты: социально-психологический аспект [Текст] /Т.Н. Лобанова // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право,2014. – № 5. – с. 54-58.
- Макеев, В.А. К вопросу диагностики состояния корпоративной культуры в современных организациях [Текст] /В.А. Макеев // Армия и общество,2015. - № 3. – с. 54-58.
- Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективного управления организацией [Текст] /В.А. Макеев // Армия и общество,2016. - № 1. – с. 41-48.
- Макеев, В.А. Национальные особенности корпоративных культур [Текст] /В.А. Макеев // Армия и общество,2015. - № 2. – с. 40-45.
- Мешков, А.Ю. Структура корпоративной культуры [Текст] /А.Ю. Мешков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки,2016. - № 3. – с. 105-118.
- Почебут, Л.Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности [Текст]: учеб.пособие /Л.Г. Почебут – СПб.: Изд-во СПБГУ,2015. – 284 с.
- Почебут, Л.Г. Кросс-культурная психология. Актуальные проблемы. [Текст]: учеб.пособие /Л.Г. Почебут. - СПб.: Изд-во СПБГУ,2015. – 430 с.
- Прохоров, А.В. Корпоративная культура. [Текст] /А.В. Прохоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки,2016. - № 7. – с. 27-29.
- Ромашов, О.В. Формирование эффективной корпоративной культуры в условиях модернизации экономики. [Текст] /О.В. Ромашов // Вестник Московского государственного лингвистического университета,2015. - № 3. – с. 44-48.
- Сагинова, О.В., Скоробогатых И.И., Дюменц Ж. Культурный маркетинг: [Текст]: учеб.пособие /О.В. Сагинова. И.И. Скоробогатых, Ж. Дюменц – М.: Инфра-М,2017. – 278 с.
- Серикова, И.С. Гуманитарные принципы управления современной российской организацией. [Текст]: монография /И.С. Серикова – М.: LAP Lambert Academic Publishing,2016. – 425 с.
- Скульмовская, Л.Г., Клименко А.А. Корпоративные ценности как фактор развития корпоративной культуры. [Текст] /Л.Г. Скульмовская, А.А. Клименко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования,2016. - № 3. – с. 94-98.
- Уланов, М.С., Бадмаев В.Н. Современная корпоративная культура: конфессиональный аспект [Текст] /М.С. Уланов, В.Н. Бадмаев // Вестник Калмыцкого университета,2015. - № 3. – с. 74-78.
- Унылова, А.В. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации [Текст] /А.В. Унылова // Теория и практика общественного развития,2016. - № 7. – с. 24-29.
- Хасянова, М.Г. Значение ценностей в корпоративной культуре [Текст] /М.Г. Хасьянова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств,2016. - № 2. – с. 41-45.
- Хафизова, Э.Р. Инновационный подход к формированию корпоративной культуры [Текст] /Э.Р. Хафизова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета,2016. - № 2. – с. 41-48.
- Хачатурова, Т.В. Корпоративная культура в современной организации как социологический аспект [Текст] /Т.В. Хачатурова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология,2016. - № 2. – с. 97-99.
- Шапиро, С.А. Организационная культура [Текст]: учеб.пособие / С.А. Шапиро – М.: Инфра-М,2016. – 520 с.
- Шейн, Э. Организационная культура и лидерство. [Текст]: учеб. пособие /Э. Шейн– М.: Норма,2016.
- Шеляпин, В. Н., Федотова Г.А. Формирование корпоративной культуры организации: теоретический аспект [Текст] /В.Н. Шеляпин, Г.А. Федотова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого,2016. - № 3. – с. 107-112.
- Шумейко, М.В. Типология корпоративной культуры [Текст] / М.В. Шумейко // Общество: политика, экономика, право,2016. - № 3. – с. 4-12.
- Шурпо, Н.С. Корпоративная культура как социокультурный феномен [Текст] /Н.С. Шурпо // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры,2016. - № 9. – с. 69-74.
- Яковлев, М.М. Сравнительный анализ инструментов исследования ценно-культурного фактора в организации [Текст] /М.М. Яковлев // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета,2015. - № 1. – с. 41-48.
Приложение 1
Сравнение ценностных ориентиров руководства ООО «Арт+» по корпоративной культуре и ожиданиям организации от работников
Ценность |
Элементы ценности |
№ п/п |
Предложение компании |
Ожидание компании от работника |
Амбиции |
Вознаграждение сотрудников за добросовестный труд |
1 |
Нематериальное и материальное стимулирование сотрудника |
Оптимизм на рабочем месте, качественное выполнение работы |
Вознаграждение сотрудников за достижение поставленных целей |
2 |
Разработка специальных программ по стимулированию деятельности |
Компетентностный подход, выполнение работы в рамках функционала |
|
Продвижение по карьерной лестнице благодаря собственным способностям |
3 |
Управление рабочим процессом |
Важность карьерного роста и планирования карьеры для работника |
|
Забота о людях |
Клиентоориенти-рованность |
4 |
Создание эффективного рабочего места |
Стремление работников помогать клиентам |
Совместный подход к решению проблем |
5 |
Установление доверительных отношений в коллективе |
Раскрытие творческого потенциала работника |
|
Коучинг |
6 |
Оценка и управление профессиональными качествами |
Установление доверительных отношений между работником и клиентом |
|
Позитивный вклад в корпоративную жизнь |
7 |
Различные корпоративные мероприятий, различные инициативы по созданию положительного имиджа организации |
Кросс-культурные коммуникации, стремление работника к осознанию своего места в жизни коллектива |
|
Специализация |
Карьерный рост |
8 |
Меритократия в основе продвижения по карьерной лестнице |
Поощрение организацией профессионального роста сотрудника в коллективе |
Профессиональные качества |
9 |
Наставничество и адаптация |
Оказание помощи новым сотрудникам, адаптация новых сотрудников |
|
Обучение на рабочем месте |
10 |
Разработка и внедрение учебных программ на рабочем месте |
Создание конкурентных преимуществ на базе управления персоналом |
|
Стремление к познанию нового |
Самообразование |
11 |
Оценка индивидуальных особенностей сотрудника при реализации обучающих программ |
Собственное желание сотрудника в изучении технологий, улучшающих деятельность |
Личностный рост |
12 |
Планирование личностного роста |
Рост удовлетворенности сотрудника работой |