Файл: Курсовая работа по специальности 38. 02. 04 Коммерция (в торговле).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Екатеринбургский торгово-экономический техникум»

ОЦЕНКА РАБОТЫ___________
КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности 38.02.04 «Коммерция (в торговле)»
по профессиональному модулю

ПМ.01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью»
по теме «ВИЗУАЛЬНЫЙ МЕРЧЕНДАЙЗИНГ В РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЙТИИ» (примере торгового розничного магазина «Мо»)


Разработал студент

Группы 2к(9)

заочного отделения

Алмагамбетова Акмарал Сурагановна


____________ ________________

подпись расшифровка подписи
«____» _________ 202___г.


Руководитель курсовой работы

Сахипова Лилия Финисовна


________________

подпись расшифровка подписи

«____» _________ 202___г.




















г. Екатеринбург 2023

Содержание




1

Введение 3

1.Теоретические основы мерчандайзинга в розничной торговли 5

1.1. Понятие и экономическая сущность мерчандайзинга 5

в розничной торговле 5

1.2. Основные инструменты мерчандайзинга применяемые в торговле 7

1.3. Организация размещения и выкладка товаров в торговом зале магазина 11

2. Анализ VM в торговом предприятие 17

ООО «Ре Трейдинг» магазин «Мо» г.Тюмень 17

2.1. Организационно-экономическая характеристика 17

торгового предприятия ООО «Ре Трейдинг» магазин «Мо» 17

2.2. Анализ размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина «Мо» 18

2.3. Эффективность использования мерчандайзинга в магазине «Мо» 20

Заключение 22

Список литературы 24

Приложение А 26

Приложение Б 27

Приложение В 28



Введение



За последние годы развития маркетинга все большее внимание стали уделять таким инструментам, которые лишь с недавнего времени начали признаваться как полноценные и эффективные способы воздействия на поведение потребителей тех или иных товаров.

К таким инструментам относится мерчендайзинг.

Мерчендайзинг (англ.) - искусство торговать, комплекс мер, направленных на продвижение определенного товара, марки, упаковки, производимых непосредственно в месте продажи, торговом зале.

Появление мерчендайзинга ознаменовало новую эру не только в управлении поведением потребителей непосредственно торговцами, но и эру переоценки ценностей производителями товаров. 

  Актуальность темы заключается в том, что наиболее сильные конкурентные преимущества получают компании, не только выделяющиеся своими стандартными качествами (цена, качество), а те которые обращают внимание на такие «мелочи» как упаковка, внешний вид, расположение товаров на торговой площади и др., то есть использующие эффективные решения мерчендайзинга в практике организации своей деятельности.

Цель курсовой работы - повышение качества обслуживания потребителя на предприятии с помощью знаний мерчандайзинга.

Задачи курсовой работы:

1. Разобрать такое явление как мерчандайзинг;

2. Изучить систему мерчендайзинга в магазине;

3. Изучить инструменты мерчандайзинга, как средства невербальной маркетинговой коммуникации;

4. На практике рассмотреть и попытаться усовершенствовать мерчандайзинг в розничном магазине «Мо».
В ходе проделанной работы были изучены и систематизированы теоретические аспекты мерчендайзинговый деятельности, рассмотрен мерчендайзинговый подход на конкретном предприятии.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, в которых рассматриваются особенности выкладки товара, элементы атмосферы магазина и как это применяется на практике, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Информационную базу данной работы составляют: учебные пособия, интернет, материалы периодической печати.

Далее рассказывается об эффективностивных решениях мерчандайзинга. Особое внимание уделено приёмам и правилам мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли. Третья часть освещает применение мерчандайзинга на конкретном примере магазина «Мо» города Тюмени.






1.Теоретические основы мерчандайзинга в розничной торговли

1.1. Понятие и экономическая сущность мерчандайзинга

в розничной торговле



Мерчандайзинг - это комплекс мероприятий, направленный на продвижение товара, бренда, марки, которые проводятся в торговом зале. Мерчандайзинг призван определять набор продаваемых в розничном магазине товаров, способы выкладки товаров, снабжение их рекламными материалами, цены.

Более 70% решений о покупках конкретных товаров принимаются покупателями непосредственно в торговом зале. Магазин нередко называют местом встречи покупателя, товара и денег. Из этого делается один важный вывод: воздействие на потребителя непосредственно в местах продажи очень эффективно. Именно этот фактор способствовал формированию и развитию особого направления маркетинговой деятельности, которое получило определение мерчандайзинг.

Роль мерчандайзинга в розничной торговле не только значительна, но и имеет тенденцию к усилению. К факторам, влияющим на такое увеличение значимости мерчандайзинга в современной торговлеможно отнести следующие процессы:

Во-первых, развивается розничная сфера торговли, появляется все больше крупных торговых сетей, в основе действия которых лежит принцип самообслуживания, а значит, повышается самостоятельность покупателя, а с тем и возможность влияния на его решения.

В торговых залах размещение оборудования, отделов, секций, товаров по правилам мерчандайзинга в сочетании с информационным сопровождением позволяет активизировать, целенаправленно концентрировать и рационально распределять внимание покупателей. Кроме этого, правильный мерчандайзинг создаст более комфортные условия для покупателей, сократив число раздражителей в торговом зале, увеличит благосклонность покупателя именно к совершению покупок именно в этом магазине.

Помимо этого, в сетях розничной торговли мерчандайзинг позволяет сократить расходы на информирование посетителя внутри магазина, разместив стенды и товары в соответствии с поведением потребителя и так, чтобы минимизировать дополнительные усилия на привлечения его внимания. Это позволяет усовершенствовать торгово-технологический процесс предприятия, высвобождая не только материальные, но и людские ресурсы.

Во-вторых, происходит постоянное усиление конкуренции на рынке, ужесточается борьба за покупателей среди фирм. Для поддержания конкурентоспособности на современном рынке уже недостаточно использовать стандартные методы стимулирования сбыта продукции. Покупатели становятся все более избалованными и плохо восприимчивыми к различного рода манипуляциям. Они привыкают к скидкам, подаркам, а лотереям и вовсе перестают доверять. Поэтому фирмы, добивающиеся преимуществ над конкурентами, вынуждены бороться с такой адаптацией либо путем удорожания рекламных технологий и увеличения расходов на эти цели, либо путем поиска альтернатив, например, применением мерчандайзинга, что является более дешевым и более действенным способом, так как он основывается на устоявшихся привычках покупателей, на уже существующих предпочтениях.


Таким образом, мерчандайзинг может успешно заменить привычные методы стимулирования продаж, а его относительная дешевизна и «простота» применения подталкивает все больше руководителей к развитию этого направления своих фирмах.

Естественно, основным звеном в цепочке движения товара от производителя к покупателю, занимающимся непосредственно внедрением мерчандайзинга, является розничная торговля. Именно в этой сфере мерчандайзинг играет наибольшую роль. Частично о причинах такой значимости уже говорилось, но хотелось бы подытожить сказанное, перечислив все преимущества применения мерчандайзинга розничными продавцами. К ним относятся:

  • увеличение товарооборота, особенно товаров импульсивного спроса, обладающих высокой привлекательностью с точки зрения прибыли и пользующихся дополнительной маркетинговой поддержкой производителями этих товаров;

  • обеспечение привлекательности товаров для посетителей;

  • совершенствование торгово-технологических процессов и применение прогрессивных методов продаж;

  • сокращение издержек, связанных с информированием покупателей;

  • повышение эффективности эксплуатации торговых площадей;

  • обеспечение доступности товаров для покупателей без участия продавцов-консультантов;

  • создание комфортных условий для покупателей, и прививание им чувства, что они являются полноправными участниками процесса купли-продажи, который доставляет им удовольствие;

  • возможность выявления марок товаров, недостаточно поддерживаемых производителями и малоизвестных, но перспективных с точки зрения признания покупателями и их дальнейшее продвижение.

Несмотря на все перечисленные выше преимущества использования мерчандайзингового подхода, в России данный инструмент маркетинга все еще не нашел столь сильного распространения по сравнению с западными странами. Многие руководители российских фирм не уделяют мерчандайзингу должного внимания и недооценивают специалистов в этой области.

1.2. Основные инструменты мерчандайзинга применяемые в торговле


С помощью мерчандайзинга владелец торговой точки может решить следующие задачи:

  • увеличение оборота магазина в целом за счет увеличения количества лояльных покупателей;

  • стабилизирование спроса и избежание резких перепадов покупательской активности;

  • привлечение внимания покупателя к новым торговым маркам.


Все эти задачи решаются с помощью основных инструментов мерчандайзинга, таких как:

  1. планировка торгового зала и расстановка торгового оборудования;

  2. размещение товара в торговом зале и его выкладка на оборудовании;

  3. внешний вид места продажи и рекламное оформление;

  4. контроль за своевременным пополнением товарных запасов.

При планировке торгового зала и расстановке торгового оборудования важно учесть все существующие правила оптимального и эффективного расположения оборудования в торговой точке. В каждом магазине существует определенное направление движения покупателей, на которое влияет расположение входа, торгового оборудования и кассы. Движение потока покупателей должно быть рассчитано заранее и подобрано с максимальной выгодой, предоставляя на обозрение покупателю как можно больше товаров. Исследования показывают, что 80% покупателей просматривают все товары, расположенные на торговом оборудовании по периметру торгового зала. Ну а более «горячими» местами для размещения торгового оборудования являются начало потока покупателей и зона касс.

Кроме того, при расположении товарных групп в пространстве торгового зала необходимо учитывать, что покупатель приходит в магазин не только за продукцией целевого спроса. Клиент может совершить ряд «случайных» покупок и приобрести сопутствующие товары. К категории сопутствующих товаров относится взаимодополняющая друг друга продукция. Например, сигареты и зажигалки. Соблюдение элементарного принципа размещения сопутствующих товаров в непосредственной близости друг от друга позволяет значительно повысить объем продаж.

Особое внимание следует уделить выполнению еще одного требования эффективной выкладки товаров, то есть их оптимального расположения в торговом зале. Товары должны занимать свое определенное место в торговом зале в ряду конкурирующих или сопутствующих товаров. Соблюдение определенного порядка выставления продукции внутри ассортиментной группы облегчает задачу покупателю при выборе продукта, а продавцу облегчает учет товаров.

Исследования показали, что наиболее эффективным местом выкладки для магазина с прилавком было признано пространство близкое к кассе, на уровне взгляда потребителя среднего роста. Выкладка товаров в таких местах увеличивает оборот размещенного товара на 30-40%.

Особое значение имеет выбор товаров, которые размещены в наиболее эффективных местах выкладки. Наибольшую прибыль приносят товары массового спроса, имеющие быструю оборачиваемость и занимающие при этом минимальные торговые площади: жевательная резинка, сигареты, шоколадные батончики и т.д.