Файл: Активы мировых финансовых центров мирового финансового рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из важнейших условий успешного функционирования финансового рынка является обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг. При этом такая защита должна функционировать как комплексная система, состоящая из помощи потребителю финансовых услуг при нарушении его прав, с одной стороны, и – при выявлении системности этих нарушений во избежание их повторения – оценки необходимости и внесении изменений в действующую систему регулирования, с другой стороны. Использование обратной связи для вывода с рынка недобросовестных игроков, совершенствования финансовых продуктов и порядка их продажи населению – мощнейший механизм повышения удовлетворенности граждан использованием услуг финансового рынка и впоследствии повышения степени проникновения этих услуг.

Текущий этап развития российского финансового рынка ставит перед Банком России задачу: определить обоснованную и оптимальную степень защиты потребителей со стороны государства.

Необходимо ответить на вопросы: в какой степени и какие конкретно права потребителей финансовых услуг планирует защищать Банк России? стоит ли Банку России ограничиваться исключительно обеспечением защиты от недобросовестного поведения финансовых посредников на финансовом рынке либо необходимо следить за объективной целесообразностью использования продукта для конкретной категории покупателей и адекватностью понимания со стороны потребителей финансовых услуг принимаемых ими рисков? [28]

Банк России полагает, что обсуждение этой дилеммы в рамках общественной дискуссии в плановый период позволит заложить основу для определения необходимых границ такого регулирования. Ответы на эти вопросы помогут также пересмотреть подход к концепции неквалифицированных инвесторов, существующей в российском законодательстве в настоящее время.

От решения данного вопроса зависит также степень жесткости стандартов продажи финансовых услуг населению, которые должны быть разработаны саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка и внедрены в практику в плановый период.

Для повышения уровня защиты прав потребителей финансовых услуг необходимо дальнейшее совершенствование работы органов по защите этих прав при осуществлении надзорных мероприятий, а также применяемых мер воздействия. Банк России для обеспечения надлежащего уровня защиты прав потребителей финансовых услуг планирует создание и запуск в эксплуатацию более эффективной системы работы с жалобами потребителей финансовых услуг.


Заключение

По итогам проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.

Важной особенностью современной экономики является тенденция к интеграции денежного, кредитного, валютного, фондового, страхового секторов и формированию единого национального финансового рынка. В современных условиях новой индустриализации и инновационного развития одним из определяющих конструктов развития современной России является финансовый рынок, который определяется в экономической теории как система отношений, возникающих в процессе обмена экономических благ с применением денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве.

Финансовый рынок является чрезвычайно сложной системой, где деньги и иные финансовые активы предприятий и остальных его участников находятся в самостоятельном обращении, вне зависимости от характера обращения реальных товаров. На этом рынке функционируют многообразные финансовые инструменты, он обслуживается специфическими финансовыми институтами, а также имеет достаточно разветвленную и разнообразную финансовую инфраструктуру. Российский финансовый рынок характеризуется многообразием своих участников и представленных для инвесторов финансовых инструментов. 

С 3 марта 2014года полномочия, ранее осуществляемые Службой Банка России по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков были переданы созданным структурным подразделениям Банка России.

В настоящее время в отношении России введены многосторонние экономические санкции в связи с геополитической напряженностью между Россией и Украиной. Санкции и ответные меры оказали серьезное влияние на российский финансовый рынок.

Во-первых, они вызвали усиление волатильности на валютном рынке и существенное обесценение национальной валюты. Масштабный отток капитала привел к ухудшению состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами и сокращению чистых международных резервов. Во второй половине 2014 года доверие к рублю стало снижаться в ожидании обесценения рубля, а снижение цен на нефть в конечном итоге привело к тому, что в 2014 году рубль обесценился почти вдвое по отношению к доллару.

Во-вторых, был ограничен доступ России к международным финансовым рынкам, которые стали появляться уже с момента возникновения геополитической напряженности. Даже до вступления в силу санкций в отношении финансового сектора рынки стали закладывать возросшие российские риски в стоимость кредитных ресурсов, результате чего спрэды по российским кредитно-дефолтным свопам достигли максимальных значений.


Объем новых иностранных заимствований сократился в первой половине 2014 года и практически сошел на нет во втором полугодии после введения санкций.

Санкции в отношении финансового сектора оказали наиболее негативное влияние на внутренний спрос на фоне падения цен на нефть в последнем квартале 2014 года. После введения санкций очень немногие зарубежные финансовые организации предоставили России финансирование, а большинство западных финансовых рынков по-прежнему закрыты для российских банков и предприятий. Условия внешнего финансирования ужесточились даже для тех предприятий и банков, на которых санкции не распространяются. Так, в первом и втором полугодиях 2014 года резко сократился объем выпуска облигаций российских компаний к соответствующему периоду предыдущего года. При этом стоимость заимствований для российских эмитентов оставалась высокой, но начала снижаться в последние месяцы.

В таких условиях необходимость разработки более эффективной политики государственного регулирования финансовых рынков является очевидной. В результате усиления мер российский финансовый рынок в 2015 году, подвергаясь воздействию значительных внешних факторов, при всех негативных тенденциях все же сумел сохранить некую устойчивость и продолжил выполнять свою функцию по перераспределению финансовых ресурсов в национальной экономике.

Таким образом, государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных и приоритетных задач государства. Стратегически грамотный контроль за функционированием финансовых рынков способствует успешному развитию и функционированию экономики страны.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ(ред. от 13.07.2016)[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Федеральный закон от 18.07.2006 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «Об экспорте газа» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

  1. Федеральный закон от 05.05.2014 № 86-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям» .URL:http://www.consultant.ru
  2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 460-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Российская газета. – 2016. – №6869(1).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 г. № 645 «Об упразднении федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившим силу некоторых актов Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014№ 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016-18.pdf (дата обращения 18.04.2016)

Об упразднении Службы Банка России по финансовым рынкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbr.ru (дата обращения 17.04.2016)

Указание Банка России от 21.07.2014 № 3329-У (ред. от 09.09.2015) «О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Абадуллина С.А. Создание мегарегулятора как метод повышения эффективности финансового рынка в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sdo.rea.ru/cde/conference/13/fil e.phpfileId=59 (дата обращения 18.04.2016)

Байдукова Н.В., Васильев С.А., Чепаков Д.А. Банковские системы и мегарегуляторы на финансовом рынке: иностранный опыт и отечественная практика//Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 1. – С. 18.

  1. Берзон, Н.И. Теплова, Т.В. Инновации на финансовых рынках: коллективная монография / Берзон Н.И. [и др.]; Под ред. Н.И. Берзона, Т.В. Тепловой.— М. : Высшая школа экономики, 2016 .— 420с

Ведев А., Данилов Ю. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2020 г. – М.: Издательство Института Гайдара, 2012. – С.17.

Государственное регулирование экономики: учебник /под ред. В. И. Кушлина. – М.: Экономика, 2013. – 495 с.

Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник.— М. : ИНФРА-М, 2014 .— 379с. ; В пер. - (100 лет РЭА им. ГОДАВ.Плеханова).

Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С.87.

Зиядуллаев Н. Российские банки в условиях трансформации мировой банковской системы // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 8. – С. 38

  1. Миркин Я. М. "Российское финансовое будущее: 2016-2025 гг." // Журнал "Рынок Ценных бумаг" – 2016 . – № 2 – С. 6

Мишанова Е.И. Система государственного регулирования финансового рынка в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/25011.pdf (дата обращения 17.04.2016).

  1. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов. - 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2012. – 311 с.

э. Рукосуева А.А., Пономарев О.В. Центральный банк Российской Федерации как орган банковского регулирования и банковского надзора//Вопросы современной юриспруденции. – 2013. – № 25. – С. 90.

Скапенкер О.М. Финансовый рынок: корректировка институциональной структуры//Деньги и кредит. – 2013. – № 11. – С. 15


  1. Сайт рейтингового агентства «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс] URL:http://riarating.ru

Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / О. А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2010. – С.123.

Теплова Т.В. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: прогноз развития финансовых рынков Российской Федерации в условиях конъюнктурной нестабильности (заключительный). – М., 2015. – С.4.

  1. Тесля П.Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 122 с.

Фридкин Л. Грани и углы мегарегулирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/grani-i-uglymegaregulirovaniyac-19800 (дата обращения 18.04.2016).

  1. Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами: учебник / Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2014. - 352 с.

Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru

ЦБ надавил на капитал банков // РБК-daily. 2012. - 22 октября. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rbcdaily.ru/finance/562949984836983 (дата обращения 18.04.2016)

Официальный сайт информационного портала МИГ «Страхование сегодня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insur-info.ru/analysis/1083/ (дата обращения: 17.05.2016)

Официальный сайт информационного портала «Вести. Экономика» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/59601 (дата обращения: 17.05.2016)

Официальный сайт саморегулируемой организации Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://napf.ru/100216 (дата обращения: 17.05.2016)

Официальный сайт Некоммерческого партнерства профессиональных участников фондового рынка (ПУФРУР) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uralprofi.ru/news/2016/04/07/1 (дата обращения: 17.05.2016)

Официальный сайт Некоммерческого партнерства профессиональных участников фондового рынка (ПУФРУР) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uralprofi.ru/news/2016/04/07/1 (дата обращения: 17.05.2016)

Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения 17.04.2016).

  1. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru(дата обращения 17.04.2016).

Приложение 1

Участники российского финансового рынка

Участники

финансового рынка

Кол-во

Примечание

1

Брокеры

(профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, в том числе кредитные организации)

885

  • Центральный федеральный округ (ЦФО)– 625
  •  Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – 71
  • Приволжский федеральный округ (ПриФО) – 83
  • Уральский федеральный округ (УрФО) – 36
  • Сибирский федеральный округ (СФО) – 32
  • Южный федеральный округ (ЮФО) - 24
  • Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – 14

2

Дилеры

(профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, в том числе кредитные организации)

888

  • Центральный федеральный округ (ЦФО)– 625
  • Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – 68
  • Приволжский федеральный округ (ПриФО) – 89
  • Уральский федеральный округ (УрФО) – 37
  • Сибирский федеральный округ (СФО) – 32
  • Южный федеральный округ (ЮФО) – 25
  • Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – 12

3

Доверительные управляющие (профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами, в том числе кредитные организации)

783

  • Центральный федеральный округ(ЦФО) – 569
  • Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – 57
  • Приволжский федеральный округ (ПриФО) – 69
  • Уральский федеральный округ (УрФО) – 34
  • Сибирский федеральный округ (СФО) – 27
  • Южный федеральный округ (ЮФО) – 15
  • Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – 12

4

Депозитарии (профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, в том числе кредитные организации)

616

  • Центральный федеральный округ (ЦФО) – 432
  • Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – 46
  • Приволжский федеральный округ (ПриФО) – 53
  • Уральский федеральный округ (УрФО) – 27
  • Сибирский федеральный округ (СФО) – 24
  • Южный федеральный округ (ЮФО) – 22
  • Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – 12

5

Регистраторы

(организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра)

37

  • Москва и Московская область - 21
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область - 2
  • Регионы – 14

6

Центральный депозитарий

1

Небанковская кредитная организация ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД) (Москва)

7

Биржи

8

Фондовые биржи:

  • ОАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» (Москва)
  • ОАО "Санкт-Петербургская биржа" (Москва)
  • ОАО «Московская энергетическая биржа» (Москва) 
  • ЗАО "Санкт-Петербургская Валютная Биржа" (Санкт-Петербург)
  • ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" (Москва)
  • ЗАО «Национальная товарная биржа» (Москва)
  • ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург)
  • ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (Санкт-Петербург)