Файл: Практикум санктпетербург 2003 Министерство образования Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы шахтной аэромеханики
2. Правила безопасности при выполнении лабораторных работ на моделях
5. Размерность аэродинамических параметров
6. Оформление лабораторных работ
Работа 1. Изучение аэродинамической установки и приборов для измерения давления и депрессии
Работа 2. Измерение статической, скоростнойи полной депрессии
Работа 3. Определение количества воздуха,поступающего в модель
Работа 4. Определение фактора тягомера
Работа 5. Определение числа рейнольдса и режима движения воздуха
Работа 6. Измерение и исследование депрессиивентиляционного участка
Работа 7. Определение и исследование коэффициентов аэродинамического сопротивления трения
Работа 8. Определение и исследование коэффициентов местного сопротивления
Работа 9. Исследование аэродинамического сопротивления сети горных выработок
Работа 10. Исследование аэродинамического сопротивления вентиляционного окна
Работа 11. Определение коэффициента расхода воздуха
Работа 12. Исследование распределения воздухав двухструйном параллельном соединении
Работа 3. Определение количества воздуха,
поступающего в модель
Цель работы: получить опыт использования уравнения Бернулли для решения конкретных задач, научиться определять количество (расход) воздуха, поступающего в коллектор установки, оценить виды сопротивления и депрессии, закрепить навыки работы с измерительными приборами и обработки результатов измерений.
Общие сведения
Участок 0 – 1, на котором производятся измерения статической депрессии, представляет собой коллектор модели, через который воздух из атмосферы лаборатории входит в установку. Уравнение Бернулли для этого участка при отсутствии естественной тяги (he =0) в соответствии с формулой (3) принимает вид
h ст 0 -1 + h ск 0 -1 = h вх 0 – 1 (17)
где h ст 0 -1 – статическая депрессия на участке 0–1; h ск 0-1 – скоростная депрессия на этом же участке; h вх 0 – 1 – депрессия (потеря давления), расходуемая на преодоление сопротивления входа в коллектор установки.
В соответствии с формулой (6)
hск 0 - 1= p ск 0 – pск1 = ( v02 - v12 ) γ / 2g , (18)
где v0 и v1 – средние скорости движения воздуха соответственно в атмосфере лаборатории и в коллекторе, где расположена точка 1, м/с; γ – удельный вес воздуха (см. формулу 15).
Так как v0 = 0, а v1>0, то h ск 0-1= - γ v12/ 2g
В соответствии с этим уравнение (17) может быть представлено в виде
h ст 0 -1 = h вх 0 – 1 + γ v12/ 2g (19)
Физический смысл этих преобразований состоит в следующем. Так как величина hск 0-1 имеет отрицательный знак (разряжение), то она трактуется как сопротивление движению воздуха и по абсолютной величине суммируется с сопротивлением входа hвх 0–1. Это свидетельствует о том, что энергия давления вентилятора на участке 0–1 (статическая депрессия h ст 0 –1 ) расходуется не только на преодоление сопротивления входа, но и на «разгон» воздуха со скорости v0 = 0 в атмосфере до v1>0 в точке 1.
Между первым и вторым слагаемым в правой части формулы (19) есть существенное различие. Часть энергии давления h ст 0 –1 , расходуемая на преодоление сопротивления входа (h
вх 0 – 1 ), безвозвратно теряется, рассеиваясь в форме тепла; другая же ее часть, расходуемая на разгон воздуха (γ v12/ 2g), переходит в кинетическую (скоростную) энергию воздушного потока, т.е. энергия давления переходит в энергию движения.
Энергия, затрачиваемая на преодоление сопротивления входа (вход в коллектор рассматривается как местное сопротивление), пропорциональна скоростной энергии потока, т.е.
h вх 0 – 1 = ξ к γ v12/ 2g (20)
где ξ к = 0,05 - безразмерный коэффициент местного сопротивления на входе в коллектор (величина его установлена эмпирически).
Подставив выражение (20) в формулу (19), получим
h ст 0 -1 = (ξ к +1) γ v12/ 2g (21)
Из формулы (21) следует, что, измерив статическую депрессию на входе в коллектор h ст 0 –1, можно определить среднюю скорость движения воздуха в коллекторе1:
v1=[( 2g h ст 0 – 1) / 1,05 γ ]0,5 (22)
Зная среднюю скорость v1 и площадь поперечного сечения коллектора S1 =0,0021 м2, можно определить количество воздуха, поступающего в коллектор модели
Q = v1S1 (23)
План работы
1. Вспомните основы аэромеханики, устройство аэродинамической установки, технику измерения депрессии и обработки результатов измерений.
2. Подготовьте табл.3.
3. Измерьте статическую депрессию h ст 0 – 1 на участке 0 – 1 при трех различных положениях шиберов:
- при полностью открытом шибере 1 и закрытом шибере 2;
- при полностью открытом шибере 2 и закрытом шибере 1;
- при двух полностью открытых шиберах 1 и 2.
Исходные данные и результаты измерений занесите в подготовленную табл.3.
4. Для каждого из трех положений шиберов определите:
- среднюю скорость движения воздуха v1 в коллекторе по формуле (22);
- количество воздуха Q, поступающего в коллектор по формуле (23);
- величину и знак скоростного разрежения hск 0-1 в коллекторе по формуле (18);
- величину депрессии hвх 0 – 1 , расходуемой на преодоление входа в коллектор, по формуле (20).
5. Замеренные и рассчитанные показатели занесите в табл. 6 и проанализируйте их.
Таблица 6
Номер открытого шибера | h ст 0 –1 | h ск 0-1 | h вх 0 – 1 | v1 , м /c | Q, м3/c |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
1 и 2 | | | | | |
6. Оформите и защитите отчет.
Контрольные вопросы
1. Какими приборами можно измерить депрессию h ст 0 –1 ?
2. Разностью давлений в каких точках является депрессия h ст 0 –1 ?
3. Какое давление измеряется в точке 1- полное или статическое ?
4. При работе вентилятора где статическое давление больше и почему – в атмосфере или в точке 1? А если вентилятор выключен?
5. На что расходуется энергия вентилятора на участке 0 – 1?
6. Какая часть этой энергии теряется, рассеиваясь в форме тепла, а какая преобразуется из одной формы в другую?
7. При каком положении шиберов и почему в коллектор поступает наибольшее и наименьшее количество воздуха?
8. При каком положении шиберов и почему величина депрессии h ст 0 –1 максимальна (минимальна)?
9. Действует ли в сечении, где расположена точка 1, скоростное давление? Как его можно было бы измерить и рассчитать?
10. От каких факторов зависит величина скоростного давления?
11. Чему равно полное давление в сечении точки 1?
12. Влияет ли величина атмосферного давления и температура воздуха на величину h ст 0 –1 ?
Работа 4. Определение фактора тягомера
Цель работы: изучить устройство тягомера, правила работы с ним, определить значение фактора тягомера, закрепить навыки измерения депрессии и обработки результатов измерений.
Общие сведения
В последующих лабораторных работах предусмотрен одновременный замер депрессии в нескольких пунктах модели. Для этого требуется два измерительных прибора: два микроманометра или микроманометр и тягомер. Для определения величины депрессии тягомером по формуле (13) необходимо знать величину его фактора Кт.
Очевидно, что величина депрессии какого-либо участка модели не зависит от типа прибора, которым эта депрессия измеряется. Поэтому, измерив величину депрессии на одном и том же участке (при прочих равных условиях) микроманометром и тягомером, мы должны исходить из равенства h = hм = hт , где hм и hт – величина депрессии, замеренная микроманометром и тягомером соответственно.
Так как hт = Кт hнт γж = hм , то Кт = hм / hн т γж
Для большей достоверности определения Кт измерения проводятся при разных расходах воздуха, изменяемых с помощью шибера.
План работы
1. Изучите устройство тягомера и правила работы с ним (см. стр.18 – 19)
2. Обновите знания об аэродинамической установке, микроманометре и правилах работы с ним.
3. Подготовьте табл.3.
4. При закрытом шибере 1 и полностью открытом шибере 2 измерьте микроманометром депрессию на участке 5 – 8 (hм = h5-8 ). Не меняя положения шиберов, измерьте депрессию на этом же участке тягомером (hт = h5-8 ).
5. Прикройте (примерно наполовину) шибер 2 и вновь замерьте депрессию на участке 5 – 8 сначала микроманометром, а затем тягомером.
6. Повторите те же замеры, прикрыв шибер 2 еще больше.
7. Исходные данные и результаты всех замеров микроманометром и тягомером занесите в табл. 3.
8. Рассчитайте значения Ктi для каждой из трех пар замеров и вычислите среднеарифметическое значение Кт ср .
9. Результаты замеров и расчетов сведите в табл. 7. При значительном разбросе значений Ктi (более 5%) измерения следует повторить.
Таблица 7
Порядковый номер пары замеров | hм мм вод. ст. | hнт, мм вод. ст. | Ктi | Кт ср |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 2 3 | | | | |
10. Оформите и защитите отчет.
Контрольные вопросы
1. Для чего служит тягомер?
2. Какие виды депрессии можно измерить тягомером?
3. От чего зависит величина фактора тягомера?
4. В чем отличие тягомера от микроманометра?
5. Что такое статическая депрессия на участке 5 – 8 ?
6. В какой точке модели статическое давление больше – в точке 5 или 8? Обоснуйте это.
7. Где статическое давление выше – в атмосфере лаборатории или в точке 5? Обоснуйте это.
8. Как и почему меняется величина депрессии на участке 5 – 8 при изменении положения шибера 2?
9. Как менялась бы при этом величина депрессии на том же участке в нагнетательном трубопроводе? Как выглядела бы при этом схема подключения микроманометра и тягомера к точкам 5 и 8?
10. Какими приборами можно измерять статическую, полную и скоростную депрессии?
11. Можно ли определить значение Кт по изложенной методике, если все измерения выполнять не на участке 5 – 8, а на участке 1 – 8 или регулировать расход воздуха не шибером 2, а шибером 1?
Работа 5. Определение числа рейнольдса
и режима движения воздуха
Цель работы: закрепить навыки работы с измерительными приборами и обработки результатов измерений, научиться определять режим движения воздуха в выработках.
Общие сведения
Движение воздуха по любому каналу может быть ламинарным или турбулентным. Режим движения воздуха в воздухопроводе определяется при помощи специального критерия – числа Рейнольдса
Re = v D / ν (24)
где: v – средняя скорость движения воздуха в воздуховоде, м/c; ν – кинематическая вязкость воздуха, ν = 1,5 10-5 м2/с; D – гидравлический диаметр воздухопровода, м.
D = 4S / P (25)
где: S и P – соответственно площадь, м2 и периметр, м поперечного сечения воздухопровода.
Экспериментально установлено, что в гладких трубах при Re ≥ 2300 устойчиво турбулентное движение, а при Re < 2300 устойчиво ламинарное движение. В горных выработках ламинарное движение воздуха переходит в турбулентное при Re = 1000 – 1500.
Закон движения воздуха в воздухопроводе описывается зависимостью
h = R Q n (26)
где: h – депрессия воздухопровода; R – аэродинамическое сопротивление трения в воздухопроводе; Q – количество воздуха, проходящего по воздухопроводу, м3 /c; n – показатель степени, зависящий от режима движения воздуха: при ламинарном режиме n = 1, при турбулентном n = 2.