Файл: Маркетинговые структуры предприятия (теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Ключевой проблемой в организации управления является маркетинговая структура системы управления.[1] Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Поэтому работа посвящена именно этой теме.

Необходимость изменения маркетинговой структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей.

Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений развития маркетинговой структуры предприятия.

Цель работы – обосновать важность и оценить эффективность маркетинговых структур предприятия

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы маркетинговой структуры предприятия

2. Изучить классификацию маркетинговых структур

3.Предложить совершенствование маркетинговой структуры предприятия

Объектом исследования выступает предприятие

Предмет исследования – маркетинговая структура управления предприятия.

Проблемы исследования, разработки и внедрения организационных структур управления в предпринимательские проекты нашли широкое отражение в зарубежной экономический литературе в трудах М. Альберта, Ф.Хедоури, Дж.К. Грейсона мл., А. Файоля, Г.Эмерсона, Ф. Тейлора, Г. Форда, М. Мескона, Д.Н. Хаймана, Р. Хейлбронера, Дж.Р. Хикса, Э. Чемберлина и др.

В отечественной экономической литературе проблеме исследования, разработке и внедрения организационных структур управления предприятий и организаций посвящены работы А.П. Егоршина, О.Г. Туровец, М.Г. Лапусты, Н.П. Любушина, И.Л. Борисенко, З.П. Румянцевой, Э.Е. Старобинского, и многих других.

Структура работы включает введение, три главы, заключение , список использованной литературы и приложения.


1. Теоретические основы маркетинговой структуры предприятия

1.1. Сущность и понятие маркетинговой структуры

Маркетинговая структура управления организации есть выражение целостности, взаимосвязи элементов управления в управляющей системе. Различают организационную структуру управления на уровне цеха, фирмы, отрасли, региона и т.п. [2]

Эффективность деятельности любой коммерческой организации в современных рыночных условиях во многом зависит от того, насколько быстро и адекватно ее руководство реагирует на изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на её внутрифирменные процессы и, соответственно, результаты её работы. При усиливающейся конкуренции и активизации изменений факторов внешней среды устойчивое развитие предприятия обеспечивает его способность к структурным и функциональным преобразованиям. Организационные структуры управления претерпевают кардинальные изменения, связанные с необходимостью своевременной и глубокой адаптации к динамично развивающейся рыночной среде.[3]

Одним из наиболее действенных методов адаптации предприятия к таким изменениям может стать переход от одного типа организационной структуры предприятия к другому, более приспособленному, с одной стороны, к внешним факторам, а с другой стороны, наиболее полно раскрывающему потенциал ее внутренних ресурсов в текущий момент и в перспективе.[4]

«Структура организации — это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации»

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции.[5] Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?[6]


Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.

Организационная структура связывает участников. Благодаря ней, люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.[7]

Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Управление

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.[8]

Правила, по которым работает организация

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Каждое предприятие является единым производственно-техническим организмом. Структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Факторами, определяющими структуру предприятия, являются: характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия.

Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив.[9] К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.[10]

Каждое предприятие является единым производственно-техническим организмом. Производственно-техническое единство — важнейшая черта предприятия. Оно определяется общностью назначения изготовляемой продукции или процессов ее производства и создает условия для квалифицированного и оперативного руководства предприятием.[11]


Предприятие может состоять из технологически однородных цехов или участков (прядильные цеха на прядильной фабрике, цеха мелкого, крупного и других видов литья на литейном заводе); из технологически разнородных цехов или участков, в результате совместных усилий которых выпускается определенная продукция (литейные, кузнечные, термические, механические и другие цеха машиностроительных заводов; прядильные, ткацкие и отделочные цеха текстильных фабрик; доменные, мартеновские и прокатные цеха металлургических заводов и т. п.)

Существенным признаком, объединяющим предприятие в единый организм, является наличие общего вспомогательного хозяйства, обслуживающего все части предприятия, а также единство территории (последнее в некоторых случаях, например на комбинатах, необязательно). Общее вспомогательное хозяйство и единство территории создают более тесные связи между отдельными звеньями предприятия.

Предприятие обладает также организационным единством, что означает наличие единого руководства, учета, стратегии развития.[12]

Важной чертой, характеризующей предприятие, является его экономическое единство, т. е. единство коллектива работников, занятых на нем, общность материальных, технических и финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Структура — это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними.[13]

Маркетинговая структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.

Маркетинговая структура предприятия определяется такими факторами:

-характер продукции и технологии ее изготовления,

-масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия.

Какого-либо устойчивого стандарта структуры не существует. Конкретная структура предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.

Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт продукции.

Чтобы обеспечить нормальное функционирование, предприятие должно иметь в своем составе цеха или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса.[14]


Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации постоянно ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов.[15]

Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным и всему предприятию в целом, нужны управляющие органы.[16] На эти органы возлагаются задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.[17]

1.2.Элементы маркетинговой структуры предприятия

Маркетинговая структура управления организацией представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементами структуры управления организацией являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Кроме того, связи могут носить линейный и функциональный характер.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.

Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.[18]

Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений.[19]

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.