Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- автоматизация всех видов учета;

- внедрение юридически значимого электронного документооборота;

- переход на облачные технологии;

- создание информационной среды, обеспечивающей взаимосвязь финансовых данных с результатами деятельности;

- специализация функций;

- внедрение форматов открытых данных.

Уже с 2013 года проект федерального бюджета формируется в подсистеме «Бюджетное планирование» системы «Электронный бюджет». В едином информационном облаке, в режиме реального времени подсистема объединяет работу всех ГРБС, ответственных исполнителей государственных программ, Минэкономразвития России и Минфина России. [30]

В целях повышения эффективности управления государственными финансами по каждой строке расходов федерального бюджета в разрезе госпрограмм, подпрограмм и основных мероприятий формируются и ведутся обоснования бюджетных ассигнований. В обоснования бюджетных ассигнований включаются расчеты по количеству и стоимости закупаемых товаров, работ и услуг, фонду оплаты труда и страховым выплатам в разрезе категорий должностей работников, объемным показателям государственных заданий и нормативам стоимости государственных услуг, характеристикам объектов капитального строительства и другие.

В зависимости от вида расходов, иных условий по принятию управленческих решений, в системе «Электронный бюджет» предлагаются для заполнения нужные формуляры, определяются участники бюджетного процесса, формируется маршрут межведомственного согласования документов.

Именно алгоритмами подсистемы «Бюджетное планирование» обеспечивается соблюдение единых правил формирования проекта федерального бюджета на основе единых формуляров, справочников и бизнес – процессов.

Коллективная работа в режиме реального времени всех участников бюджетного процесса существенно повысила качество государственного финансового менеджмента, обеспечила абсолютную прозрачность самого процесса, в том числе и для аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.

Необходимо отметить, что после утверждения закона о бюджете и формирования сводной бюджетной росписи, все изменения в нее вносятся только через изменение данных в обоснованиях бюджетных ассигнований.

В рамках развития системы «Электронный бюджет» запланирован комплекс мероприятий, направленных на систематизацию бюджетной информации, в том числе:

1) стандартизация и автоматизация бюджетных процедур по ведению бюджетных росписей ГРБС и бюджетных смет получателей средств федерального бюджета, управлению государственным долгом и финансовыми активами, прогнозированию и администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


2) интеграция бюджетного и закупочного процессов в целях обеспечения однократного ввода информации, ее преемственности и достоверности;

3) создание вертикально интегрированных ресурсов бюджетного процесса, объединяющих на основе единых правил их формирования и ведения все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, реестры доходов, расходов и источников финансирования бюджетов, ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ);

4) совершенствование процедур учета бюджетных и денежных обязательств с последующей передачей функций по их учету в органы Федерального казначейства и отменой обязанности ведения учета обязательств получателями бюджетных средств;

5) расширение субъектов и объектов представления информации о бюджете и бюджетном процессе в Российской Федерации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. [31]

Реализация указанных мероприятий будет способствовать обеспечению операционной эффективности бюджетного процесса за счет повышения производительности труда работников в сфере управления государственными финансами, сокращению операционных расходов на осуществление функций по организации составления и исполнения федерального бюджета, а также развитию института общественного контроля за бюджетным процессом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление государственными финансами осуществляется на основе действующей правовой базы, регулирующей финансовые отношения на макроуровне, так и деятельность специально созданных субъектов управления финансами. Содержание процесса управления государственными финансами раскрывается в  трех его функциональных элементах, к которым относятся  финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Проблемы эффективного управления государственными финансами занимают ведущее место в дискуссионных вопросах современности, как в Российской Федерации, так и за рубежом. Это связано, прежде всего, с тем, что данные вопросы затрагивают интересы каждого человека лично, а именно: от эффективного управления государственными финансами зависит инфраструктура образования, здоровья, экологии, транспорта, культуры, спортивных достижений, жилищно-коммунального хозяйства, а, следовательно, и качество жизни людей.


Следует отметить, что одной из проблем в области управления государственными финансами в Российской Федерации является, текущая бюджетная политика в значительной степени ориентирована на оперативное устранение возникающих дисбалансов в области доходов и расходов государства. Соответственно, эффективность мероприятий бюджетной политики оценивается и Министерством финансов Российской Федерации, преимущественно, с точки зрения результатов для бюджетной системы текущего периода. В этих условиях основное внимание естественным образом фокусируется на снижении текущих расходов, и затрудняются решения, ориентированные на рост регулярных доходов бюджета.В условиях ухудшения экономической конъюнктуры такая политика ведет к росту рисков действий, носящих проциклическийхарактер, то есть дополнительно ухудшающих ситуацию.

Другая проблема состоит в том, что бюджетные средства это лишь один из каналов направления средств в экономику. В условиях, когда другие каналы в значительной степени перекрыты, требования к бюджетным расходам естественным образом возрастают. Было бы целесообразно активнее использовать альтернативные механизмы доведения средств до экономических агентов (в том числе через институты развития, банки с государственного участием и т.д.). За счет расширения других каналов доставки средств, нагрузка на бюджет может снижаться через снятие с прямых бюджетных расходов несвойственных функций. Такие действия требуют безусловной координации бюджетной и денежно-кредитной политики, которая пока осуществляется недостаточным образом.

Экономическая ситуация, в которой находится сегодня Россия, требует одновременного сокращения бюджетных расходов и стимулирования модернизации производства с целью обеспечения национальной безопасности и импортозамещения и социальной стабильности; данная задача требует неординарных и жестких решений. При сохранении практически без изменений существующей модели экономического развития и проводимой экономической политики данная задача решена быть не может.

Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.

В связи с этим необходимо формирование новых подходов, позволяющих сформировать бюджет, опирающийся на идеологию эффективного государственного управления.


Полагаем, что таковыми должны стать следующие:

1) Нацеленность бюджета на реализацию реально достижимых в планируемый период целей, определяемых стратегическими приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации.

2) Устранение сложившегося бюджетного дисбаланса между федеральным центром и регионами.

3) Увязка бюджетно-налоговой политики с финансовой и денежно-кредитной политиками на основе приоритета решения задач экономического роста и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

4) Принятие в политике государственной поддержки экономики ориентира - достижение максимальной эластичности роста ВВП от изменения уровня государственного капитала.

5) Нахождение такой точки равновесия, при которой отрицательное воздействие на экономический рост от дополнительного увеличения доходов бюджета будет равно положительному мультипликативному эффекту от бюджетных расходов.

6) Приоритетное финансирование расходов с максимальной маржинальной продуктивностью на поддержку отраслей национальной экономики, обеспечивающих инвестиционное развитие, рост человеческого капитала, продовольственную безопасность.

7) Разграничение бюджетных инвестиций, направленных на увеличение темпов экономического роста, и капитальных вложений, преследующих другие цели, а также введение в Бюджетный кодекс РФ правила, ограничивающего пределы государственных заимствований Российской Федерации объемом бюджетных инвестиций, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

8) Широкое использование финансового рычага для государственного стимулирования привлечения частных инвестиций (гарантии по долгосрочным кредитам предприятиям реального сектора экономики, производящим продукцию для внутреннего потребления и несырьевого экспорта; страхование инвестиций, налоговое инкрементальное финансирование) и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 года)
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
  3. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
  4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Университетский учебник / : Омега-Л., 2014. – 301 с.

Бородин А.И., Шаш Н.Н. Проблемы разработки финансового обеспечения государственных программ : Финансы, 2015. – № 1. – С. 19 - 24

  1. Выступление В.В.Путина на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития РФ 14.05.2014. [http://premier.gov.ru/events/news/10586].
  2. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - Инфра-М, 2014. - 576 с.

Дуброва М. Государственные программы как инструмент управления общественными финансами // Финансовая жизнь , 2016. – № 3.-С.72-81

Козельская И.Н., Козельский А.В. Развитие механизма государственного управления российской экономикой // Наука и общество. – 2014. - № 4. – С. 8-13.

Макарова С.Н. Целевые бюджетные программы: теория и практика: Монография. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 258 c.

Маркина Е.В. Финансы: учебник/коллектив авторов; под.ред. Е.В. Маркиной. – 2-е изд. М. КНОРУС, – 2014. – 432 с.

Николаев А.Д. Особенности определения показателей качества и объема госуслуг // Журнал Бюджет, 2016. – № 1.-С.59-61.

Прокофьев С.Е. Программный подход в государственном управлении: проблемы и пути их решения // Муниципальная академия, 2016. – № 3.-С.35-40.

  1. Прокофьев М.Н. Направления повышения эффективности управления государственными финансами РФ / Прокофьев М.Н., Клочек А.Р. // Дискуссия: Журнал научных публикаций, 2016. – № 7.-С.32-36.
  2. Рождественская И.А. Программно-целевое планирование: вчера, сегодня... Завтра? / Рождественская И.А., Тамбовцев В.Л. // Вопросы экономики, 2016. – № 6.-С.77-90
  3. Солянникова С.П. Управление государственными финансами: заявленные принципы и реальность // Экономист. 2014. № 4. С. 44- 59.
  4. Ситнов А.А. Стандартизация аудита субъектов государственного сектора экономики // Аудитор, 2016. – № 8.-С.3-11

Тютюнник И.Г. Совершенствование государственных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов // Экономические стратегии, 2016. – № 5.-С. 154-159.

Удовенко А.Н. Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы // Бюджетная политика. – 2015. – 76 c. – № 6. С.34-39.

https://economy.bashkortostan.ru

http://www.consultant.ru/ - Официальный сайт СПП Консультант Плюс

www.gks.ru/ Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

http://www.e-disclosure.ru/ Центр раскрытия корпоративной информации

Информационный портал «Научная электронная библиотека», 2015-2016. Режим доступа: http://elibrary.ru.