Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( Понятие трудовой деятельности и менеджмента человеческих ресурсов ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие трудовой деятельности и менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Основные направления менеджмента человеческих ресурсов
2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Каравай»
2.1. Общая характеристика ОАО «Каравай»
2.2. Анализ эффективности менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Каравай»
3. Разработка предложений по развитию системы менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Каравай»
3.1. Мероприятия по обучению персонала ОАО «Каравай»
3.2. Дополнительный метод стимулирования и социального обеспечения сотрудников ОАО «Каравай»
3.3. Нематериальные способы стимулирования сотрудников ОАО «Каравай»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Залогом успеха большинства современных предприятий выступает способность быстрой адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям внешней и внутренней среды. В этих обстоятельствах одним из ключевых факторов выступает эффективная система управления трудовыми ресурсами. Гибкость данной системы должна проявляться не только в способности обеспечивать достижение ключевых целей предприятия, но и в умении достигать намеченного с наименьшими затратами.
Существенная роль трудовых ресурсов в деятельности предприятия требует от его руководства разработки и реализации эффективной кадровой политики, где определяющим является способность ее оптимального управления. Более того, удачно построенная система управления трудовыми ресурсами способствует достижению стратегических целей предприятия, причем достижение эффекта, как правило, осуществляется на основе применения различных форм инноваций в области управления персоналом.
От эффективности работы системы управления персоналом напрямую зависит эффективность и результативность работы всех сотрудников производства, а значит и компании в целом. К тому же, наука управления человеческими ресурсами не стоит на месте: появляются все больше новых методик и схем управления персоналом для минимизации затрат производства, повышения производительности и продвижения компании на новый уровень среди конкурентов. Со всеми вышеперечисленными факторами и связана актуальность и интерес данной работы.
Цель исследования – изучение менеджмента человеческих ресурсов.
Для достижения цели сформулирован ряд задач:
- исследовать теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов;
- провести анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Каравай»;
- разработать мероприятия по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Каравай»;
Объектом исследования является ОАО «Каравай».
Предметом исследования – человеческие ресурсы в ОАО «Каравай».
При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие трудовой деятельности и менеджмента человеческих ресурсов
Труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы [5, с. 19].
Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом, трудовой деятельности присущи, как отмечал Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники [4, с. 45].
Существует множество определений труда. По определению Альфреда Маршалла, труд – это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.
С экономической точки зрения, труд – один из четырех основных факторов производства: осознанная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы [3, с. 37].
В процессе эволюции человечества и течения истории характер труда менялся, в итоге сформировался в трудовую деятельность. Человечество проделало огромный путь в истории освоения трудовой деятельности, начиная от отсутствия организации труда и простейших целей деятельности (добыча пропитания, строительство жилья, изобретение средств существования), заканчивая формированием науки управления трудом и персоналом, ростом целей до психологического уровня, становления труда как средства достижения удовлетворения не только материального, но и психологического, морального [3, с. 38].
Изменения характера труда можно наблюдать, рассматривая табл. 1.
Таблица 1
Изменения характера труда в истории человечества
Эпоха |
Этап |
Характеристика труда |
Организация труда |
Этика труда |
Первобытное общество |
Человек приспосабливается к природной среде. |
Стихийная |
Отсутствует |
|
Цивилизованное общество |
Традиционное общество |
Преобразование ландшафта. Основные виды деятельности – земледелие и животноводство. Основной трудовой принцип – испытание. |
Первая форма – вертикальная дифференциация труда, на ее основе – иерархичная система управления трудом. Основные черты - субординация и принуждение к труду. |
Труд – наказание и испытание, за него нет награды. |
Индустриальное общество |
Преобразование литосферы и атмосферы. Основные виды деятельности – промышленность и торговля. Основная цель – эффект (производительность). |
Вторая форма – горизонтальная дифференциация. На основе – профессионализация, узкая специализация, стимуляция труда, конвейерная форма производства. |
Свои способности человек раскрывает в труде. |
|
Информационное общество |
Преобразование антропосферы, космоса, основная деятельность – работа с информацией. Основной принцип труда – качество. |
Третья форма – интеграция труда как межпрофессиональная интеграция. Управление проектами как форма организации труда. Мотивация труда. |
Труд - поле для самореализации |
В настоящий момент человечество находится на стадии цивилизованного, так называемого «информационного» общества. Основа деятельности человека - работа с информационными ресурсами, управленческая деятельность стала одной из отдельных и ведущих форм организации труда. Несмотря на коллективную деятельность, труд стал основой для индивидуальной реализации и достижения персональных целей.
Трудовая деятельность является разновидностью социального поведения человека и характеризуется определенными признаками [4, с. 46]:
1. Наличие набора трудовых операций, определенных для каждого отдельного трудового процесса.
2. Наличие соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, таких как квалификация, профессиональные, психологические и должностные характеристики.
3. Наличие материально-технических условий труда ( средств труда), таких как техническое и технологическое обеспечение, соответствующая техника, транспортные средства и другие материальные объекты.
4. Требование, как правило, совместных усилий для достижения целей, но при этом четкое разделения труда для выполнения каждым участником определенных функций.
Все эти признаки характеризуют трудовую деятельность как отдельный объект рассмотрения экономической теории. Таким образом, трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации [4, с. 47].
Как уже говорилось выше, вступив в эру информации, человечество рассматривает труд как основу личностного роста и возможность самореализации. Современный труд имеет свои отличительные особенности, такие как:
1. Усиление роли умственного труда и информации в деятельности человека, росте ответственности, сознательности в деятельности, как достижении не только целей компании, но и личных моральных и материальных целей.
2. Активное использование различных технических, программных, научных средств труда, связанное с научно-техническим прогрессом и осознание ограниченности физических сил человека.
3. Акцент на социальное подоплеке труда, на таких факторах, как социальная обеспеченность работника, уровень его физического и психического благосостояния, отношения в коллективе и с управляющими лицами, подходящие и комфортные условия труда, формирование надлежащего психологического климата в организации [3, с. 39].
Данные особенности характеризуют прогресс в развитии процессов трудовой деятельности, высокий уровень развития общества, опирающегося на моральные, этические, научные аспекты и живущего в ногу со временем.
В связи с развитием трудовой деятельности появляется понятие управления персоналом, которое формировалось в период промышленной революции вместе с основанием науки управления в целом. Управление персоналом (англ. human resources management, HRM, HR-менеджмент) представляет собой область знаний и деятельности, направленной на достижение целей организации и персонала: обеспечение организации персоналом, способным наиболее эффективно выполнять поставленные задачи, а персонала, в свою очередь, оптимальными условиями труда и отдыха. Управление персоналом позволяет осуществить необходимые связи между объектами и субъектами управления.
С научной точки зрения управление персоналом- комплекс взаимосвязанных научных направлений, таких как: теория и организация управления, психология, конфликтология, социология, менеджмент, политология, право и юриспруденция и ряд других [3, с. 41].
Научный подход к управлению персонала также подвергался изменениям с течением истории. Можно выделить три основные группы теорий управления человеческими ресурсами:
1. Классические теории, основу которым положили такие научные деятели, как Фредерик Тейлор, Анри Файоль, Ральф Эмерсон, Макс Вебер, Генри Форд.
2. Теории человеческих отношений, важнейшими представителями которых были Элтон Мэйо, Крис Арджерис и другие.
3. Теории человеческих ресурсов, основу которым положили Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дуглас Макгрегор.
Краткая характеристика каждой из теорий приведена ниже в табл. 2.
Таблица 2
Основные теории управления человеческими ресурсами
№ п/п |
Название теорий |
Постулаты теорий |
Задачи управленческого сегмента организации |
Ожидаемые результаты |
1 |
Классические теории |
Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. Важен лишь материальный результат труда. Индивидов, желающих выполнять работу, имеющих творческие наклонности, меньшинство. |
Основная задача руководителя - строгий контроль над подчиненными. Задачи должны быть легкими для понимания, повторяющимися и рутинными. |
Персонал согласен на труд только при условии достойной заработной платы. Если задачи будут максимально просты, а процесс труда постоянно контролироваться, то нормы производства будут выполнены |
2 |
Теории человеческих отношений |
Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Заинтересованность в труде достигается именно благодаря этим признакам. |
Главная задача руководителя сделать так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным. Руководитель должен предоставлять подчиненным самостоятельность во время исполнения рутинных задач. |
Обмен информацией с подчиненными и их участие в решениях позволяет руководителю удовлетворить их потребности в чувстве собственной значимости. За счет этого возникает поднятие духа подчиненных и желание контактировать с руководителем. |
3 |
Теории человеческих ресурсов |
Труд для большинства индивидов доставляет удовлетворение, не только материальное, но и моральное. В разработке целей они участвуют сами. Большинство персонала ответственно, способно к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю. |
Главной задачей руководителя является более рациональное использование человеческих ресурсов, создание атмосферы, в которой каждый может проявить свои способности и стремление к участию в решении проблем. |
Расширение влияния на ход производства, самостоятельность и самоконтроль подчиненных повлекут за собой прямое повышение эффективности производства. Вследствие этого полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные возможности. |
Классические теории и теории человеческих отношений в настоящее время не используются в управлении человеческими ресурсами. Современная теория, лежащая в основе принципов управления персоналом - теория человеческих ресурсов.
В настоящее время отделы управления человеческими ресурсами в организациях решают сложные и разнообразные задачи и представляют собой крупные подразделения, строящие свою работу на основе принципов стратегического планирования [5, с. 29].
1.2. Основные направления менеджмента человеческих ресурсов
Можно выделить основные направления деятельности, связанные с управлением персонала:
- Планирование кадровой работы;
- Формирование системы управления персоналом;
- Определение потребности организации в персонале;
- Анализ кадрового потенциала организации;
- Обеспечение: информационное, технологическое и техническое, правовое и т.д.
- Оценка эффективности деятельности подразделений и отдельных индивидуумов;
- Анализ влияния работы системы управления персоналом на эффективность работы организации в целом.
Управление человеческими ресурсами реализуется через те же основные направления деятельности, что и управление в целом. Ниже представлен список основных направлений деятельности управленческого сегмента и их характеристики [12, с. 175]:
1. Организация - способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В области управления персоналом организация подразумевает под собой реализацию плана через систему структурных единиц, имеющих общую цель.
2. Планирование - деятельность, связанная с составлением плана, обеспечивающего эффективную работу организации. В данном случае, термин применим к планированию кадрового состава, надлежащего уровня квалификации и алгоритма деятельности работников для обеспечения роста показателей эффективности работы организации.
3. Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. В процессе управления человеческими ресурсами мотивация находится бок о бок с методиками стимулирования.