Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что для преодоления последствий очередного витка экономического кризиса, осложненного санкционным режимом в отношении России и девальвацией национальной валюты, необходимы новые подходы и технологии управления государственными финансами, воплощенные в государственной финансовой политике, основанные на современных достижениях науки и обобщении передового мирового опыта.

Анализ показывает, что для выхода на траекторию устойчивого посткризисного роста в большинстве стран мира на государственном уровне реализуются антикризисные программы. Вместе с тем, на национальном уровне подобные меры антикризисного управления государственными финансами демонстрируют невысокую эффективность, что связано с недостаточным ресурсным обеспечением государственных органов власти и слабой разработанностью соответствующего научно-методического аппарата, чем определяется научная актуальность исследования.

В ходе реализации антикризисных мер в России наблюдается явный акцент на стабилизацию денежно-кредитной и финансовой сфер экономики, слабо реализуются меры, направленные на развитие реального сектора экономики и его инновационного потенциала.

Система управления государственными финансами, действующаяна уровне Российской Федерации, была предназначены для работы в стабильной экономической среде и оказалась мало пригодной для решения антикризисных задач в период снижения деловой активности. Поэтому актуальной научно-практической задачей является разработка научно обоснованного комплекса антикризисных управленческих мер государственной политики, адекватных специфике проявления кризисов на макроуровне, так как важным фактором макроэкономической стабильности России является экономическая состоятельность ее регионов.

Теоретическую и методическую основу данного исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, в которых отражены проблемы управления государственными финансами, а также разработки и реализации государственной политики.

Существенный вклад в развитие теории финансов внесли такие ученные, как Барулин С.В., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Родионова В.М., Солянникова С.П., Федулова С.Ф. и т.д.

Цель данного исследования заключается в формировании основных направлений развития эффективного управления государственными финансами в Российской Федерации.


Объектом исследования являются элементы и показатели управления государственных финансов Российской Федерации.

Достижение поставленной цели определялось решением следующих задач:

- раскрыть сущность понятия «государственные финансы» их содержание и структуру;

- дать характеристику элементам управления государственными финансами в Российской Федерации;

- проанализировать систему управления государственными финансами и ее функциональные элементы на федеральном уровне;

- рассмотреть проблемы и пути решения в области управления государственными финансами России.

Теоретической основой данного исследования послужили современные и классические положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов, которые посвящены проблемам государственного управления финансами, разработки и реализации государственной политики в кризисных условиях экономики. В работе использовались такие приемы, как анализ, системный подход, обобщение, синтез, применялись методы группировки и динамические сравнения.

Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, законодательные и нормативные документы федеральных и региональных органов власти, материалы федеральных целевых программ; публикации в научных изданиях по изучаемой проблеме, текущая оперативная информация о деятельности органов государственной власти, материалы сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

1.1. Общее понятие об управлении финансами

Управление - это элемент, функция организационной системы различной природы, обеспечивающая сохранение структуры управления, режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Управление государственными финансами осуществляется на основе действующейправовой базы, регулирующей финансовые отношения на макроуровне, такидеятельность специально созданных субъектов управления финансами.[1]

По мнению Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. под управлением государственными финансами можно понимать «процесс направленного воздействия на финансовые отношения при помощи специальных приемов и методов с использованиемразличных видов финансовых ресурсов с целью реализации своих функций.[2]


Кроме этого, по мнению Солянниковой С.П. под управлением государственных финансов можно понимать«процесс использования государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных этим обществом».[3]

Финансово-кредитный энциклопедический словарь трактуется термин «управление государственными финансами» как «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач». [4]

В системе управления государственными финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления.[5]

Элементы системы управления государственными финансами в Российской Федерации представлены на рисунке 1.

Управление государственными финансами в Российской Федерации

Объекты управления

Субъекты управления

Финансы федеральных органов государственной власти

Финансы органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Органы управления за государственными финансами: законодательные и исполнительные органы власти

Разнообразные виды финансовых

отношений и финансовые ресурсы

Рисунок 1 - Элементы системы управления государственными финансами в Российской Федерации[6]

Государственные финансы выступают объектом управления, они выступают объективной экономической категорией, управление которыми следует через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. Материальным носителем здесь выступают финансовые ресурсы. Поэтому без эффективного управления финансовыми отношениями и их материальными носителями невозможно эффективно управлять экономикой государства.

Субъектом управления государственными финансами в финансовой науке традиционно выступаюторганизационные структуры, осуществляющие управление. К таким структурам можно отнести государственные органы власти, как участников бюджетного процесса, а так же органы, которые осуществляют государственное управление за финансами. Их деятельность можно охарактеризовать, как очень сложную, многоаспектную, потому что здесь объектом выступают финансовые отношения и виды финансовых ресурсов, составляющих сферы и звенья финансовой системы государства, которые являются объектом управления финансами.


Однако следует отметить важность рассмотрения процесса управления финансами «не только как управление объектами, но и как совершенствование деятельности организации самих субъектов управления. [7]

В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами финансовые органы управления. Поскольку вопрос о границах финансовых отношений и их группировке является дискуссионным (более подробно взгляды учѐных на эти проблемы рассмотрены в первой главе данной книги), то дискутируются и виды объектов управления финансами. [8]

Кроме этого к объектам финансового управления относятся:

- финансовые взаимоотношения между коммерческими организациями по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.;

- финансовые взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и коммерческими организациями и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

- финансовые взаимоотношения между коммерческими организациями и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

- финансовые взаимоотношения внутри коммерческих организаций, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

К субъектам управления финансами можно отнести законодательные и исполнительные органы власти и управления со своими компетенциями в области финансовыхотношений. Например, Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

По мнению профессораРодионовой В.М. выделяются следующие функциональные элементы, а именно планирование, оперативное управление, контроль.[9]

Если рассматривать функции управления финансами в соответствии с финансово-кредитном энциклопедическом словарём, то там выделяются функции: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль за их состоянием, учѐт финансовых ресурсов.[10]

На субъекты и объекты управления оказывают воздействие административно-распорядительные и экономические методы управления.


Те и другие методы применяются как в условиях командно-административной, так и в условиях рыночной экономики.

1.2 Характеристика элементов управления государственными финансами в Российской Федерации

Содержание процесса управления государственными финансами раскрывается в  трех его функциональных элементах, к которым относятся  финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование распространяется на все отрасли и субъекты национальной экономики и осуществляется исходя из следующих предпосылок:

- сложившееся макроэкономическое развитие требует изменений; „

- доля коллективного потребления увеличивается; „

- наблюдается вредное воздействие на экологическую обстановку; „

- усиливается интеграция субъектов и секторов экономики и кон-солидация физических и юридических лиц в связи с тем, что рынок не обеспечивает их экономические интересы; „ возрастает актуальность вопросов устойчивого развития; „

- объединение групп людей и производственно-торговых компаний по социальным и экономическим интересам; „ возникают ситуации, делающие очевидным необходимость планирования мер воздействия. Возникновение необходимости планирования и прогнозирования экономики (далее ППЭ) сопряжено и с расширением соответствующих возможностей. Это выражается в том, что: „ возрастает уровень организации физических и юридических лиц; „ государство получает возможность распоряжаться большей долей финансовых ресурсов; „ правительство получает необходимый опыт контроля над сложными ситуациями; „ повышается уровень развития экономических наук, в том числе статистики, а также уровень развития вычислительной техники и методов.

Финансовое планирование и прогнозирование состояния и развития системы экономического управления являются одними из условий эффективного функционирования национальной экономики. Принятый сегодня термин «регулирование» отражает косвенный характер воздействия со стороны государства на функционирование экономики при предоставлении хозяйствующим субъектам большей свободы действий. Все действия через соответствующие ветви власти по реализации функций государственного регулирования делятся на группы по формам и методам. Форма - это общий принцип регулирования деятельности объекта посредством выполнения соответствующей функции субъектом - органом государственной власти. Метод - это способ изучения объекта и воздействия на него при соблюдении соответствующих принципов регулирования. Методы, применяемые в каждой из форм, определяются следующим: