Файл: Разработка урока по физической географии в 6 классе 14 Тема урока озёра и болота (6 класс) 14 заключение 26.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объектом исследования учебно-воспитательный процесс
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Системно-деятельный подход в обучении географии в 6 классах
Рисунок 1.1. Сущность системно-деятельностного подхода
Согласно методике можно выделить шесть уровней сформированности УПИ:
1 уровень – отсутствие интереса;
2 уровень – реакция на новизну;
4 уровень – ситуативный учебный интерес;
5 уровень – устойчивый интерес;
1.2. Принципы организации практической деятельности обучающихся
Таблица 1.Уровни сформированности учебных действий [7]
1.3. Практические работы, как основная форма развития умений
и навыков в практико-ориентированном обучении
Тематика обязательных практических работ в 5 - 6 классах по курсу «География. Землеведение»
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСА
ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССАХ
2.1. Методика проведения практических работ при обучении курса по физической географии
а) в соответствии с готовым планом, предоставленным учителем;
б) после предварительного инструктажа: как, что и в каком порядке делать;
в) при необходимости отвечать учителю на вопросы и каждый раз получать необходимую помощь [7].
Другой вопрос-форма представления результата практической работы:
Естественно, также возможно синтезировать различные формы представления результатов [11].
По форме речи практические задания могут быть устными и письменными.
2.2. Разработка урока по физической географии в 6 классе
Тема урока: «ОЗЁРА И БОЛОТА» (6 класс)
Цель: создать условия для формирования представления об озерах и болотах как видах вод гидросферы.
Форма обучения: урок комбинированный
Форма условия организации юрайт учебной вспомните деятельности: работать фронтальная
1.3. Практические работы, как основная форма развития умений
и навыков в практико-ориентированном обучении
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. [2,13]
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Тематика обязательных практических работ в 5 - 6 классах по курсу «География. Землеведение»
. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. [2]-
Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе. -
Чтение плана местности, карты. -
Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности. -
Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности. -
Нанесение географических объектов на контурную карту. -
Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану. -
Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени. -
Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса. [11]
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСА
ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССАХ
2.1. Методика проведения практических работ при обучении курса по физической географии
Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении [22].
Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например, практические работы по контурной карте, когда учащиеся размещают на ней изучаемые объекты - надписывают крупнейшие реки, обозначают высочайшие горы и величайшие равнины, наносят границы государств и др. Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике (например, определение высоты холма при изучении форм поверхности, проведение различных наблюдений за погодой и их обработка). Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся. Так, практическая работа по чтению и сопоставлению карт может подвести учащихся к теоретическим выводам о зависимости климата от широты места, особенностей строения рельефа, степени удаленности от океанов.В то же время часто выделяется важная характеристика ведения работы, которую можно назвать степенью когнитивной автономии. Например, школьник работает индивидуально, но выполняет свою работу:
а) в соответствии с готовым планом, предоставленным учителем;
б) после предварительного инструктажа: как, что и в каком порядке делать;
в) при необходимости отвечать учителю на вопросы и каждый раз получать необходимую помощь [7].
В описанных случаях работа школьника является лишь частично самостоятельной. Если после получения задания, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, учащийся сам определяет, как выполнять задание, и не получает помощи в процессе его выполнения, то он фактически работает самостоятельно. По форме проведения различают: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповая работа может проводиться как в парах, так и в группах с разным количеством учащихся, например, в небольших группах по 3-5 человек и в больших группах. На месте выполнения задание может быть «классным», то есть выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться как дома, так и в библиотеке, музее, компьютерном клубе и т. д., наконец, есть практические полевые работы. Не менее важны различия между программами работы по срокам их выполнения. Например, для выполнения заданий «определение географических координат точки на земном шаре» или «определение крайних точек континента на карте на примере Африки», если учащиеся обладают необходимыми навыками [27]. О подготовке кратких сообщений о городах России в 6 классе, подготовке «краткого исторического проспекта» и «карты достопримечательностей страны (на примере Италии)» в 6 классе или «подготовке рефератов по темам «мировые проблемы человечества» и др. это займет уже несколько часов. Подбор источника информации, способного обеспечить учащихсянеобходимыми знаниями на доступном уровне восприятия, является одним из наиболее сложных организационных вопросов подготовки практической работы, поскольку содержание и форма работы во многом зависят от наличия такого источника и реальной возможности его получения. предоставить им учеников [10].
Другой вопрос-форма представления результата практической работы:
- Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или фраз, а могут представлять собой связный текст — описательный, характеризующий предметы и (или) явления, пояснительный. Текстовый ответ может быть написан в виде таблицы. (Например, характеристики природных территорий, которые так ценились многими поколениями учителей.) Кроме того, в последние годы в список «практических работ» стали входить «доклады по...» и даже рефераты;
- Картографические работы, в том числе на контурных картах или на картах, нарисованных от руки. Это могут быть карты реальных территорий, вымышленных и гипотетических. Сюда вы можете включить карты, картодиаграммы, планы местности;
-
Графические работы в виде учебных рисунков, схем и т. д.;
-
Статистические документы, представленные в виде таблиц, графиков и диаграмм;
-
Фотографии, видео;
-
Мультимедийные продукты, такие как компьютерные презентации или веб-сайты.
Естественно, также возможно синтезировать различные формы представления результатов [11].
По форме речи практические задания могут быть устными и письменными.
Далеко не полное перечисление классификаций видов практической работы только укрепляет мнение о множественности термина «практическая работа по географии».
2.2. Разработка урока по физической географии в 6 классе
Тема урока: «ОЗЁРА И БОЛОТА» (6 класс)
Цель: создать условия для формирования представления об озерах и болотах как видах вод гидросферы.
Задачи:
образовательные
-
формирование понятия «озеро», представления о видах озёр, об образовании озерных котловин;
-
формирование представления о болотах и их значении; развивающие:
-
создание условий для развития познавательного интереса учащихся;
-
способствовать развитию умений работать с различными источниками информации;
-
способствовать развитию мыслительных операций (умению анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);