Файл: Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности (теоретические аспекты).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическое изучение маркетинга
1.1 Понятие и классификация маркетинга
1.2 Принципы и функции маркетинга
1.3 Элементы маркетинговой структуры
2. Изучение маркетинга в различных сферах экономики
2.1 Особенности маркетинговой деятельности на рынке рекламы
3. Инновационные виды маркетинга в экономической деятельности
3.1 Роль интернет – маркетинга
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что маркетинг – это конечная концепция рыночного цикла, работа с рынком для осуществления обменов с целью удовлетворения потребностей и нужд людей. Процесс обмена требует работы: поиск клиентов, определение их потребностей, разработка правильных продуктов, продвижение на рынке, складирование, доставка, ценообразование, организация услуг, реклама. Роль маркетинга в экономике заключается в повышении эффективности торговли и операционной деятельности. На современном этапе маркетинг является выражением ориентированного на рынок мышления лидера, которое может не только реагировать на изменения рыночной среды, но и изменять саму среду, обеспечивая доступ к рынку, расширяя рынок и обеспечивая безопасность рынка.[1]
Реализация реформ в России, направленных на построение цивилизованной рыночной экономики, требует активного использования маркетинга, отражающего философию бизнеса, стратегию и тактику игроков рынка. В настоящее время все больше российских производителей товаров и услуг обращаются к современным маркетинговым методам и инструментам: маркетинговым исследованиям, продуктовой политике, маркетинговым коммуникациям, распространению продуктов и коммерческому ценообразованию.
Развитие маркетинга как важнейшего направления современной экономики требует его комплексного и эффективного правового регулирования.
Активная рыночная активность сегодня является краеугольным камнем экономического развития бизнеса. В настоящее время знание конечного пользователя и способность гибко реагировать на все его потребности становятся критическими. В противном случае продажа товара не может быть обеспечена, и прибыльность бизнеса снижается. Важно изучить различные формы и методы продажи товаров и их эффективность, работать над потребностями населения и повысить престиж торговой компании. Этот тип делового поведения бизнеса обычно связан с маркетингом, который зарекомендовал себя за рубежом, организовав производственную и сбытовую деятельность в конкурентной экономике.
Сегодня практически нет индустриально развитой страны, в которой маркетинговая деятельность в некоторой степени не практикуется. Компании, ориентирующиеся на маркетинг, более конкурентоспособны, менее убыточны и более прибыльны.
Таким образом, роль маркетинга во всех сферах экономики очень важна. В современном экономическом мире маркетинг является одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социально-экономического развития организаций.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность предприятия.
Предмет исследования – маркетинг в экономике.
Целью данного исследования является изучение маркетинга в различных сферах экономической деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теорию маркетинга;
2. Изучить маркетинг в разных секторах экономики;
3. Рассмотреть инновационные виды маркетинга в экономической деятельности
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых А.И. Архиповой, А.С.Булатова, И.А. Бланка, А.Ф. Власова, А.Д. Чудновского по проблемам обеспечения конкурентоспособности бизнеса и исследованию потребительских предпочтений.
Теоретической основой исследования являются статьи, учебные пособия, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретическое изучение маркетинга
1.1 Понятие и классификация маркетинга
Любого жителя России можно назвать потребителем. И тот, кто не говорит по-русски, также является потребителем, только тогда он называется consumer («консьюмер», англ.), или verbraucher (австр. нем.), или konsument (нем.), или как-то еще. Каждый раз, когда мы что-то потребляем, мы оказываем ненавязчивое влияние на окружающую нас социально-экономическую среду.[2]
Потребители действуют на продавцов. Продавцы, продав товар, оказывают влияние на дистрибьюторов, что, в свою очередь, влияет на производителей, а те – на поставщиков сырья. Каждый раз такое незаметное потребление приводит к волнам влияния, которые вовлекают все больше экономических субъектов в непрерывный процесс.[3]
У каждого участника процесса есть альтернатива – что потреблять. При выборе как минимум из двух предложений нам необходимо руководствоваться определенными критериями. Часто это очень конкретные критерии, такие как цена. Иногда их сложнее уловить (например, предпочтение бренда), в других случаях может возникнуть необходимость удовлетворить некоторые базовые потребности (например, неудовлетворенная потребность иметь власть над другими людьми может привести к появлению спортивного автомобиля).
Как раз для того, чтобы хорошо чувствовать себя на рынке, придуманы правила поведения, которые назвали на американский манер маркетингом.[4]
Маркетинг как философия бизнеса, стратегия и тактика участников рынка лежит в основе предпринимательской деятельности. Глубокие маркетинговые знания и способность использовать современные инструменты для эффективного влияния на рыночную ситуацию определяют успех бизнеса предпринимателя.[5]
Маркетинг позволяет четко определить состояние и перспективы развития рынка, его ключевые сегменты, а также нужды и потребности потребителей целевого рынка. Создание продукта с правильными потребительскими качествами, оптимизация цен, поиск квалифицированных посредников (обеспечение того, чтобы продукт широко распространялся и широко рекламировался), рекламные кампании для предоставления потребителям нужных знаний о продукте и желания покупать.[6]
Согласно официальному справочнику, опубликованному Европейской федерацией ассоциаций экономических и финансовых консультантов, в котором содержится описание концепции маркетинга, он охватывает 14 видов услуг: [7]
1. реклама и содействие сбыту,
2. корпоративный образ и отношения с общественностью,
3. послепродажное обслуживание заказчиков,
4. дизайн,
5. прямой маркетинг,
6. международный маркетинг,
7. исследование рынка,
8. стратегия маркетинга,
9. разработка новой продукции,
10. ценообразование,
11. розничная продажа и дилерские сети,
12. управление сбытом,
13. обучение сбыту,
14. социально-экономические исследования и прогнозирование.
К особенностям маркетинга относятся его специфические элементы:
- комплексное изучение рынка и использование различных инструментов маркетинговой деятельности;
- планирование товарного ассортимента;
- организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта;
- планирование сбытовых операций;
- управление товародвижением;
- организация до- и послепродажного обслуживания покупателей;
- формирование ценовой политики.[8]
В маркетинге большое внимание уделяется внешнему виду продукта, потребительским характеристикам и послепродажному обслуживанию.[9]
Следует отметить, что в дополнение к базовым знаниям в области маркетинга, руководитель отдела маркетинга должен соблюдать законодательные и нормативные требования, касающиеся организации рекламы, сроков и условий поставки, хранения и транспортировки продукции, способах и методах работы с дилерами, СМИ, стандартов и технических условий на продукцию предприятия.
Маркетинг должен играть важную экономическую роль в рыночной системе экономики. [10]Не только потому, что он эффективно сочетает спрос и предложение, но и потому, что он запускает благоприятный цикл экономического развития, в том числе:
- маркетинг выявляет неудовлетворенные потребности и разрабатывает хорошо адаптированные продукты;
- маркетинг осуществляет план действий, который приводит к созданию и росту спроса на новые продукты;
- увеличение спроса ведет к снижению затрат, что позволяет снизить цены, поэтому на рынок выходят новые группы клиентов.
Такое расширение рынка привлечет новые инвестиции, которые позволят добиться эффекта масштаба и разработки улучшенных или новых продуктов.[11]
Маркетинг является фактором экономической демократии, потому что он создает систему, которая:
а) «слышит» голос покупателя;
б) корректирует инвестиции и производство для удовлетворения ожидаемых потребностей;
в) учитывает разнообразие потребностей путем сегментации рынка;
г) стимулирует инновации и предпринимательство.[12]
Таким образом, отличительной особенностью маркетинга является то, что он включает в себя систему организации бизнеса предприятия, в которой разработка, производство и маркетинг товаров, рабочей силы и услуг осуществляется на основе комплексного анализа рынка с целью достижения высокой прибыли.[13]
1.2 Принципы и функции маркетинга
Любого жителя России можно назвать потребителем. И тот, кто не говорит по-русски, также является потребителем, только тогда он называется consumer («консьюмер», англ.), или verbraucher (австр. нем.), или konsument (нем.), или как-то еще. Каждый раз, когда мы что-то потребляем, мы оказываем ненавязчивое влияние на окружающую нас социально-экономическую среду.
Потребители действуют на продавцов. Продавцы, продав товар, оказывают влияние на дистрибьюторов, что, в свою очередь, влияет на производителей, а те – на поставщиков сырья. Каждый раз такое незаметное потребление приводит к волнам влияния, которые вовлекают все больше экономических субъектов в непрерывный процесс.[14]
Как общая экономическая функция многих предприятий-производителей товаров, маркетинг – выполняет ряд функций, раскрывающих свой созидательный потенциал:
- Аналитическая функция маркетинга – это изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы.[15]
- Исследование и выбор целевых рынков.
- Изучение потребителей.
- Сегментирование рынка.
- Формирование фирменной структуры.
- Анализ внутренней среды предприятия.
- Производственная функция – это создание новых товаров, которые бы наиболее соответствовали требованиям потребителей. Маркетинг воздействует на производство, пытаясь сделать его достаточно гибким, способным производить конкурентоспособные товары, соответствующие технико-экономическим параметрам, и с относительно низкими издержками.
- Разработка нового товара.
- Материально – техническое снабжение.[16]
Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:
- Централизованная форма. При этой форме снабженческие и складские функции осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими операциями. Эта структура характерна для небольших и средних предприятий.
- Система «снабсклад». Она состоит из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным группам материалов. Каждый из снабскладов полностью автономен и сам выполняет все снабженческие функции по своей группе материалов. Эта структура практикуется на предприятиях, потребляющих в большом количестве однородные виды материалов.
- Система цехового снабжения. При этой системе снабжение ведётся по территориально-производственному признаку. Склад обслуживает один определённый цех и в одной структурной единице совмещены все снабженческие функции. Эта система встречается редко.[17]
- Управление качеством товаров или услуг.
3. Сбытовая функция или функция продаж – эта функция маркетинга включает в себя все то, что происходит с товарами в промежутке времени после его производства и до начала потребления. Система товародвижения обеспечивает предприятию (и потребителю) создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в то время, когда он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества (сохранность во время транспортировки), на которое рассчитывает потребитель.[18]
- Организация системы ФОССТИС.
Это мероприятия по формированию спроса и стимулирования сбыта, адресно-ориентированные на покупателей, агентов и розничных торговцев.