Файл: Маркетинговые структуры предприятия (теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Степень (уровень) управления — это совокупность управленческих звеньев соответствующего иерархического уровня управления с определённой последовательностью их подчиненности снизу вверх — отношения подчинения (властные отношения внутри организации), верхний и нижний уровень. При трёх и более уровнях средний слой состоит из нескольких уровней.[20]

Факторы формирования организационных структур

Наличие тесной связи структуры управления с ключевыми понятиями управления — целями, функциями, персоналом и полномочиями свидетельствует о её значительном влиянии на все стороны работы организации. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют большое внимание принципам и методам формирования, выбору типов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия целям и задачам организации.

Многогранность содержания структур управления определяет разнообразие принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации и адаптироваться к возникающим изменениям. Она должна отражать функциональное разделение труда и объём полномочий работников управления, которые определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, а и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентирами общества.[21]

Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и при её построении необходимо учитывать условия, в которых она будет функционировать.

Необходимо придерживаться реализации принципа соответствия между функциями и полномочиями с одной стороны и квалификацией и уровнем культуры — с другой.[22]

Методы выбора типа маркетинговой структуры

Основные факторы, влияющие на выбор и проектирование организационных структур:

-характер производства (его отраслевые особенности, технологии, разделение труда, размер производства);

-внешняя среда (экономическая среда);

-организационные цели предприятия;

-стратегия предприятия.

Методы проектирования организационных структур:

-методы аналогий: использование аналогичных приёмов, опыта, проектирования организационных структур в аналогичных организациях;

-экспертный метод: основывается на различных проектах специалистов;

-структуризация целей: предусматривает разработку системы целей, её последующее сопоставление со структурой. Основа — системный подход;


-принцип организационного моделирования. Позволяет чётко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений.[23]

Суть: разработка формализованных, математических, графических, машинных описаний, разделение полномочий и ответственности в организации.

Анализ и оценка структуры управления в организации могут быть осуществлены по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.[24]

Требования к организационной структуре:

-гибкость;

-устойчивость: способность сохранять свойства под воздействием внешних факторов;

-экономичность: минимальные расходы;

-оперативность: скорость принятия решения;

-надёжность: обеспечение непрерывной работы элементов структуры;

-оптимальность: наличие рациональных связей при наименьшем числе уровней управления.[25]

2. Классификация маркетинговых структур

2.1. Понятие механического типа структуры управления

Механический тип структуры управления основан на чётком разделении труда и соответствии ответственности работников предоставленным полномочиям. Эти структуры называются иерархическими или бюрократическими.

Наиболее распространенные разновидности иерархической структуры — линейная и линейно-функциональная организация управления. Они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся задачи и функции.[26]

Звенья управления составляют организационно отдельные структурные подразделения (отделы, службы, группы). Каждое звено выполняет определённые задачи, согласно требованиям функционального разделения труда: менеджмент, маркетинг, организация, контроль и мотивация.[27]

Механический тип структуры управления характеризуется:

-использованием формальных правил и процедур;

-централизацией принятия решений;

-узко определённым соответствием в работе;


-жёсткой иерархией власти.

Недостатки механической структуры:

-отсутствие гибкости;

-превышение нормы управляемости;

-чрезмерная централизация;

-формирование нерациональных информационных потоков.[28]

Линейная структура — это иерархическая система руководителей различных уровней, каждый из которых осуществляет единоличное управление всеми подчинёнными ему ниже стоящими руководителями, а любой ниже стоящий руководитель имеет только одного непосредственного начальника.

Преимущества линейной структуры:

-чёткая система взаимных связей, функций и подразделений;

-чёткая система единоначалия — один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

-ясно отражена ответственность;

-быстрая реакция исполнителя на прямые указания вышестоящих должностных лиц.[29]

Недостатки линейной структуры:

-отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей доминирует «текучесть»;

-тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

-большое число «этажей» между рабочими, выпускающими продукцию, и руководящим персоналом;

-перегрузка управленцев высшего уровня;

-повышенная зависимость результатов работы организации от компетентности руководителей.

В основном линейной структуре присущи недостатки из-за единоличного принятия решений.[30]

Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), не обладающие правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего функций стратегического планирования и анализа.

Преимущества линейно-штабной структуры:

-более гибкая разработка стратегических вопросов;

-некоторая разгрузка высших руководителей;

-возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.

Недостатки линейно-штабной структуры:

-нечёткое распределение ответственности, так как лица, готовящие решение, не участвуют в его исполнении;

-другие недостатки линейной структуры в несколько ослабленном виде.

При линейно-функциональной структуре функциональные службы получают полномочия управления службами нижнего уровня, которые выполняют соответствующие специальные функции. Однако, делегируются не линейные, а функциональные полномочия. Пример линейно-функциональной структуры:[31]


В линейно-функциональной структуре управления линейные руководители еще оно еще обладают линейными плаз раб кот полномочиями, а функциональные – он еще оно функциональными по он еще оно отношению к нижестоящим еще оно еще линейным руководителям и он еще оно линейными – по зар кат мадам отношению к своим он еще оно подчиненным.

При функциональной он еще оно структуре возникает он еще оно процесс деления оно как зар организации на он еще оно отдельные элементы, плаз раб кот каждый из зар кат мадам которых имеет он еще оно чётко определенное, еще оно еще конкретное задание и оно как зар обязанности. Организация делится плаз раб кот на блоки, зар кат мадам например: производство, оно как зар маркетинг, финансы и т.п.[32]

Дивизионная структура

он еще оно Увеличение размеров зар кат мадам предприятий, диверсификация он еще оно их деятельности еще оно еще приводит к возникновению еще оно еще дивизионных структур оно как зар управления, которые еще оно еще начали предоставлять еще оно еще определённую самостоятельность оно как зар своим производственным он еще оно подразделениям, оставляя еще оно еще руководству корпорации зар кат мадам стратегию развития, оно как зар научно-исследовательские зар кат мадам разработки, финансовую и еще оно еще инвестиционную политику.[33]

При дивизионной он еще оно структуре возможна он еще оно специализация:

-продуктовая;

-оно как зар потребительская;

-региональная.[34]

Преимущества дивизионной зар кат мадам структуры:

-управление зар кат мадам многопрофильным предприятием с оно как зар большой численностью и еще оно еще территориально удаленными еще оно еще подразделениями;

-большая оно как зар гибкость, реакция зар кат мадам на изменения еще оно еще по сравнению с зар кат мадам линейной;

-более плаз раб кот чёткая связь зар кат мадам производства с потребителями.

Недостатки дивизионной зар кат мадам структуры:

-большое он еще оно количество «этажей» оно как зар управленцев между плаз раб кот рабочими и руководством оно как зар компании;

-основные оно как зар связи — вертикальные, плаз раб кот поэтому отсюда зар кат мадам проходят общие еще оно еще для иерархических еще оно еще структур недостатки: оно как зар волокита, перегрузки зар кат мадам управленцев, плохое он еще оно взаимодействие при плаз раб кот решении вопросов;

-плаз раб кот дублирование функций зар кат мадам на разных «зар кат мадам этажах» и как плаз раб кот следствие — очень он еще оно высокие расходы оно как зар на содержание плаз раб кот управленческие структуры.


В отделениях сохраняется еще оно еще линейная или плаз раб кот линейно-функциональная он еще оно структура со он еще оно всеми достоинствами и плаз раб кот недостатками.[35]

2.2. Органический тип структуры управления

К оно как зар органическому типу плаз раб кот структуры управления зар кат мадам относится такая он еще оно структура управления, еще оно еще которая характеризуется еще оно еще личной ответственностью плаз раб кот каждого работника еще оно еще за общий плаз раб кот результат. Здесь не он еще оно существует необходимости в плаз раб кот детальном разделении плаз раб кот труда по оно как зар видам работ, и зар кат мадам формируются такие еще оно еще отношения между еще оно еще участниками процесса зар кат мадам управления, которые еще оно еще диктуются не плаз раб кот структурой, а характером он еще оно решаемой проблемы. Основное свойство еще оно еще этих структур — еще оно еще это способность еще оно еще относительно легко он еще оно менять свою еще оно еще форму, приспосабливаться к еще оно еще новым условиям, зар кат мадам органически вписываться в зар кат мадам систему управления.

Эти структуры оно как зар ориентируются на он еще оно ускоренную реализацию он еще оно сложных программ и зар кат мадам проектов в границах оно как зар крупных организаций, зар кат мадам отраслей и регионов.

Как правило, еще оно еще они формируются зар кат мадам на временной плаз раб кот основе, то еще оно еще есть на зар кат мадам период реализации он еще оно проекта, программы, оно как зар решения проблемы оно как зар или достижения плаз раб кот поставленных целей.

Органический тип в еще оно еще отличие от плаз раб кот иерархического представляет он еще оно собой децентрализованную плаз раб кот организацию управления, зар кат мадам для которой оно как зар характерно:

-отказ плаз раб кот от формализации и оно как зар бюрократизации процессов и еще оно еще отношений;

-сокращение он еще оно количества уровней плаз раб кот иерархии;

-высокий он еще оно уровень горизонтальной плаз раб кот интеграции;

-ориентация оно как зар культуры отношений зар кат мадам на кооперацию, еще оно еще взаимную информированность и он еще оно самодисциплину.[36]