Файл: 33. Конкурентоспособность товара сущность и проблемы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты вопроса: «Конкурентоспособность товара: сущность и проблемы»
1.1.Понятие, сущность товара его классификация
Глава 2. Методология исследования конкурентоспособности товара
2.1. Значение и обеспечение конкурентоспособности товара
2.2. Выбор образца и определение набора параметров конкурентоспособности товара и услуг
2.3. Расчет интегрального показателя конкуренции товара и услуг
Глава 3. Конкурентоспособность товара на примере предприятия
3.1. Общая характеристика ОАО «ПЕТРПРОДУКТ»
3.2. Анализ конкурентоспособности товара ОАО «ПетрПродукт»
КАЧЕСТВО – ДОСТАВКА – ЦЕНА - АССОРТИМЕНТ
33. Конкурентоспособность товара: сущность и проблемы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
2
Глава 1. Теоретические аспекты вопроса: «Конкурентоспособность товара: сущность и проблемы» 6
1.1.Понятие, сущность товара его классификация 6
Глава 2. Методология исследования конкурентоспособности товара 20
2.1. Значение и обеспечение конкурентоспособности товара 20
2.2. Выбор образца и определение набора параметров конкурентоспособности товара и услуг 23
2.3. Расчет интегрального показателя конкуренции товара и услуг 24
Глава 3. Конкурентоспособность товара на примере предприятия 27
ОАО «ПЕТРПРОДУКТ» 27
3.1. Общая характеристика ОАО «ПЕТРПРОДУКТ» 27
Каждый отдел имеет своего руководителя, которые являются партнерами по бизнесу. Торговый зал включает в себя следующие отделы: отдел продаж, отдел закупок и отдел рекламного маркетинга. 28
3.2. Анализ конкурентоспособности товара ОАО «ПетрПродукт» 29
КАЧЕСТВО – ДОСТАВКА – ЦЕНА - АССОРТИМЕНТ 35
3.3. Пути повышения конкурентоспособности товара 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, фирм выпускающих однородную продукцию огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособных товаров и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия, поэтому эта тема актуальна на сегодняшний день.
Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем, объеме продажи товаров данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Одним из элементов стратегии повышения качества товара являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товара является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных продукции. Из проделанной нами работы мы выявили, что на качество товара влияют такие группы факторов как внешние и внутренние. Внешние, так же как и внутренние факторы, самым существенным образом влияют на качество выпускаемых товаров и поэтому необходимо, чтобы показатели качества отвечали следующим основным требованиям:
1) способствовали планомерному повышению эффективности производства;
2) учитывали современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;
3) были стабильными;
4) характеризовали все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижением издержек производства. Вышеприведенный анализ показывает, что экономический спад в России является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности. В свою очередь, причинами низкой конкурентоспособности предприятий России являются не столько технологические проблемы или отсутствие источников финансирования, сколько низкая эффективность маркетинга предприятий, а также негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и
разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.
В настоящее время далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.
В настоящее время далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.
Цель работы – рассмотреть конкурентоспособность товара: сущность и проблемы.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
-
Определить понятие и сущность качества и конкурентоспособности товара; -
Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность продукции; -
Оценить уровень конкурентоспособности товара ОАО «ПетрПродукт». -
Определить возможные пути повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой данным предприятием.
Объектом исследования является ОАО «ПетрПродукт».
Предмет исследования – конкурентоспособность товара и услуг данной фирмы на внутреннем рынке.
Глава 1. Теоретические аспекты вопроса: «Конкурентоспособность товара: сущность и проблемы»
1.1.Понятие, сущность товара его классификация
Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи. Наряду с понятием «товар» существует понятие «товарная единица».
Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Каждую отдельную товарную единицу, предлагаемую потребителям, можно рассматривать относительно трех уровней:
-
товар по замыслу - это та основная услуга, которую действительно приобретает покупатель; -
товар в реальном исполнении - это предлагаемый на продажу товар с определенным набором свойств, внешним оформлением, уровнем качества, марочным названием и упаковкой; -
товар с подкреплением - это товар в реальном исполнении в совокупности с услугами, его сопровождающими, такими, как гарантия, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка1.
В современных рыночных условиях предприятия вынуждены разрабатывать различные товарные классификации на основе присущих этим товарам характеристик. Для того чтобы выявить товары наибольшего спроса и местонахождение потребителей, применяют следующие классификации:
по степени долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на три группы:
-
товары длительного пользования - материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование; -
товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования;
На основе покупательских привычек потребителей существует разделение товаров народного потребления на следующие группы:
а) товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой.
Такие товары можно дополнительно подразделить на группы:
-
основные товары постоянного спроса, т. е. те товары, которые люди покупают постоянно; -
товары импульсной покупки покупают без всякого предварительного планирования и поисков, они, как правило, продаются во многих местах, поэтому потребители почти всегда могут их легко приобрести; -
товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них; производители организуют распространение этих товаров через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары;
б) товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления.
Товары предварительного выбора можно дополнительно подразделить следующим образом:
-
схожие - рассматриваются покупателем как изделия, одинаковые по качеству, но отличающиеся друг от друга по цене в такой мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке; -
несхожие - рассматриваются потребителем относительно их свойств в большей степени, нежели относительно цены. Именно поэтому при продаже несхожих товаров предварительного выбора необходимо иметь широкий ассортимент, чтобы удовлетворять самые разнообразные индивидуальные вкусы, и держать штат хорошо подготовленных продавцов, которые могли бы снабдить потребителя необходимой информацией и дать ему совет;
в) товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками и (или) отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия;
г) товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке1.
1.2. Проблемы качества товара, факторы, определяющие конкурентоспособность
Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции:
-
Качество товара и услуг; -
Цена товара и услуг; -
Уровень квалификации персонала и менеджмента; -
Технологический уровень производства; -
Доступность источников финансирования;
Качество продукции. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика продукции. Это способность товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно.
Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические, технические, эксплуатационные, эстетические, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.