Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения ( Сущность, задачи, классификация рисков на предприятии ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками на предприятии
1.1. Сущность, задачи, классификация рисков на предприятии
1.2. Основные способы снижения риска
2. Анализ коммерческих рисков в деятельности ООО «SOLLERS-FINANCE»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ коммерческих рисков предприятия
2.3. Интегрированная система управления рисками предприятия
3. Предложения по совершенствованию управления коммерческими рисками ООО «SOLLERS-FINANCE»
3.1 Характеристика проекта по управлению рисками
3.2. Расчет экономической эффективности предложенного проекта
Содержание:
Введение
Предпринимательская деятельность в сфере коммерции неизбежно сопряжена с риском. Любые решения в деятельности предпринимателю приходится принимать в условиях неопределенности, когда надо из нескольких возможных вариантов выбрать один, оптимальный.
Риск – это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов, ориентирована на достижение определенных результатов и требует для достижения этих результатов принятия решений.
В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, которая отражает возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности (производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной).
В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно по способу их анализа и методам их описания.
Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность предпринимателя. Эти обстоятельства затрудняют принятие решений по оптимизации риска и требуют углубленного анализа состава конкретных рисков, а также причин и факторов их возникновения.
Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Основные причины коммерческого риска:
- снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
- непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
- потери товара;
- потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления коммерческими рисками на примере компании ООО «SOLLERS-FINANCE».
Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:
- Рассмотреть теоретические основы учета и управления коммерческими рисками;
- Провести анализ коммерческих рисков в деятельности ООО «SOLLERS-FINANCE»;
- Разработать предложения по совершенствованию управления коммерческими рисками ООО «SOLLERS-FINANCE».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками на предприятии
1.1. Сущность, задачи, классификация рисков на предприятии
Риск связан непосредственным образом с управлением и находится от обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений в прямой зависимости. В процессе своей деятельности ни один руководитель не в состоянии устранить риск полностью. Происходит это потому, что практически никогда реальная ситуация полностью не соответствует заданным или запланированным параметрам.
Существует много подходов к классификации рисков, различающихся, как правило, по признакам классификации.
По мнению автора, наиболее важные признаки классификации рисков заключаются в следующем: факторы возникновения, время возникновения, место возникновения, характер последствий, сфера возникновения, размер возможных потерь (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Классификация рисков
Признак классификации |
Классификация |
По факторам возникновения |
Риски подразделяются на политические и экономические |
По времени возникновения |
Риски распределяются на ретроспективные, текущие и перспективные |
По месту возникновения |
Риски делятся на внешние и внутренние |
По сфере возникновения (характеру деятельности) |
Предпринимательские риски: производственные, коммерческие, финансовые и риски страхования; а также профессиональные, инвестиционные, транспортные и другие |
По характеру последствий |
Риски подразделяются на чистые и спекулятивные. |
По роду опасности |
Различают техногенные, природные и смешанные |
По степени определенности |
Известные риски, предсказуемые и непредсказуемые |
По уровню возникновения |
Макро-, мезо- и микроуровень |
По этапам возникновения |
Различают проектные, плановые, фактические |
По размеру возможных потерь |
Допустимые, критические, катастрофические |
По степени обоснованности |
Различают обоснованные и необоснованные |
По правовым условиям возникновения |
Риски могут быть разделены на те, которые возникают из обязательств, и риски, возникающие по другим причинам, не связанным с обязательствами |
По масштабу последствий |
Глобальные, региональные, местные |
Рассмотрим наиболее значимые признаки предложенной классификации. Риски распределяются по времени возникновения на перспективные и текущие ретроспективные риски. Анализ характера и способов снижения ретроспективных рисков дает возможность прогнозировать более точно перспективные и текущие риски.
Риски подразделяются по факторам возникновения на:
- коммерческие (экономические) риски - это риски, которые обусловлены неблагоприятными экономическими изменениями в стране или на предприятии. Наиболее распространенный вид экономического риска - несбалансированная ликвидность (невозможность выполнять своевременно платежные обязательства), изменения конъюнктуры рынка, изменения уровня управления;
- политические риски - риски, которые обусловлены изменением влияющей на предпринимательскую деятельность политической обстановки (запрет на вывоз товаров, закрытие границ, военные действия на территории страны).
Риски делятся по месту возникновения на внутренние и внешние.
К внутренним рискам относят те, которые обусловлены контактной аудиторией и деятельностью самого предприятия. Влияет на их уровень выбор маркетинговой оптимальной стратегии, деловая активность руководства предприятия, тактики и политики, а также существующие на предприятии техническое оснащение, производственный потенциал, уровень специализации, уровень техники безопасности, производительности труда.
К внешним рискам относят риски, которые не связан непосредственно с контактной аудиторией предприятия или его деятельностью. Очень большое число факторов влияет на уровень внешних рисков: экономические, политические, демографические, географические, социальные.
Риски подразделяются по характеру последствий на спекулятивные и чистые.
Спекулятивные риски (их иногда называют еще коммерческими или динамическими) характеризуются тем, что нести в себе могут для предпринимателя как дополнительную прибыль, так и потери по отношению к ожидаемому результату. Причины спекулятивных рисков могут быть изменение курсов валют, изменение конъюнктуры рынка, изменение налогового законодательства.
Чистые риски (их иногда называют еще статические или простые) характеризуются тем, что практически всегда для предпринимательской деятельности они в себе несут потери. Причины чистых рисков могут быть войны, стихийные бедствия, несчастные случаи, недееспособность предприятия, преступные действия.
В основу классификации по сфере возникновения рисков положены сферы деятельности. Обычно выделяют в соответствии со сферами предпринимательской деятельности предпринимательские следующие риски: коммерческий, производственный, страховой и финансовый риск.
Страховой риск - риск наступления страховых событий, предусмотренных условиями, в результате чего страховщик выплатить обязан страховую сумму (страховое возмещение).
Коммерческий риск - риск, который возникает в процессе реализации закупленных или произведенных предпринимателем товаров и услуг, Причины коммерческого риска:
- потери в процессе обращения товаров,
- повышение закупочной цены товаров,
- снижение вследствие изменения конъюнктуры или иных обстоятельств объема реализации,
- повышение издержек обращения. [12, с. 85]
Связан производственный риск с невыполнением предприятием в результате неадекватного использования основных и оборотных средств, технологий и новой техники, рабочего времени, сырья, а также неблагоприятного воздействия внешней среды, обязательств и планов по производству товаров, продукции, услуг, иных видов производственной деятельности.
1.2. Основные способы снижения риска
Методы защиты от рисков в целом классифицированы могут быть на два вида в зависимости от объекта воздействия: экономическая защита, физическая защита. Физическая защита заключается в использовании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны.
Заключается экономическая защита в оценке тяжести возможного ущерба, прогнозировании уровня дополнительных затрат, использовании финансового всего механизма для ликвидации последствий риска или его угрозы.
Кроме того, выделяют четыре метода управления риском: предотвращение, упразднение потерь и страхование, контроль, поглощение.
Заключается упразднение в отказе от совершения рискового мероприятия. Но упразднение риска для финансового предпринимательства упраздняет обычно и прибыль.
Контроль и предотвращение потерь как метод управления финансовым риском - определенный набор последующих и превентивных действий, обусловленных необходимостью уберечься от случайностей, предотвратить негативные последствия, контролировать их размер, если уже имеют место потери или неизбежны.
Выражается сущность страхования в том, что готов инвестор отказаться от части доходов, лишь бы риска избежать, т.е. он готов за снижение риска до нуля заплатить.
Характерны для страхования целевое назначение денежного создаваемого фонда, расходование его лишь на покрытие потерь ресурсов в оговоренных заранее случаях; возвратность средств ;вероятностный характер отношений. Как метод управления риском страхование означает два вида действий:
1) обращение к страховой фирме за помощью;
2) перераспределение среди группы предпринимателей потерь, подвергшихся однотипному риску (самострахование).
Обычно крупные фирмы прибегают к самострахованию, т.е. процессу, при котором часто подвергающаяся однотипному риску организация откладывает заранее средства, из которых покрывает в результате убытки. Можно избежать тем самым дорогостоящей сделки со страховой фирмой.
Когда же страхование как услугу кредитного рынка используют, то это финансового менеджера обязывает определить соотношение между страховой премией и страховой суммой, приемлемое для него. Страховая премия - плата страхователя страховщику за страховой риск. Страховая сумма -денежная сумма, на которую ответственность страхователя или материальные ценности застрахованы.
Состоит поглощение в отказе от его страхования и признании ущерба. Прибегают к поглощению, когда незначительно мала сумма предполагаемого ущерба и ей можно пренебречь.
Базируется система механизмов нейтрализации финансовых рисков на определенных принципах.
1) Постоянная готовность к реагированию. Теория антикризисного менеджмента утверждает, что финансовое равновесие организации, достигаемое за счет эффективного финансового менеджмента, в динамике очень изменчиво. Его возможное изменение на любом этапе финансового развития организации может быть определено естественным откликом его хозяйственной деятельности на изменения внутренних и внешних условий. Ряд данных изменений повышает рыночную стоимость и финансовый потенциал предприятия, усиливает его конкурентную позицию; другие - напротив, вызывают в его финансовом развитии кризисные явления. Объективностью проявления в динамике этих условий определяется необходимость поддержания финансовых менеджеров в постоянной готовности к возможному нарушению на любом этапе экономического развития организации ее финансового равновесия.
2) Превентивность действий. Данный принцип предполагает, что угрозу финансового кризиса лучше предотвратить, чем обеспечивать нейтрализацию негативных его последствий и осуществлять его разрешение. Обеспечивается реализация данного принципа своевременным использованием методов нейтрализации финансового кризиса и диагностикой на ранней стадии финансового предкризисного состояния организации. Антикризисным менеджментом в этом случае используется методология управления по слабым сигналам.
3) Срочность реагирования. Среди негативных проявлений кризиса каждое из них с каждым хозяйственным новым циклом не только обладает тенденцией к расширению предприятия, но также порождает ему сопутствующие новые финансовые негативные последствия. Потому чем максимально рано будут включены по каждому кризисному диагностированному симптому антикризисные механизмы, тем большие возможности в восстановлении нарушенного равновесия предприятие будет иметь.