ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 623
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА IПроблема изучения стертой дизартриив специальной литературе
ГЛАВА IIКлинико-педагогическая характеристика детейсо стертой дизартрией в специальной литературе
ГЛАВА IIIОсобенности моторных функций у детейсо стертой дизартрией
3.1. Роль двигательного анализаторав развитии речевой деятельности
3.2. Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной)при стертой дизартрии
3.3. Диагностика нарушений моторного развития
ГЛАВА IVФонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии
4.1. Физиологические основы формирования речевой функции
4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе
4.3. Особенности фонетических нарушенийу детей со стертой дизартрией
4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией
4.5. Развитие фонематического слуха в онтогенезе
4.6. Особенности формирования фонематического слухау детей со стертой дизартрией
4.7. Диагностика сформированности фонематического слухау детей со стертой дизартрией
ГЛАВА VОсобенности звукослоговой структуры речипри стертой дизартрии
5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе
5.2. Особенности слоговой структуры словау детей со стертой дизартрией
5.3. Обследование слоговой структуры слову детей со стертой дизартрией
ГЛАВА VIОсобенности лексико-грамматического строя речипри стертой дизартрии
6.1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
6.2. Особенности формирования лексики при стертой дизартрии
6.3. Исследование лексики у детей со стертой дизартрией
6.4. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
6.5. Нарушения формирования грамматического строя речиу детей со стертой дизартрией
6.6. Обследование грамматического строя языка детейсо стертой дизартрией
ГЛАВА VIIОсобенности просодической стороны речипри стертой дизартрии
7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
7.2. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией
7.3. Исследование просодической стороны речиу детей со стертой дизартрией
4.6. Особенности формирования фонематического слуха
у детей со стертой дизартрией
Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.
Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.
Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер. Такого рода нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематического слуха вторичного характера проявляется у детей со стертой дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Дети плохо выполняют упражнения по различению слов, близких по своему звучанию (на материале картинок), по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов и т.д.
У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.
Нарушение четкости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушения кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.
Наши исследования, посвященные изучению состояния фонематического слуха у детей со стертой дизартрией, показали, что у некоторых детей трудности начинаются уже на I ступени, т.е. при дифференциации неречевых звуков. Дифференциация неречевых звуков свидетельствует о состоянии слухового внимания и является предпосылкой формирования фонематического слуха. Интересным наблюдением являются данные анамнеза. Почти у всех детей, испытывавших проблемы с дифференциацией неречевых звуков, в заключении отоларинголога диагностируются аденоидные разрастания (II-III степени). Другим важным наблюдением можно считать то, что знакомые звуки, часто встречающиеся в быту, на занятиях, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или малознакомые.
У большинства детей при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третьей попытки. При этом ярко выступает моторная неловкость. Некоторым детям задание недоступно. Дети отказываются от задания.
При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. С трудом выполняются задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу. При этом задании требуется хлопнуть в ладоши, если логопед в ряду многих слов произнесет слово ошибочно (шляпа - сляпа - хляпа - шляпа и т.п.).
Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток (2-4) детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков, При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие - глухие, твердые - мягкие - все дети оказываются несостоятельными. При исследовании дифференциации слогов и фонем у одной трети детей выявлены нарушения слухоречевой памяти.
Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.
У некоторых детей со стертой дизартрией основные трудности выявляются только при воспроизведении цепочки слогов (на базе сохранных звуков). Типичные нарушения выражаются в уподоблении второго слога первому, в перестановках слогов в цепочке слогов.
Многие авторы рекомендуют для успешного преодоления фонетических, лексико-грамматических нарушений, для профилактики дисграфии и дислексии проводить опережающее формирование фонематического слуха. Кроме того, хороший фонематический слух поможет детям различать в речи окружающих различные просодические характеристики и позволит успешно преодолевать нарушения просодики.
4.7. Диагностика сформированности фонематического слуха
у детей со стертой дизартрией
Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.
Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.
Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.
Система включает следующие пробы.
1) узнавание неречевых звуков;
2) различение высоты, силы, тембра голоса;
3) различение слов, близких по звуковому составу;
4) дифференциация слогов;
5) дифференциация фонем;
6) навыки элементарного звукового анализа.
При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.
1. Узнавание неречевых звуков
Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.
1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».
Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.
2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».
- гудок автомашины
- звон колокольчика
- переливание воды
- удары в бубен
3. Инструкция: «Скажи или покажи».
- Что шумит?
- Что гудит?
- Кто смеется?
- Что звучит?
- Что шуршит?
Логопед для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.
4. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко - тихо».
5. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо».
6. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение задания
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 баллов - отказ или невыполнение задания
2. Различение высоты, силы, тембра голоса
Цель: Исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».
Ребенка зовут по имени - 4 раза (каждый раз другой человек).
Произносят короткое [ау] - 4 раза (каждый раз другой человек).
2. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:
- кошка - котенок; мяу
(низко) мяу (высоко)
- свинья - поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)
- коза - козленок; мэ (низко) мэ (высоко)
- корова - теленок му (низко) му (высоко)
Логопед раздает детям картинки с изображениями животных - взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.
3. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?»
Мяу (громко) - белый;
Мяу (тихо) - черный.
4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял».
Ав (низко) - собака;
Ав (высоко) - щенок.
5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.
- Кто спал на моей кровати? (низко)
- Кто ел из моей миски? (средне)
- Кто сидел на моем стуле? (высоко)
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение задания
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 баллов - отказ или невыполнение задания.
Эти пробы позволяют определить, насколько ребенок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске.
3. Различение слов, близких по звуковому составу
Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.
1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай»:
шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;
баман, панан, банан, ваван, баван;
танки, фанки, шанки, танки, сянки;
витанин, митавин, фитамин, витамин;
бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;
альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;
птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;
квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка
Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.
2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк».
(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)
[п - б, п' - б']: почка - бочка, пашня - башня, порт - борт, пил - бил;