Файл: Корпоративная культура в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекреативная функция заключается в том, что организационная культура способствует восстановлению душевных сил, обеспечению психологического комфорта. Это возможно, если работник хорошо усвоил и разделяет ее ценности. Данную функцию можно рассматривать как терапевтическую, когда люди, работая вместе, создают себе такие условия, при которых они чувствуют себя легко и комфортно. [39 , С. 111]

Ко второй группе функций организационной структуры относятся следующие:

  1. Инновационная функция помогает организации выжить в условиях быстро меняющейся внешней среды, занять передовые позиции в отрасли, выстоять в жесткой конкурентной борьбе. Реализация данной функции предполагает постоянный поиск таких новшеств, которые обеспечат фирме конкурентные преимущества;
  2. Функция формирования положительного имиджа состоит в создании благоприятного впечатления о фирме среди клиентов, партнеров, конкурентов, локального и глобального сообщества;
  3. Функция ориентации на потребителя обеспечивает клиентоориентированность ее деятельности. Эта функция настраивает сотрудников организации на приоритетный учет интересов клиентов. Реализация ее способствует установлению прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами;
  4. Функция регулирования партнерских отношений состоит в том, что организационные ценности ориентируют сотрудников организации не учет в своей деятельности целей, потребностей, запросов, интересов партеров по бизнесу и даже конкурентов. Организационная культура дополняет механизм юридической, правовой ответственности механизмом моральной ответственности, формирует уважительное отношение к партнерам по бизнесу [41 , С. 69];
  5. Функция приспособления организации к нуждам общества обеспечивает интеграцию организации в социальные структуры.

Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности организации. Ее эффект заключен в устранении барьеров, преград, нейтрализации воздействий, связанных с нарушением или игнорированием организацией, правил общественной игры. То есть, выгода организации заключена в устранении экономических «минусов» - убытков.

Организационная культура обладает следующими свойствами:

  1. Как любая развивающаяся культура, организационная культура обладает свойством динамичности. В своем движении культура проходит стадии зарождения, формирования, поддержания, развития и совершенствования, прекращения (замены). На каждом из этапов появляются свои «проблемы роста», что является закономерным для динамичных систем. Различные организационные культуры выбирают свои пути их решения, более либо менее эффективные. Быстрорастущие организации ориентированы, как правило, на успеш­ное достижение поставленных задач [44; с. 9]. Приоритетами организационной культуры таких предприятий являются: профессиональная компетентность, уверенность в себе и своих знаниях, желание самосовершенствования, «равенство шансов» при продвижении по служебной лестнице, достоверность и бы­строта информации, высокие требования к качеству. Достижения сотруд­ников обязательно учитываются и оплачиваются. Все это рождает удов­летворенность трудом, приверженность организации и ее организацион­ной культуре. Медленно­растущие организации ориентируются, как правило, на бюрократические нормы и ценности, прежде всего на власть и статус, самоутверждение, иерархию, единоначалие. Такая бюрократическая культура может доста­точно долго существовать без изменений и движения вперед, до тех пор, пока какие-либо действительно серьезные противоречия не взорвут ее [28; с. 45];
  2. Системность является вторым важнейшим свойством, указывающим на то, что организационная культура представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую отдельные элементы в единое целое, руководствуясь определенной миссией в обществе и своими приоритетами;
  3. Элементы, составляющие организационную культуру, строго структурированы, иерархически соподчинены и обладают своей собственной степенью насущности и приоритетности. Эту взаимосвязь мы рассмотрим позднее;
  4. Организационная культура обладает свойством относительности, поскольку не является «вещью в себе», а постоянно соотносит свои элементы как со своими собственными целями, так и с окружающей действительностью, другими организационными культурами, отмечая при этом свои слабые и сильные стороны, пересматривая и совершенствуя те или иные параметры [40 , С. 8];
  5. Неоднородность. Внутри организационной культуры может быть много локальных культур, отражающих дифференциацию культуры по уровням, отделам, подразделениям, возрастным группам, национальным группам и т.п., называемыми субкультурами. Присутствуют, как правило, и контркультуры, которые отвергают общую организационную культуру, либо какой-либо из ее элементов. Субкультура может находиться в том же измерении, что и доминирующая организационная культура, или создавать в ней как бы второе изме­рение;
  6. Разделяемость - еще одно важнейшее свойство организационной культуры. Лю­бая организационная культура существует и эффективно развивается лишь благодаря тому, что ее постулаты, нормы и ценности разделяются персоналом. [46; с. 74]

Признаки организационной культуры компании:

  1. Культура организации социальна, так как на ее становление оказывают влияние многие сотрудники предприятия;
  2. Культура организации регулирует поведение членов коллектива, оказывая тем самым влияние на отношения между сослуживцами;
  3. Культура организации создается людьми, то есть она является результатом человеческих действий, мыслей, желаний;
  4. Культура организации осознанно или неосознанно принимается всеми сотрудниками;
  5. Культура организации полна традиций, так как проходит определенный исторический процесс развития;
  6. Культура организации познаваема;
  7. Культура организации способна изменяться;
  8. Культура компании – это результат и процесс, она находится в постоянном развитии.

Методы изучения организационной культуры компании (стратегии изучения):

  1. Холистическая стратегия изучает ситуации путем реального погружения в нее;
  2. Метафорическая стратегия (языковая) стратегия предполагает изучение документально-языкового арсенала общения и коммуникаций сотрудников, их героев и антигероев компании;
  3. Количественная стратегия предполагает использование опросов, анкетирования, интервьюирования и других методов, дающих количественную оценку конкретным проявлениям культуры.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «АРТ+»

2.1 Характеристика ООО «Арт+»

Общество с ограниченной ответственностью «Арт+» учреждено 3 февраля 2013 г.

Юридический адрес: 300 004 г. Тула, ул. Марата, 53

Основной вид деятельности (ОКВЭД): 73.11 Деятельность рекламных агентств.

ИНН: 7106079660

КПП: 710601001

ОГРН: 1177154019228

Дополнительными видами деятельности являются:

  1. Агентская деятельность по торговле полиграфической продукцией;
  2. Создание рекламных баннеров;
  3. Размещение рекламных баннеров на территории Тулы и Тульской области;
  4. Изготовление различной продукции для кросс-маркетинговых мероприятий (держателей, шелф-толкеров и т.д.);
  5. Розничная торговля вне магазинов, палаток или рынков;
  6. Прочая розничная торговля;
  7. Оказание транспортных услуг в сфере перевозок товаров;
  8. Ремонт программного оборудования.

Следует отметить, что не все виды деятельности ООО «Арт+» являются активными для компании. Часть видов деятельности прописана в Уставе ООО «Арт+» (розничная торговля вне магазинов, ремонт программного обеспечения и т.д.), но в практике деятельности ООО «Арт+» не используется.

Таким образом, по сфере деятельности ООО «Арт+» относится к рекламным компаниям, а оказание прочих услуг выступает в роли факультативного вида деятельности, за счет которого обеспечивается качественная составляющая рекламной деятельности ООО «Арт+».

ООО «Арт+» занимается:

  1. Продажей и изготовлением рекламной продукции, выступая непосредственно как продавец полиграфической продукции;
  2. С апреля 2019 г. интернет-проект, позволяющий крупным и средним предприятиям осуществлять разработку и заказ рекламной продукции в компании. В данном случае ООО «Арт+» выступает как агент, получающий свою комиссию от крупных производителей рекламной продукции и крупных рекламодателей, предоставляющих места для размещения наружной рекламы по всей стране (особенно актуальным направлением на сегодняшний день является indoor-реклама, то есть реклама в местах продаж – магазинах, торговых центрах и т.д.);
  3. Осуществляет консалтинговые и аудиторские услуги на рынке рекламной продукции;
  4. Осуществляет транспортные услуги (заказ транспорта с наценкой) для покупателей рекламной продукции;
  5. Осуществляет другие виды деятельности, связанные с реализацией проектов на рынках производства и продажи рекламы.

После запуска интернет-проекта, который позволяет компаниям самостоятельно выбирать виды рекламы и разрабатывать рекламные макеты, тем самым значительно снижая расходы на доставку, структура выручки ООО «Арт+» претерпела значительные изменения, так как поступления от агентских услуг (по данным на август 2019 г.) составляют порядка 20% от выручки и продолжают увеличиваться.

Организационная структура ООО «Арт+» представлена на Рисунке 2.

Бухгалтерия

Генеральный директор

Коммерческий директор

Исполнительный директор

Директор по логистике

Отдел IT

Отдел транспорта

Директор по продажам

Юридический отдел

Отдел продаж

Отдел маркетинга и рекламы

Директор по закупкам

Отдел производства наружной рекламы

Отдел закупок

Отдел консалтинга

Финансовый отдел


Служба персонала

АХО

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Арт+»

Так как компания находится в состоянии развития (c 2016 г. по 2018 г.) количество работников увеличилось в несколько раз, а полностью организационная структура была сформирована только в 2018 г. До 2018 г. усилия руководства были сконцентрированы на наращивании клиентской базы, поэтому основное вниманием уделялось только развитию коммерческого блока – отделам закупок и продажам.

Организационная структура ООО «Арт+» относится к линейно-функциональному типу. Особенность данной структуры заключается в том, что линейные элементы организационной структуры (генеральный директор, коммерческий директор, директор по логистике и исполнительный директор) обеспечивают руководство предприятием, формируют стратегию деятельности, а функциональные элементы (отдел продаж, отдел закупок, юридический отдел и т.д.), находящиеся под их управлением занимаются непосредственной реализацией задач в рамках своего участка работы.

В Таблице 1 представлена динамика финансово-экономических показателей деятельности ООО «Арт+».

Таблица 1 – Динамика финансово-экономических показателей деятельности ООО «Арт+» за 2016-2018 гг.

Показатели

Год

Абс.изм.

Отн.изм

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2017/ 2016

2018/ 2017

2017/ 2016

2018/ 2017

Выручка от реализации

12 021

114 215

182 311

102 194

68 096

в 8,5 р.

59,62%

Себестоимость

8 225

90 221

145 681

81 996

55 460

в 9,96 р.

61,47%

Валовая прибыль

3 796

23 994

36 630

20 198

12 636

в 5,32 р.

52,66%

Маржинальная рентабельность

31,58%

21,01%

20,09%

-10,57%

-0,92%

-33,47%

-4,36%

Коммерческие расходы

1 151

9 841

14 993

8 690

5 152

в 7,54 р.

52,35%

Управленческие расходы

1 551

8 140

13 441

6 589

5 301

в 4,24 р.

65,12%

Прочие расходы

221

1 215

2 569

994

1 354

в 4,5 р.

111,44%

Прочие доходы

411

960

1 661

549

701

в 1,3 р.

73,02%

Прибыль до налогообложения

1 284

5 758

7 288

4 474

1 530

в 3,5 р.

26,57%

Налог на прибыль

141

1 251

1 890

1 110

639

в 7,87 р.

51,08%

Чистая прибыль

1 143

4 507

5 398

3 364

891

в 2,95 р.

19,77%

Рентабельность по чистой прибыли, %

9,51%

3,95%

2,96%

-5,56%

-0,99%

-58,50%

-24,97%

Производительность труда, тыс.руб./чел./мес.

117,85

453,23

410,61

335

-43

в 2,84 р.

-9,40%


Таким образом, резкое увеличение выручки от реализации за счет роста клиентской базы ведет к снижению маржинальной рентабельности и рентабельности по чистой прибыли в относительном выражении, но ее значительному приросту в абсолютном выражении. Одной из проблем ООО «Арт+» в настоящее время является то, что происходит опережение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки. Это обусловлено недоработками в системе контроля над расходами (в том числе и над расходами по оплате труда). Расширение продаж рекламы порождает эффект масштаба, что приводит к более конкурентоспособной политике ООО «Арт+» с точки зрения цены, увеличивает объем денежных поступлений на предприятие, но при этом относительные показатели (рентабельность, валовая маржа) уменьшаются.

2.2 Анализ условий формирования корпоративной культуры

По типологии компаний, которая разработана Э. Роджерсом, ООО «Арт+» относится к ранним реципиентам, то есть компаниям, которые задействованы в инновационном процессе на ранней стадии.

Инновационность в ООО «Арт+» проявляется в том, что:

  1. Рекламный продукт – это продукт творческого процесса разработчиков, техников, специалистов по монтажу, дизайнеров. То есть каждый рекламный проект или буклет не похож на предыдущий. Для инновационного процесса творческая составляющая является важным элементом;
  2. Технический элемент инновационного развития ООО «Арт+» - это интернет-сайт, который сейчас находится в разработке и работает в тестовом режиме (для Тулы и Тульской области по небольшим заказам). В дальнейшем на этом интернет-сайте будет возможно создание дизайн-макетов самими заказчиками рекламной продукции, что значительно упростит понимание между заказчиком и изготовителем рекламы (ООО «Арт+»), приведет к значительному росту заказов из других регионов РФ (как сейчас привело к росту заказов из Тулы и Тульской области).

Одной из характеристик ранних реципиентов, названных Э. Роджерсом, является то, что ранний реципиент помимо определенной доли влияния на мнение социума имеет барьеры в виде того же мнения социума. Эти барьеры служат своего рода фильтром для принятия тех или иных инноваций от новаторов. Фильтр не позволяет принимать те инновации, которые идут в разрез с мнением социума. Фактически, для любой компании (не только ранних реципиентов) роль барьера для инновационного развития, выполняет организационная культура. Даже несмотря на то, что ранние реципиенты могут относиться к инновационным организациям, как в случае с ООО «Арт+», организационная культура этой компании так или иначе будет создаваться носителями мнений социума, в котором находится инновационная компания.