Файл: Активы мировых финансовых центров мирового финансового рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Портфель ценных бумаг банков на конец 2015 г. составлял 95% совокупных вложений финансовой системы в ценные бумаги, в том числе акции и другие формы участия в капитале.[24]

Ряд факторов оказал влияние на сложившуюся в России структуру финансовой системы:

- во-первых, это достаточно низкая активность населения на финансовом рынке;

- во-вторых, население отдает предпочтение обслуживанию в кредитных организациях, предоставляющих услуги на фондовом рынке помимо банковского обслуживания;

- в-третьих, наличие сравнительно низкого уровня доверия к небанковским финансовым посредникам, вызванного большим количеством злоупотреблений в отрасли, недостаточной интенсивностью надзорной деятельности и отсутствием механизмов воздействия на недобросовестных участников.

Важное значение имеет чрезвычайно низкий уровень востребованности населения в банковских вкладах, характеризующихся одновременно низкими процентными ставками, льготным режимом налогообложения процентного дохода и курсовых разниц (для вкладов в иностранной валюте), высоким уровнем надежности вкладов благодаря системе их страхования, обеспеченной ЦБ РФ, также данный продукт обладает простотой, привычностью и доступностью.

В России рынок акций сформировался в значительной степени путем приватизации государственных предприятий, однако не сумел стать источником массового привлечения капитала из-за слабости корпоративного управления в акционерных обществах.

В связи с отсутствием потенциала внутреннего инвестора и высокого уровня инфляции рынок облигаций был сформирован преимущественно в виде рынка еврооблигаций, на котором проявляют активность в основном иностранные инвесторы.

Развитие финансового рынка сдерживает и низкий уровень накопленных сбережений граждан. Среди развивающихся стран Россия находится в средней группе по уровню располагаемого дохода на душу населения. Среднемесячные среднедушевые доходы населения в первой половине 2016 года достигли 27,3 тыс. руб. (в 2014 году - 27,8 тыс. руб.). При этом удельный вес сбережений в общем структуре денежных доходов составляет всего 9,5% (средний уровень за последние три года). [25]

Российская Федерация по состоянию на март 2016 г. через Росимущество владела пакетами в 30 банках, при этом контрольные пакеты – только в 2 банках: 89.9% в Россельхозбанке и 60.9% в ВТБ. На эти банки по состоянию на март 2016 г. приходилось около 40% банковских активов (приложение 3). Остальное – небольшие пакеты в небольших по размеру активов банках, затраты на подготовку к приватизации которых не покрываются ожидаемыми доходами от их реализации. В то же время косвенное участие государства в российских банках является более распределенным и набирает объемы. Всего за счет прямого и косвенного участия под контролем государства находится 33 банка, представляющих 60,6% активов банковской системы.


Распространенным механизмом наращивания доли госсектора является переход проблемных банков под управление какого-либо из государственных институтов развития: с передачей последнему в собственность пакета равного или близкого к 100% голосующих акций. Например, Глобэксбанк (ВЭБ), МСП - банк (ВЭБ), Связьбанк (ВЭБ), Российский Капитал (АСВ). Значительные пакеты акций банков находятся под контролем государства через структуры ВТБ (ВТБ-24, Банк Москвы, Еврофинанс Моснарбанк); крупнейшие государственные компании – Газпром (Газпромбанк) и Роснефть (Всероссийский банк развития регионов).

Контрольные позиции в крупных банках сохраняют и региональные органы власти – республика Татарстан (Татфондбанк, АК Барс), Краснодарский край (Крайинвестбанк). В банковской системе сводный показатель размера активов, приходящихся на пакеты акций размером более 20%, составил на конец 2014 г. – 50,22%. Банки, не подконтрольные государству и не являющиеся 100% (или близкой к этой величине) собственностью иностранных организаций, демонстрируют более дифференцированную структуру капитала (Промсвязьбанк, Ханты-Мансийский банк Открытие, Московский кредитный банк, Банк «Санкт-Петербург», Банк «Россия» и др.)

Таким образом, структура финансового сектора России характеризуется ведущей ролью банковской системы, а сам финансовый рынок – высоким уровнем государственного участия. С одной стороны, столь активная роль государства в экономике России порождает риски неэффективности, но, с другой, – создает возможности оперативной перенастройки финансовой системы при правильном и целенаправленном перенаправлении денежных потоков.

2.3 Среднесрочные перспективы финансового рынка в условиях финансового кризиса

Сохранение и рост геополитических рисков, в особенности в связи с ситуацией на Украине, низкие темпы восстановления мировой экономики, ожидание роста процентных ставок после завершения программы выкупа активов ФРС США, а также снижение цен на нефть определяли динамику мировых финансовых рынков в 2015 году.

Развитие экономики России находилось под влиянием введенных западными странами экономических санкций и снижения цен на нефть, внешнеторговых ограничений на импорт продовольственных товаров, девальвации национальной валюты, сокращения инвестиционной активности и снижения потребительского спроса на фоне растущей инфляции. В результате экономический рост в 2015 году составил всего 0,6%. Согласно обновленным прогнозам Минэкономразвития РФ и Международного валютного фонда, реальный ВВП России в 2016 году сократится на 3%. Перечисленные факторы оказали негативное влияние на развитие российского финансового рынка.


Замедленное восстановление мировой экономики как фактор снижения внешнего спроса для российского финансового рынка в 2015 году было обусловлено стагнацией роста в еврозоне, его замедлением в развитых и в ключевых развивающихся странах.

Ключевым фактором геополитической напряженности, определяющим ситуацию во всех секторах экономики России в 2015 году, включая положение на финансовых рынках, стала ситуация на Украине, неопределенность в отношении ее развития и участия в ней российской стороны. После февральских событий в Киеве, приведших к смене власти в стране, проведения в марте референдума в Крыму и вхождения по итогам этого референдума Крыма в состав Российской Федерации, начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украины внешнеполитическая ситуация вокруг России накалилась.

Введение экономических санкций против ряда российских компаний, кредитных организаций и физических лиц со стороны европейских стран и США привело к существенным негативным последствиям для российской экономики. Ограничение доступа к долгосрочному финансированию на внешних рынках увеличило риски и требуемую доходность участия в российском капитале, тем самым повысив стоимость заимствований на внутреннем рынке. Неопределенность развития отношений Украины, стран ЕС, США и России стала ключевым аспектом в снижении интереса международных инвесторов к российским активам и финансовому рынку в целом; усилилось бегство частного капитала из России.

Другим важным фактором для российского рынка стало введение Россией контрсанкций – ограничений на импорт продовольственных товаров из стран, поддержавших санкции против России, – это повлекло за собой существенную инфляцию цен на продовольственные товары.

На фоне ухудшающихся отношений с европейскими странами и США наблюдалось развитие сотрудничества между Россией и Китаем. Так, в мае 2014 года между странами был подписан крупнейший долгосрочный контракт в газовой сфере стоимостью более 400 миллиардов долларов, формализующий строительство газопровода «Сила Сибири» между Китаем и Западной Сибирью и последующую поставку газа в Китай на протяжении 30 лет. В сложившихся условиях усиления геополитических рисков и более медленного, чем ожидалось, восстановления мировой экономики формировалась конъюнктура мирового и российского финансовых рынков, в том числе сырьевых.

В настоящий момент российский финансовый рынок характеризуется относительно низкой капитализацией рынка акций и низким соотношением уровня корпоративного долга к ВВП. Кроме того, размещение акций и облигаций значительно отстает от банковского кредитования по объему привлекаемых денежных ресурсов.


При этом банковский сектор не способен заменить рынок капитала. В силу характерных особенностей регулирования рисков в кредитных организациях дюрация банковских активов в развитых и развивающихся странах в два раза уступает дюрации рынков облигаций, что делает банковский ресурс малопригодным по объемным и ценовым параметрам для поддержки проектного финансирования и финансирования инвестиционной активности.

Еще одной проблемой отрасли финансового посредничества являются относительно невысокие показатели ее эффективности. Несмотря на то, что основной показатель эффективности банковской системы – соотношение депозитных и кредитных ставок – близок к среднему уровню для стран с развивающимися рынками, большинство других показателей, в частности доля непроцентных доходов в общем объеме доходов и отношение накладных расходов к активам, демонстрируют, что банковская система вынуждена покрывать высокие издержки за счет доходов, не связанных с основной деятельностью кредитных организаций.

Данные проблемы могут быть объяснены высокой фрагментарностью системы и высоким уровнем концентрации активов на различных сегментах финансового рынка.

Главным риском, угрожающим среднесрочному прогнозу экономического роста России, является сохранение низкого уровня инвестиций. Низкий инвестиционный спрос свидетельствует о более глубоких структурных проблемах российской экономики и уже заложил основу для новой эпохи низких потенциальных темпов роста экономики. В настоящее время в условиях высоких процентных ставок российские банки испытывают давление по мере роста стоимости финансирования, снижения темпов роста кредитования и роста дефолтов по кредитам. В результате может возникнуть порочный круг в виде дефицита кредитных ресурсов для финансирования проектов на фоне замедления экономики и повышения процентных ставок по кредитам.

При этом существуют и другие, более фундаментальные факторы, которые могут ограничивать инвестиционный спрос. Неопределенность, связанная с геополитической напряженностью и санкциями, все еще препятствует инвестиционной активности; по всей вероятности, потребуется еще какое-то время, чтобы восстановить доверие инвесторов. В экономике все еще остро ощущаются проблемы, обусловленные неэффективным распределением факторов производства. Это находит отражение не только в ограниченной мобильности трудовых ресурсов, но и в слабости государственных институтов, регулирующих рынки, что приводит к большой избирательности правоприменения. Частным инвесторам необходимы гарантии равных условий, развитие конкурентной среды и снижение коррупции. Хронический низкий уровень инвестиций, в конечном счете, приведет к ослаблению перспектив повышения темпов экономического роста в России, существенно ограничив его потенциал. [26]


Воздействие санкций, скорее всего, будет сохраняться в течение длительного времени. Как показывает международный опыт, санкции вполне могут привести к изменению структуры российской экономики и каналов интеграции России в мировое пространство. Уже налицо ранние признаки изменений, а именно, переориентация России на новых торговых партнеров и на рынки, отличные от Европы и стран Запада, а также усилия по обеспечению более тесной интеграции со странами Восточной Азии, Латинской Америки и странами бывшего Советского Союза. Помимо этого, может усилиться протекционизм и присутствие государства в экономике. Однако независимо от того, какой будет новая экономическая эпоха в России, необходимо будет научиться управлять рискам, связанными с низкими ценами на нефть и экономическими санкциями. Несмотря на более избирательный путь интеграции в мировую экономику, Россия по- прежнему будет зависеть от экспорта своих природных ресурсов. В этой связи будет важно добиться прогресса в освоении технологий добычи нефти и газа на труднодоступных месторождениях.

Если в условиях ограничения доступа к внешнему финансированию в качестве ответной меры доходы от реализации сырьевых ресурсов не будут эффективно инвестироваться для повышения потенциала роста, то дальнейший рост производительности может быть ограничен. Сокращение прямых иностранных инвестиций может привести к ограничению передачи инновационных разработок и технологий, столь важных для повышения потенциала экономического роста России. [27]

Наконец, до тех пор, пока доступ к внешнему финансированию будет оставаться ограниченным, первостепенной стратегической целью должно быть тщательное управление рисками в финансовом секторе и создание резервов. Проведение политики таргетирования инфляции в рамках гибкого валютного курса будет способствовать поддержанию международных резервов на достаточном уровне. Более пристальное внимание к эффективности расходов и разумному управлению бюджетными резервами позволит обеспечить неуклонную устойчивость бюджетной системы на всех административных уровнях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что российский финансовый рынок характеризуется наличием как положительных, так и отрицательных тенденций развития, а также огромнейшим потенциалом, но развивать этот потенциал должны профессионалы, знающие толк не только в финансовом инжиниринге, но и в экономике России в целом.