Файл: Разработка урока по физической географии в 6 классе 14 Тема урока озёра и болота (6 класс) 14 заключение 26.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Содержание образования обогащается новыми процедурными компетенциями за счет развития навыков использования информации, творческого решения научных задач и деловой практики.

В этих условиях возрастает роль учебной дисциплины «география», которая признана во всем мире, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов.

Цель исследования заключается в изучении роли практических работ в формировании географических умений и навыков при обучении курса физической географии в 6 классах.

Задачи работы:

Объектом исследования учебно-воспитательный процесс

Предмет исследования: теоретические основы и практика реализации школьного географического образования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Системно-деятельный подход в обучении географии в 6 классах

в свете новых ФГОС

Ключевое слово обучения в условиях ФГОС – деятельность. Успешное формирование учебной деятельности зависит от многих причин.

Диагностика это тот фундамент, на котором строится последующая учебная деятельность (УД) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, межличностных отношений и их интересов.

Формирование УД – процесс длительный, сложный и многоплановый. Очень важно, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов в нем: УД = УПИ + Ц + Уд + К + О

Все эти компоненты формируются у обучающихся на уроке. О том, как протекает УД, о ее уровне сформированности можно судить по этим структурным компонентам.

Рисунок 1.1. Сущность системно-деятельностного подхода

Согласно методике можно выделить шесть уровней сформированности УПИ:

1 уровень – отсутствие интереса;

2 уровень – реакция на новизну;

3 уровень – любопытство;

4 уровень – ситуативный учебный интерес;

5 уровень – устойчивый интерес;

6 уровень – обобщенный УПИ.

Каждый из уровней имеет свои диагностические признаки, наблюдая за активностью его учеников в классе, легко определить уровень подготовки UPI для каждого из них.

Курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека.

1.2. Принципы организации практической деятельности обучающихся

И именно здесь уместно высказывание Гелберта Спенсера: «великая цель образования-не знания, а действия».

Таблица 1.Уровни сформированности учебных действий [7]

1.3. Практические работы, как основная форма развития умений

и навыков в практико-ориентированном обучении

 Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. 

Тематика обязательных практических работ в 5 - 6 классах по курсу «География. Землеведение»

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСА

ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССАХ

2.1. Методика проведения практических работ при обучении курса по физической географии

Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении [22].

В то же время часто выделяется важная характеристика ведения работы, которую можно назвать степенью когнитивной автономии. Например, школьник работает индивидуально, но выполняет свою работу:

а) в соответствии с готовым планом, предоставленным учителем;

б) после предварительного инструктажа: как, что и в каком порядке делать;

в) при необходимости отвечать учителю на вопросы и каждый раз получать необходимую помощь [7].

Другой вопрос-форма представления результата практической работы:

Естественно, также возможно синтезировать различные формы представления результатов [11].

По форме речи практические задания могут быть устными и письменными.

Далеко не полное перечисление классификаций видов практической работы только укрепляет мнение о множественности термина «практическая работа по географии».

2.2. Разработка урока по физической географии в 6 классе

Тема урока: «ОЗЁРА И БОЛОТА» (6 класс)

Цель: создать условия для формирования представления об озерах и болотах как видах вод гидросферы.

Задачи:

образовательные

воспитательные:

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Форма обучения: урок комбинированный

Форма условия организации юрайт учебной вспомните деятельности: работать фронтальная

Таблица 2. Ход текст урока

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 ученика

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1





Оперативный подход позволяет воплотить принцип систематизации на практике. Затем он предполагает, что человек в процессе обучения должен не чему-то учиться, а чему-то учиться, то есть учиться выполнять какую-то деятельность, и знание должно быть условием для ее выполнения. Цель обучения - сформировать способы действий, которые обеспечивают результат учебной деятельности и способствуют развитию ключевых компетенций. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие учащихся неравномерно. Уровни сформированности компонентов учебной деятельности у обучающихся будут различаться. Чтобы вывести их на более высокий уровень (уровень 5,6), необходимо изменить содержание воспитательной работы, требования к учащимся, ввести новые формы организации воспитательной работы и т. д. УУД будет продуктивным, если компоненты обучения будут хорошо подготовлены.


1.3. Практические работы, как основная форма развития умений

и навыков в практико-ориентированном обучении



Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.

  Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. [2,13]

 Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. 


Тематика обязательных практических работ в 5 - 6 классах по курсу «География. Землеведение»

. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. [2]

  • Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.

  • Чтение плана местности, карты.

  • Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности.

  • Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности.

  • Нанесение географических объектов на контурную карту.

  • Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану.

  • Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени.

  • Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса. [11]




2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСА

ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССАХ


2.1. Методика проведения практических работ при обучении курса по физической географии


В настоящее время в методике преподавания географии, пожалуй, трудно найти более многозначный термин, чем программная практическая работа. Они представляют собой упражнения и тесты, индивидуальные и групповые, могут выполняться как обычное занятие или в форме игры. Если мы подойдем к определению практической работы по географии как понятия, то все перечисленные выше признаки являются переменными. Есть как минимум две важные вещи: это программные работы, то есть указанные в программе курса и обязательно оцениваемые преподавателем. Для практической работы в классном журнале должны быть отметки и по одной колонке для каждого ученика.

Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении [22].

Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например, практические работы по контурной карте, когда учащиеся размещают на ней изучаемые объекты - надписывают крупнейшие реки, обозначают высочайшие горы и величайшие равнины, наносят границы государств и др. Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике (например, определение высоты холма при изучении форм поверхности, проведение различных наблюдений за погодой и их обработка). Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся. Так, практическая работа по чтению и сопоставлению карт может подвести учащихся к теоретическим выводам о зависимости климата от широты места, особенностей строения рельефа, степени удаленности от океанов.

В то же время часто выделяется важная характеристика ведения работы, которую можно назвать степенью когнитивной автономии. Например, школьник работает индивидуально, но выполняет свою работу:

а) в соответствии с готовым планом, предоставленным учителем;

б) после предварительного инструктажа: как, что и в каком порядке делать;

в) при необходимости отвечать учителю на вопросы и каждый раз получать необходимую помощь [7].

В описанных случаях работа школьника является лишь частично самостоятельной. Если после получения задания, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, учащийся сам определяет, как выполнять задание, и не получает помощи в процессе его выполнения, то он фактически работает самостоятельно. По форме проведения различают: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповая работа может проводиться как в парах, так и в группах с разным количеством учащихся, например, в небольших группах по 3-5 человек и в больших группах. На месте выполнения задание может быть «классным», то есть выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться как дома, так и в библиотеке, музее, компьютерном клубе и т. д., наконец, есть практические полевые работы. Не менее важны различия между программами работы по срокам их выполнения. Например, для выполнения заданий «определение географических координат точки на земном шаре» или «определение крайних точек континента на карте на примере Африки», если учащиеся обладают необходимыми навыками [27]. О подготовке кратких сообщений о городах России в 6 классе, подготовке «краткого исторического проспекта» и «карты достопримечательностей страны (на примере Италии)» в 6 классе или «подготовке рефератов по темам «мировые проблемы человечества» и др. это займет уже несколько часов. Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся
необходимыми знаниями на доступном уровне восприятия, является одним из наиболее сложных организационных вопросов подготовки практической работы, поскольку содержание и форма работы во многом зависят от наличия такого источника и реальной возможности его получения. предоставить им учеников [10].

Другой вопрос-форма представления результата практической работы:

  1. Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или фраз, а могут представлять собой связный текст — описательный, характеризующий предметы и (или) явления, пояснительный. Текстовый ответ может быть написан в виде таблицы. (Например, характеристики природных территорий, которые так ценились многими поколениями учителей.) Кроме того, в последние годы в список «практических работ» стали входить «доклады по...» и даже рефераты;
  2. Картографические работы, в том числе на контурных картах или на картах, нарисованных от руки. Это могут быть карты реальных территорий, вымышленных и гипотетических. Сюда вы можете включить карты, картодиаграммы, планы местности;
  3. Графические работы в виде учебных рисунков, схем и т. д.;

  4. Статистические документы, представленные в виде таблиц, графиков и диаграмм;

  5. Фотографии, видео;

  6. Мультимедийные продукты, такие как компьютерные презентации или веб-сайты.

Естественно, также возможно синтезировать различные формы представления результатов [11].

По форме речи практические задания могут быть устными и письменными.

Далеко не полное перечисление классификаций видов практической работы только укрепляет мнение о множественности термина «практическая работа по географии».


2.2. Разработка урока по физической географии в 6 классе

Тема урока: «ОЗЁРА И БОЛОТА» (6 класс)




Цель: создать условия для формирования представления об озерах и болотах как видах вод гидросферы.

Задачи:

образовательные

  • формирование понятия «озеро», представления о видах озёр, об образовании озерных котловин;

  • формирование представления о болотах и их значении; развивающие:

  • создание условий для развития познавательного интереса учащихся;

  • способствовать развитию умений работать с различными источниками информации;

  • способствовать развитию мыслительных операций (умению анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);