Файл: Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 610

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА IПроблема изучения стертой дизартриив специальной литературе

ГЛАВА IIКлинико-педагогическая характеристика детейсо стертой дизартрией в специальной литературе

ГЛАВА IIIОсобенности моторных функций у детейсо стертой дизартрией

3.1. Роль двигательного анализаторав развитии речевой деятельности

3.2. Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной)при стертой дизартрии

3.3. Диагностика нарушений моторного развития

ГЛАВА IVФонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии

4.1. Физиологические основы формирования речевой функции

4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе

4.3. Особенности фонетических нарушенийу детей со стертой дизартрией

4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией

4.5. Развитие фонематического слуха в онтогенезе

4.6. Особенности формирования фонематического слухау детей со стертой дизартрией

4.7. Диагностика сформированности фонематического слухау детей со стертой дизартрией

ГЛАВА VОсобенности звукослоговой структуры речипри стертой дизартрии

5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе

5.2. Особенности слоговой структуры словау детей со стертой дизартрией

5.3. Обследование слоговой структуры слову детей со стертой дизартрией

ГЛАВА VIОсобенности лексико-грамматического строя речипри стертой дизартрии

6.1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе

6.2. Особенности формирования лексики при стертой дизартрии

6.3. Исследование лексики у детей со стертой дизартрией

6.4. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе

6.5. Нарушения формирования грамматического строя речиу детей со стертой дизартрией

6.6. Обследование грамматического строя языка детейсо стертой дизартрией

ГЛАВА VIIОсобенности просодической стороны речипри стертой дизартрии

7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

7.2. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией

7.3. Исследование просодической стороны речиу детей со стертой дизартрией



31. Именительный падеж.

32. Родительный падеж.

Выводы


1. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксическая структура предложения) осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

2. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования грамматического строя речи.

3. Первый период развития грамматического строя речи характеризуется появлением однословного предложения, а затем и предложений из нескольких слов-корней.

4. Второй период развития грамматического строя речи характеризуется появлением первых форм слов, началом использования флексий, а также появлением служебных слов для выражения синтаксических связей и отношений.

5. Третий период в развитии грамматического строя речи характеризуется усвоением морфологической системы языка.

6. У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы.

7. Наличие ошибок, выражающихся в замене окончаний любого падежа нулевой формой (т.е. формой именительного падежа), является признаком полной несформированности грамматической категории падежа.

8. Ошибки, выявленные при построении простого предложения, выражающиеся в нарушении согласования имени существительного и глагола, говорят о недостаточной сформированности грамматического, синтаксического оформления высказывания, характерного для детей с ОНР II уровня.

9. Согласно онтогенезу, такие грамматические категории, как категория числа существительных и глаголов, а затем чуть позднее и категория рода, появляются достаточно рано. Наличие ошибок, связанных с категорией числа и рода, свидетельствуют о грубых аграмматизмах.

10. У детей со стертой дизартрией аморфное, неполное оформление окончаний (флексий) у прилагательных является неблагоприятным фактором, свидетельствующим о выраженных аграмматизмах, который в школьном возрасте могут отразиться на письме.

11. Поскольку у детей со стертой дизартрией, соответствующих по степени сформированности языковых средств третьему уровню, предполагается развернутая фразовая речь, то задача при обследовании заключается не только в констатации ошибок в грамматическом строе, но и в определении правильно сформированных грамматических средств языка. Предлагаемый график отчетливо демонстрирует, что сформировано в грамматическом строе, а что пока, недоступно ребенку.


12. Наиболее распространенными являются у детей с ОНР ошибки, связанные с заменой родовых окончаний. Основные трудности у дошкольников со стертой дизартрией возникают в употреблении словосочетаний среднего рода единственного числа. Лучше всего дети усваивают словосочетания имен прилагательных с именами существительными женского рода. Большое разнообразие ошибок имеется при употреблении суффиксов имен прилагательных, что говорит о больших трудностях в усвоении морфологической структуры слова.

13. Одним из прогностических признаков при обследовании возможности словоизменения существительных по всем падежам является обследование предложного управления. Образование неправильной падежной формы существительного свидетельствует об общем недоразвитии речи.

14. При обследовании синтаксического уровня сформированности грамматического строя речи выясняют, какие виды предложений доступны ребенку, какие синтаксические конструкции сформированы. При этом анализируется характер связи слов в предложении.

15. При обследовании словоизменения существительных по всем падежам выявленные ошибки, связанные с неумением пользоваться падежными окончаниями единственного числа, говорят о низком уровне развития грамматических средств языка.

Учебные вопросы и задания


1. Какие периоды выделены А.Н. Гвоздевым в развитии грамматического строя речи ребенка в онтогенезе?

2. Как называется первый период развития грамматического строя речи? В каком возрасте появляется в норме этап однословного предложения?

3. Как называется второй период развития грамматического строя речи в онтогенезе? В каком возрасте появляются первые формы слов в норме?

4. Когда наступает в норме этап использования флективной системы языка (окончаний) для выражения синтаксических связей слов?

5. Когда ребенок в норме усваивает служебные слова для выражения синтаксических отношений?

6. Как называется третий период развития грамматического строя речи? Когда в норме ребенок усваивает морфологическую систему языка?

7. У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы. В чем они выражаются?

8. Обследуйте грамматический строй речи ребенка - синтаксическое оформление высказывания.

9. Проведите обследование по выявлению морфемных аграмматизмов.

10. Обследуйте согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.



11. Постройте график - профиль грамматического строя речи ребенка-дошкольника.

ГЛАВА VII
Особенности просодической стороны речи
при стертой дизартрии

7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе


Просодика (просодия) - представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д.

Ниже приводим пояснения к характеристикам средств просодии.

Интонация

В понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Мелодика

Она фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Темп речи

Это важнейший компонент интонации. Темп - скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего.

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.

Тембр

Индивидуальный компонент интонации - тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.


Пауза

Особое место в интонации занимают паузы - это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая - только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации»

Сила голоса

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса

Это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным.

Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Ритм

Это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).