ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 607
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА IПроблема изучения стертой дизартриив специальной литературе
ГЛАВА IIКлинико-педагогическая характеристика детейсо стертой дизартрией в специальной литературе
ГЛАВА IIIОсобенности моторных функций у детейсо стертой дизартрией
3.1. Роль двигательного анализаторав развитии речевой деятельности
3.2. Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной)при стертой дизартрии
3.3. Диагностика нарушений моторного развития
ГЛАВА IVФонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии
4.1. Физиологические основы формирования речевой функции
4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе
4.3. Особенности фонетических нарушенийу детей со стертой дизартрией
4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией
4.5. Развитие фонематического слуха в онтогенезе
4.6. Особенности формирования фонематического слухау детей со стертой дизартрией
4.7. Диагностика сформированности фонематического слухау детей со стертой дизартрией
ГЛАВА VОсобенности звукослоговой структуры речипри стертой дизартрии
5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе
5.2. Особенности слоговой структуры словау детей со стертой дизартрией
5.3. Обследование слоговой структуры слову детей со стертой дизартрией
ГЛАВА VIОсобенности лексико-грамматического строя речипри стертой дизартрии
6.1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
6.2. Особенности формирования лексики при стертой дизартрии
6.3. Исследование лексики у детей со стертой дизартрией
6.4. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
6.5. Нарушения формирования грамматического строя речиу детей со стертой дизартрией
6.6. Обследование грамматического строя языка детейсо стертой дизартрией
ГЛАВА VIIОсобенности просодической стороны речипри стертой дизартрии
7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
7.2. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией
7.3. Исследование просодической стороны речиу детей со стертой дизартрией
- Искажение родового окончания имени прилагательного выражается в нечетком, аморфном произношении окончания при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуры слов, входящих в словосочетание. Искажение родовых окончаний прилагательных единственного числа чаще всего происходит в именах прилагательных мужского рода. Эти ошибки стали самыми распространенными среди общего числа искажений родовых окончаний имен прилагательных. Искажение окончаний имен прилагательных среднего рода встречается реже. Самой малочисленной является группа ошибок, связанных с искажением окончаний имен прилагательных женского рода.
- Замена родовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. Замена родовых окончаний чаще всего происходит в прилагательных среднего рода. Окончания среднего рода заменяются окончаниями женского рода. Часто все словосочетания среднего рода оформляются по женскому роду. Это говорит о том, что дошкольниками со стертой дизартрией не усвоен род имен существительных. Замена окончаний имен прилагательных мужского рода окончаниями женского рода встречается реже. Обратная замена встречается значительно реже. Замена окончаний прилагательных среднего рода окончаниями мужского рода, и наоборот, составляют незначительный процент.
- Искажение числовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. Искажение числовых окончаний имен прилагательных касается множественного числа и встречалось часто.
- Замена числовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. Чаще всего встречается замена окончаний множественного числа окончаниями имен прилагательных и замена всего словосочетания во множественном числе словосочетанием в единственном числе. Обратные замены также достаточно распространены.
- Искажение суффиксов имен прилагательных при правильном согласовании их с именами существительными в роде и числе.
- Комбинированные ошибки, выражающиеся в сочетании грамматических ошибок с лексическими ошибками и ошибками, связанными с нарушением звуковой и слоговой структуры слов, входящих в словосочетание. Характер грамматических ошибок в составе комбинированных выражается в нарушении согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе, а также в неправильном употреблении суффиксов прилагательных. Комбинированные ошибки свидетельствуют о том, что синтаксические трудности очень часто сочетаются с морфологическими трудностями и с трудностями воспроизведения звуковой и слоговой структуры слова детьми со стертой дизартрией в сочетании с общим недоразвитием речи.
Среди выделенных групп грамматических ошибок наиболее распространенными являются ошибки, связанные с заменой родовых окончаний, искажением родовых окончаний.
Таким образом, несформированность грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется вариативностью симптоматики от незначительного отставания формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженного аграмматизма в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения форм слова из-за нечеткого кинестетического образа слова и особенно окончаний. Поэтому страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Следовательно, отклонения в развитии грамматического строя речи оказываются производными и носят характер вторичных нарушений у детей со стертой дизартрией.
6.6. Обследование грамматического строя языка детей
со стертой дизартрией
Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи.
Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания.
Предлагаемая система обследования грамматического строя речи сочетает традиционные для логопедии приемы обследования с некоторыми нейропсихологическими методами.
Программа обследования грамматического строя речи
I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)
1. Повторение предложений.
2. Составление простой модели предложений по картинкам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)
3. Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами.
4. Составление предложений повышенной сложности с прямым и косвенным дополнением.
5. Составление предложений из слов в начальной форме.
6. Верификация предложений.
7. Дополнение предложения предлогами.
8. Завершение союзного предложения словосочетанием.
9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.
II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)
1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.
2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.
3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места.
4. Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.
5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.
6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.
7. Винительный падеж с предлогами для обозначения места.
8. Творительный падеж для обозначения орудийности.
9. Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности.
10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.
III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
1. Именительный падеж.
2. Родительный падеж.
3. Дательный падеж.
4. Винительный падеж.
5. Творительный падеж.
6. Предложный падеж.
IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением.
1. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
2. Изменение числа глагола.
3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени.
V. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением.
1. Составление словосочетаний.
2. Составление предложений.
VI. Согласование имени существительного и числительного.
1. Именительный падеж.
2. Родительный падеж.
I. ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ АГРАММАТИЗМОВ)
1. Повторение предложений.
Материал: устное восприятие предложений, которые читаются 1‑2 раза.
Инструкция: «Повтори за логопедом».
В саду было много красных яблок.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Критерии оценки за грамматическое структурирование (для всех заданий):
4 балла - правильное выполнение;
3 балла - неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения;
2 балла - негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск более двух членов предложения;
1 балл - грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
0 баллов - отказ от выполнения.
Примечание:
Ребенок может воспроизводить предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. На успешность выполнения влияют также объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и литеральные парафазии, а также поиск слов и трудности удержания смысловой программы.
2. Составление предложений по картинкам. (Предложения простой модели: подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)
Материал: сюжетные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».
Девочка моет руки.
Мальчик режет хлеб.
Мальчик забивает гвоздь.
Дети лепят снеговика.
Кошка лакает молоко.
3. Составление предложений по картинкам. (Предложения сложной модели: с простыми и сложными предлогами.)
Материал: сюжетные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».
Мальчик играет в мяч (в футбол).
Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).
Мальчик лезет через забор.
Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).
Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати).
4. Составление предложений по картинкам. (Предложения повышенной сложности, модели сложного предложения с прямым и косвенным дополнением, однородными членами.)
Материал: сюжетные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку, и составь предложение».
Мужчина и женщина грузят сено на машину.
Школьница пришла навестить свою больную подругу.
Мальчик уступает место старушке в трамвае.
Врач приглашает больную пройти в кабинет.
Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.
Примечание.
Пробы 2, 3, 4 достаточно информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все эти ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки.
5. Составление предложений из слов в начальной форме.
Материал: слова.
Инструкция: «Логопед назовет слова, а ты составь из них предложение».
Доктор, лечить, дети.
Сидеть, синичка, на, ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Миша, собака, небольшая, бросить, косточка.
Петя, купит, шар, мама, красный.
Слова предъявляются до первого ответа.
Примечание.
Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При их выполнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении.
6. Верификация предложений.
Материал: деформированные предложения.
Инструкция: «Логопед будет читать предложение, если ты заметишь ошибку, то исправь ее».
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Примечание.
Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми. (