Файл: Практикум санктпетербург 2003 Министерство образования Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы шахтной аэромеханики
2. Правила безопасности при выполнении лабораторных работ на моделях
5. Размерность аэродинамических параметров
6. Оформление лабораторных работ
Работа 1. Изучение аэродинамической установки и приборов для измерения давления и депрессии
Работа 2. Измерение статической, скоростнойи полной депрессии
Работа 3. Определение количества воздуха,поступающего в модель
Работа 4. Определение фактора тягомера
Работа 5. Определение числа рейнольдса и режима движения воздуха
Работа 6. Измерение и исследование депрессиивентиляционного участка
Работа 7. Определение и исследование коэффициентов аэродинамического сопротивления трения
Работа 8. Определение и исследование коэффициентов местного сопротивления
Работа 9. Исследование аэродинамического сопротивления сети горных выработок
Работа 10. Исследование аэродинамического сопротивления вентиляционного окна
Работа 11. Определение коэффициента расхода воздуха
Работа 12. Исследование распределения воздухав двухструйном параллельном соединении
3.5. По формуле (30) определите величину и знак скоростной депрессии hск на каждом из исследуемых участков модели.
3.6. По формуле (29) определите депрессию hсопр на каждом из исследуемых участков.
3.7. Результаты замеров и расчетов сведите в табл.9.
Таблица 9
Ветвь модели | Расход воздуха в ней Q, м3/с | Пункты замера | Средняя скорость движения воздуха vi , м/c в пункте замера | Участок модели | Величина депрессии участка, мм вод. ст. | ||
h ст | h ск | h сопр | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Верхняя | | 0 1 2 3 4 8 | | 0-1 1-2 2-3 3-4 4-8 | | | |
0-2 0-3 0-4 0-8 | | | | ||||
Нижняя | | 0 1 5 6 8 | | 0-1 1-5 5-6 6-8 | | | |
0-5 0-6 0-8 | | | |
Примечание: в графе hск указывается величина и знак скоростной депрессии.
Рис. 10. Депрессиограммы верхней (В) и нижней (Н) ветвей модели
4. Исследуйте нижнюю ветвь модели при открытом шибере 2 и полностью закрытом шибере 1. Для этого нужно выполнить те же замеры, расчеты и действия, что и в пункте 3, но для точек 0,1,5,6,8.
5. Результаты замеров депрессии h сопр 0-i по обеим ветвям модели изобразите графически (рис.10) и проанализируйте графики (по оси ординат откладываются значения депрессии
, а по оси абсцисс – расстояния i-ой точки от входа в коллектор модели). Значения этого расстояния L o-i приведены в табл.10.
6. Оформите и защитите отчет.
Таблица 10
Ветвь модели | Номер точки замера | Расстояние точки от входа в коллектор L , м |
1 | 2 | 3 |
Верхняя | 1 2 3 4 8 | 0,03 0,27 0,86 1,46 2,33 |
Нижняя | 1 5 6 8 | 0,03 0,69 1,29 1,99 |
|
Контрольные вопросы
1. Что выражает депрессия участка?
2. Из каких слагаемых состоит энергия потока воздуха на любом участке?
3. На что расходуется энергия потока на участке 0-1, на участке 1-2, 2-3, 3-4, 4-8, 1-5, 5-6, 6-8?
4. На каком участке и почему депрессия h сопр ,больше: 2-3 или 3-4, 2-3 или 4-8?
5. Объясните знак h с к на каждом из исследуемых участков модели.
6. Объясните, почему величина депрессии h сопр на одних участках модели больше h с т , а на других меньше h с т ?
7. На каких участках модели и почему величина h сопр = h с т ?
8. На каком участке и почему депрессия h сопр больше: 0-3 или 0-5?
9. Почему на любом из участков 0-i модели величина h сопр < h с т ?
10. В какой ветви модели расход воздуха больше и почему?
11. Депрессия h сопр 0-8 больше при движении воздуха по верхней или по нижней ветви модели? Почему?
12. Как определить величину статического давления в любой из измерительных точек модели?
13. Как измерить статическую депрессию какого-либо участка реальной горной выработки и депрессию, расходуемую на преодоление сопротивления движению воздуха?
14. Как изменятся показания микроманометра на рис.9, если его присоединить не к «минусовым», а к «плюсовым» концам обеих трубок Пито?
Работа 7. Определение и исследование коэффициентов аэродинамического сопротивления трения
Цель работы: закрепление навыков по измерению депрессии; изучение методики экспериментального определения коэффициента α; установление зависимости величины коэффициента α от параметров крепи.
Общие сведения
Депрессия, расходуемая на преодоление аэродинамического сопротивления при трении воздуха о поверхности, ограничивающие выработки, рассчитывается по формуле
h т р = R т р Q 2 (31)
где: R т р – аэродинамическое сопротивление трения; Q – количество воздуха, проходящего по выработке, м 3/c; если h т р измеряется в мм вод. ст. (кгс /м 2), то величина R т р имеет размерность киломюрг (кμ или кгс с2 / м 8);
R т р = α PL /S 3 (32)
S – площадь поперечного сечения выработки, м2; P – периметр этой площади, м; L- длина выработки, м; α – коэффициент аэродинамического сопротивления трения, кгс с2 /м 4 .
Из формул (31) и (32) следует:
α = h т р S 3 / LPQ 2 (33)
Периметр и площадь сечения выработки связаны зависимостью P = КфS 0,5 , где Кф – коэффициент формы поперечного сечения; для выработок круглого сечения Кф = 3,54, сводчатого и арочного Кф = 3,80, квадратного – 4,00, трапециевидного и прямоугольного – 4,16. В соответствии с этим, величину α можно определять по формуле
α = (h т р S 2,5 ) / KфLQ 2 (33а)
Таким образом, зная величины параметров, входящих в формулу (33) или (33а), можно определить величину коэффициента α. В горных выработках при числе Рейнольдса Re> (0.5 – 1) 105 величина коэффициента α зависит от степени шероховатости поверхностей, ограничивающих выработку. В свою очередь, степень шероховатости поверхностей выработки определяется величиной и формой площади ее поперечного сечения, наличием или отсутствием в ней крепи, а также видом и параметрами этой крепи. При рамной и арочной крепи величина коэффициента α зависит от толщины (диаметра) элементов крепи (арок, стоек, верхняков) и расстояния между рамами или арками.
Показателем шероховатости служат продольный калибр крепи Δ = а / d и относительная шероховатость ε = d /D, где а – расстояние между центрами соседних рам (арок); d – толщина (диаметр) элементов крепи, м; D – гидравлический диаметр выработки, м, (см. формулу 25).
Рис. 11. Зависимость коэффициента α от продольного калибра крепи Δ
Энергия движущегося по выработке воздуха расходуется на преодоление трения о крепь, лобового сопротивления ее элементов и образование вихрей между рамами или арками.
При сплошной крепи (а = d и Δ =1) лобовое сопротивление и вихри практически отсутствуют и энергия потока расходуется только на преодоление трения. С увеличением расстояния между рамами или арками (а > d и Δ >1) увеличивается и лобовое сопротивление, и вихревые зоны, поэтому увеличивается и коэффициент α. Опыт показывает, что максимальное сопротивление движению воздуха крепь оказывает при Δ = 4 – 6. При дальнейшем увеличении расстояния между рамами сопротивление крепи движению воздуха падает, т. к. уменьшается число рам в выработке. Минимальное сопротивление имеет место при отсутствии крепи в выработке (Δ = ∞ ). Характер зависимости α = f (Δ) представлен на рис 11.
Объектами исследования в работе 7 являются участки 3-4 и 5-6 модели. На этих участках отсутствуют повороты, сужения и расширения струи, не меняется ее скорость и действует только аэродинамическое сопротивление трения, т.е. в уравнении Бернулли (3) h ск = 0 и hсопр = hтр . В соответствии с этим уравнение Бернулли для этих участков принимает вид hст = hтр , т.е. статическая депрессия, создаваемая работой вентилятора, расходуется только на преодоление аэродинамического сопротивления трения.
Параллельно с измерением статической депрессии на участках 3-4 и 5-6 измеряется и статическая депрессия на участке 0-1 для того, чтобы определить количество воздуха, поступающего в коллектор установки и проходящего через исследуемые участки.
План работы
1. Изучите общие сведения, относящиеся к данной работе.
2. Вспомните основы шахтной аэромеханики, устройство аэродинамической установки и правила измерения депрессии в ее точках.
3. Подготовьте табл.3
4. Определите значение коэффициента α на участке 3-4. Для этого выполните указанные ниже действия.
4.1. На участках 0-1 и 3-4 при закрытом шибере 2 и открытом шибере 1 выполните по три измерения статической депрессии h 0-1 и h 3-4 при различных значениях расхода воздуха (при трех разных положениях шибера 1). Измерения на обоих участках выполняйте одновременно, используя два микроманометра или микроманометр и тягомер. При наличии одного прибора последовательно замерьте им депрессию на обоих участках (0-1 и 3-4) при полностью открытом шибере 1. Прикройте шибер 1 и повторите замеры, затем прикройте шибер 1 еще больше и выполните третью пару замеров. Исходные данные и результаты замеров занесите в табл.3.
4.2. По формулам (22) и (23) определите среднюю скорость v1 движения воздуха в коллекторе и количество Q поступающего в модель и на участок 3-4 воздуха для каждого из трех положений шибера 1.
4.3. По формуле (33) рассчитайте значения α для участка 3-4 при каждом из трех положений шибера 1. Значения S и P примите по табл.1; L 3- 4 = 0,6 м; значения h тр = h 3-4 и Q примите в соответствии с выполненными замерами и расчетами.
4.4. По трем вычисленным значениям α i определите среднеарифметическое значение α ср. Разброс значений α i не должен превышать ± 5% от α ср. Значения α i с бόльшими отклонениями отбрасываются как ошибочные или производятся их повторные измерения и расчет.
4.5. Исходные данные и результаты сведите в табл. 11.
5. Определите значение коэффициента α на участке 5-6. Для этого выполните те же действия, что и в пункте 4, но для участков 0-1 и 5-6 при закрытом шибере 1; расход воздуха регулируйте шибером 2.
6. Объясните причины различий в значениях α на участках 3-4 и 5-6.
7. Установите зависимость величины коэффициента α от продольного калибра крепи Δ. Для этого нужно взять данные о значениях α у студентов, выполнявших эту работу на других моделях с иными значениями Δ (см.табл.1), и по восьми значениям α и Δ построить график зависимости α = f (Δ) (рис. 11.)
Таблица 11
Участок модели | Длина участка L, м | Площадь поперечного сечения S, м2 | Периметр площади P, м | Продольный калибр крепи Δ | Номер замера | Статическая депрессия участка h ст, мм вод. ст. | Расход воздуха на участке Q, м3/c | αi | αср |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3-4 | | | | | 1 2 3 | | | | |
5-6 | | | | | 1 2 3 | | | | |