Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой связи важной задачей, осуществляемой Росфиннадзором, является проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, результаты которых направлены на своевременное выявление их недостатков, формирование рекомендаций по их устранению и предложений по изменению ведомственных актов в части уточнения конкретных процедур составления и исполнения бюджета.

Обеспечение эффективной работы системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит обеспечить более полный, своевременный (включая предварительный) контроль, а наличие внешней системы обеспечения качества системы внутреннего контроля ГРБС будет способствовать оптимизации расходов на контрольно-надзорную деятельность и обеспечит равномерное повышение качества контрольной деятельности. [28]

Кроме того, совместно со Счетной палатой Российской Федерации будут подготовлены методические рекомендации по оценке бюджетных рисков, которые будут использоваться при формировании карт внутреннего финансового контроля. Предлагается разработать «типовой перечень» бюджетных рисков и «типовую шкалу» вероятности наступления этих рисков.

Внедрение и развитие ведомственных систем внутреннего финансового контроля и аудита должно привести к повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Минфин России в течение ряда лет проводит мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета.

Ряд Федеральных органов исполнительной власти России(далееФОИВ) в последние годы предприняли целенаправленные усилия по повышению качества финансового менеджмента, прежде всего, за счет формирования качественных ведомственных актов, регулирующих процедуры исполнения бюджета, улучшения планирования расходов федерального бюджета, повышения точности прогнозов поступлений по доходам федерального бюджета.

Таким образом, следует отметить, что к лидерам рейтинга в основном относятся федеральные службы, что обусловлено относительной простотой управления расходами в службах, так как основной объем их расходов – это расходы на обеспечение их деятельности. В то же время сохраняется устойчивый разрыв в качестве финансового менеджмента между лидерами и аутсайдерами рейтинга, а также наблюдается относительное постоянство среди ФОИВ, традиционно сохраняющих низкие позиции.


2.3 Основные направление повышения эффективности управления государственными финансами в Российской Федерации

Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.

Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.

С целью повышения эффективности управления государственными финансами в Российской Федерации необходимо предложить следующий комплекс мер:

1) увеличить вес показателей качества финансового менеджмента, учитывающих результаты контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и Росфиннадзора, в том числе объем выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере, нарушений при управлении имуществом;

2) усилить контроль за равномерностью исполнения федерального бюджета и соблюдением финансовой дисциплины ФОИВ не только по результатам мониторинга за финансовый год, но и в течение него;

3) при систематическом невыполнении поручений по улучшению качества финансового менеджмента предлагается применять меры персональной ответственности руководителей;

4) осуществлять ежегодную проверку реализации ФОИВ, имеющими низкое качество финансового менеджмента, мероприятий по его повышению с рассмотрением ее результатов и отчетов руководителе соответствующих ФОИВ на заседаниях Правительства Российской Федерации (либо Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов);

5) установить более жесткие требования при составлении и исполнении федерального бюджета, формировании и внешней проверки бюджетной отчетности для главных администраторов бюджетных средств с качеством финансового менеджмента ниже среднего уровня.


Кроме того, дальнейшее совершенствование оценки качества финансового менеджмента планируется путем совершенствования перечня показателей для оценки больших сфер деятельности ФОИВ, использования потенциала системы для оценки на основе консолидированных бюджетных данных федеральных органов власти, распространения охвата мониторингом качества финансового менеджмента других участников сектора государственного управления, применения новых подходов к оценке систем внутреннего финансового контроля и аудита ФОИВ и подведомственных им учреждений, реструктуризации перечня показателей, оценивающего качество бюджетного планирования главных администраторов бюджетных средств.

Реализация указанных выше мер будет создавать необходимые стимулы для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств.

Кроме этого сформулированные на период до 2018 года стратегические цели и задачи социально-экономического развития требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень.

Важнейшим мероприятием, проводимым в рамках упорядочения структуры государственного сектора экономики (далее - государственный сектор), в том числе сектора государственного управления, является законодательное урегулирование вопроса об отнесении институциональных единиц к определенным секторам экономики.

В частности, организации, созданные публично-правовыми образованиями и получающие финансовые средства из бюджетов публично-правовых образований, в том числе в форме субсидий, могут быть отнесены к различным секторам экономики, как к сектору нефинансовых корпоративных предприятий или сектору финансовых учреждений, так и к государственному сектору, включающему в себя сектор государственного управления.

В связи с этим необходимо формирование новых подходов, позволяющих сформировать бюджет, опирающийся на идеологию эффективного государственного управления.

Полагаем, что таковыми должны стать следующие:

1) Нацеленность бюджета на реализацию реально достижимых в планируемый период целей, определяемых стратегическими приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации.

2) Устранение сложившегося бюджетного дисбаланса между федеральным центром и регионами.

3) Увязка бюджетно-налоговой политики с финансовой и денежно-кредитной политиками на основе приоритета решения задач экономического роста и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


4) Принятие в политике государственной поддержки экономики ориентира - достижение максимальной эластичности роста ВВП от изменения уровня государственного капитала.

5) Нахождение такой точки равновесия, при которой отрицательное воздействие на экономический рост от дополнительного увеличения доходов бюджета будет равно положительному мультипликативному эффекту от бюджетных расходов.

6) Приоритетное финансирование расходов с максимальной маржинальной продуктивностью на поддержку отраслей национальной экономики, обеспечивающих инвестиционное развитие, рост человеческого капитала, продовольственную безопасность.

7) Разграничение бюджетных инвестиций, направленных на увеличение темпов экономического роста, и капитальных вложений, преследующих другие цели, а также введение в Бюджетный кодекс РФ правила, ограничивающего пределы государственных заимствований Российской Федерации объемом бюджетных инвестиций, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

8) Первоочередное бюджетное финансирование инновационных НИОКР, направленных на улучшение экономических и социальных показателей уровня развития, создаваемых товаров и услуг, а также условий их производства (для средств производства и технологий основными улучшаемыми экономическими показателями могут бытьпроизводительность, экономичность, надежность и долговечность, изменение потребительских свойств выпускаемой продукции, а для потребительских товаров - выгоды для потребителя: охрана его жизни и здоровья, экономия затрат и времени, улучшение условий общения, получение новой информации и знаний, улучшение условий потребления других товаров и услуг).

9) Использование сырьевой ренты и средств Банка России для формирования Инвестиционного фонда развития национальной экономики (взамен показавшего свою низкую эффективность Инвестиционного фонда Российской Федерации), обеспечивающего непрерывный поток инвестиций в реальный сектор экономики страны, прежде всего, в производства, выпускающие продукцию для внутреннего потребления и несырьевого экспорта, в импорт технологий и оборудования.

10) Широкое использование финансового рычага для государственного стимулирования привлечения частных инвестиций (гарантии по долгосрочным кредитам предприятиям реального сектора экономики, производящим продукцию для внутреннего потребления и несырьевого экспорта; страхование инвестиций, налоговое инкрементальное финансирование и др.).


11) Формирование новой системы валютного регулирования и валютного контроля, обеспечивающей поступление валютной выручки на счета в уполномоченных банках, ликвидацию сформированной благоприятной среды для валютных спекуляций и вывода капитала за рубеж.

12) Создание законодательных барьеров против коррупции в бюджетной сфере и хищения бюджетных средств, а также незаконного вывоза капитала из Российской Федерации.

13) Введение персональной, в том числе материальной ответственности виновных лиц за неэффективное использование бюджетных средств.

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов является развитие системы «Электронный бюджет», а также информационных систем управления государственными и муниципальными финансами публично-правовых образований и организаций сектора государственного управления.

Важнейшим условием обеспечения эффективности государственных финансов является построение целостной системы открытости деятельности государственных органов, в том числе на базе информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет»). Целью создания системы «Электронный бюджет» является повышение информационной открытости и понятности действий органов власти, предоставление органами власти открытых данных, возможности для организации эффективного общественного контроля.

Как составная часть электронной модели государственного управления система «Электронный бюджет» нацелена на реализацию следующих задач (рисунок 3).

Рисунок 3 - Основные задачи системы «Электронный бюджет»[29]

Основные задачи системы «Электронный бюджет» являются:

- повышение качества и эффективности государственного управления, включая управление бюджетными средствами;

обеспечение открытости деятельности государственных органов, включая сам процесс этой деятельности, а не только публикацию отчетов;

- создание современных технологических решений, позволяющих гибко настраивать все бизнес-процессы и обеспечивающих возможность коллективной работы пользователей.

Для решения указанных задач Минфином России совместно с заинтересованными ФОИВ реализуются целый ряд мероприятий, в том числе:

- стандартизация бизнес-процессов и создание единых формуляров документов;

- систематизация информации, с обеспечением ее однократного ввода;